Присутствие
"Присутствие" - такое слово обычно употребляют для его обозначения, но это похоже скорее на острое отсутствие, на живое отверстие, на пустоту внутри нас - она шевелится, жжет,
подталкивает и подгоняет до тех пор, пока не становится реальностью,
единственной реальностью в мире - и тогда приходят сомнения: действительно
ли живы люди или только претендуют на жизнь? Именно это огненное "я" -
единственно подлинное "я" в мире, единственное, на что можно опереться и что
не подведет нас: "В центре нас находится сознательное существо, которое
властно над прошлым и будущим; оно подобно пламени без дыма. ... Его нужно
терпеливо освобождать [отделять] от своего тела", - говорится в Упанишадах
(Катха Упанишада IV.12, 13; VI.17). Это "ребенок, скрытый в тайной пещере",
о котором говорит Риг Веда (V.2.1), "сын небес с телом земли" (III.25.1),
"тот, кто бодрствует в тех, кто спит" (Катха Упанишада V.8). "Он - в
середине дома" (Риг Веда I.20.2), "Он подобен жизни и дыханию нашего
существования, он - как наше вечное дитя" (I.66.1), он - это "сияющий Царь,
который был скрыт от нас" (I.23.14). Это Центр, Хозяин, место объединения
всех вещей:
Солнечное пространство, где все известно навеки*.
The sunlit space where all is for ever known.3
Если мы хоть раз в жизни, на одно лишь мгновение почувствовали это
Солнце внутри себя, это пламя, эту живую жизнь - ведь есть так много мертвых
жизней, - то все изменяется для нас; все остальное тускнеет перед этим
воспоминанием. Это - та Память. И если мы доверяем этому горящему Агни, то
он будет становиться все сильнее, подобно живому существу в нашей плоти,
подобно неиссякающему стремлению. Мы будем чувствовать, как что-то в нас
концентрируется все больше и больше и испытывает острые муки заключения, как
будто оно стремится и не может прорваться наружу: Ужасное ощущение, как
будто что-то ограничивает ваше видение и ваши движения; все ваши попытки
форсировать переход приводят лишь к тому, что вы оказываетесь перед стеной.
И вы толкаете, толкаете вновь и вновь, но все тщетно, - говорит Мать. Затем,
в силу исключительной потребности, благодаря исключительной силе воли и
настоящей агонии, вызванной этим удушьем, психическое напряжение достигает
однажды своей критической точки, и мы обретаем переживание: Давление
становится настолько большим, напряженность вопроса - столь сильной, что в
сознании наступает некий переворот. Вместо того, чтобы будучи вовне,
пытаться заглянуть внутрь, вы оказываетесь внутри; и в тот самый момент,
когда вы оказываетесь внутри, меняется радикальным образом абсолютно все.
Все, что казалось истинным, естественным, нормальным, настоящим, ощутимым,
кажется теперь гротескным, смешным, нереальным и абсурдным. Вы
соприкоснулись с чем-то в высшей степени истинным и вечно прекрасным; вы
никогда уже не потеряете это. "О, Огонь, когда мы должным образом
поддерживаем тебя, тобой растем мы и ввысь и вширь, вся слава и красота - в
твоих желанных красках и твоем совершенном видении. О, Безбрежность, ты -
полнота [изобилие], несущая нас к концу нашего пути; ты - многообразие
богатств, рассеянных повсюду, со всех сторон" (Риг Веда II.1.12). Перед нами
открывается новая жизнь, как будто раньше мы никогда не видели дневного
света: Положите призму на одну из граней, - говорит Мать, - и свет будет
белым; переверните ее - и увидите преломление света. Это как раз то, что
происходит: вы восстанавливаете белый свет. Мать описывает это переживание и
таким образом: Вы сидите как бы перед закрытой дверью, массивной бронзовой
дверью, желая, чтобы она открылась и позволила вам войти. Для этого вы
концентрируете все ваше устремление в единый луч, который начинает толкать,
толкать эту дверь, ломиться в нее все сильнее и сильнее, с возрастающей
энергией до тех пор, пока дверь внезапно не откроется и не впустит вас. И вы
входите, как будто вас вытолкнули на свет.
Это и есть истинное рождение.
Шри Ауробиндо.
«Диван Шамса Тебризи» Джелал ад-Дин Руми
Всему, что зрим, прообраз есть, основа есть вне нас,
Она бессмертна - а умрет лишь то, что видит глаз.
Не жалуйся, что свет погас, не плачь, что звук затих:
Исчезли вовсе не они, а отраженье их.
А как же мы и наша суть?
Едва лишь в мир придем,
По лестнице метаморфоз свершаем наш подъем.
Ты из эфира камнем стал, ты стал травой потом,
Потом животным - тайна тайн в чередованье том!
И вот теперь ты человек, ты знаньем наделен,
Твой облик глина приняла,- о, как непрочен он!
Ты станешь ангелом, пройдя недолгий путь земной,
И ты сроднишься не с землей, а с горней вышиной.
О Шамс, в пучину погрузись, от высей откажись -
И в малой капле повтори морей бескрайних жизнь
Большая Касыда (фрагменты)
Глаза поили душу красотой…
Любовь моя, я лишь тобою пьян,
Весь мир расплылся, спрятался в туман,
Я сам исчез, и только ты одна
Моим глазам, глядящим внутрь, видна.
Вокруг пустыня. Жаждою томим,
Я словно разлучен с собой самим.
И мироздание вместить смогло
Все, что во мне сверкало, билось, жгло
И, истиной наполнившись моей,
Вдруг загорелось сонмами огней.
И тайное мое открылось вдруг,
Собравшись в солнца раскаленный круг.
Как будто кто-то развернул в тиши
*Священный свиток – тайнопись души.
Его никто не смог бы прочитать,
Когда б любовь не сорвала печать.
А я… я скрыт в тебе, любовь моя.
Волною света захлебнулся я.
Мне это тело сделалось чужим,
Я сам желаю разлучиться с ним.
Ты ближе мне, чем плоть моя и кровь,
- Текущий огнь, горящая любовь!
И, внутрь войдя, в исток спускаюсь вновь,
Весь претворясь в безликую любовь.
В одну любовь. Я все.
Я отдаю Свою отдельность, скорлупу свою.
И наконец я смысл беды постиг.
И полюбил ее ужасный лик.
Тогда сверкнули мне из темноты
Моей души чистейшие черты
О, до сих пор, борясь с собой самим,
Я лишь любил, но нынче я любим!
*Моя любовь, мой бог – душа моя.
С самим собой соединился я.
Я закрывал глаза, чтобы предмет
Не мог закрыть собой глубинный свет.
*Но вот я снова зряч и вижу сквозь
Любой предмет невидимую ось.
Мои глаза мне вновь возвращены,!
Чтоб видеть в явном *тайну глубины
И в каждой зримой вещи различить
Незримую связующую нить.
Везде, сквозь все – единая струя.
*Она во мне! . И вот она есть я.!
Будь счастлив тем, что ты живешь, любя.
Любовь высоко вознесла тебя.
Ты стал главою всех существ живых
Лишь потому, что сердце любит их.
Для любящих – племен и званий нет.
Влюбленный ближе к небу, чем аскет
И чем мудрец, что, знаньем нагружен,
Хранит ревниво груз былых времен.
Сними с него его бесценный хлам,
И он немного будет весить сам.
Ты не ему наследуешь.
Ты сын Того, кто знанье черпал из глубин…
Ибн аль-Фарид.
Свидетельство о публикации №219031500216