Философ Деррида и Россия

Я сидел напротив крепкого приземистого философа и слушал его неторопливые французские размышления о мыслителях: мысль-то правильная - человек прежде всего должен состояться в собственной стране, чтобы затем выйти на мировые подмостки. Умный человек был, а понимал ограниченно- в России другой принцип работает: признание в этой стране приравнивается к признанию тебя идиотом. Здесь и кроется загадка русского творчества: Достоевский писал об убийцах и психически больных личностях, Толстой об изменах и войнах, Булгаков о нечистой силе и греховной страсти, Чехов о маленьком наглом человеке, Горький о пьяной мужицкой душе, Есенин о разухабистой непристойной жизни. Список бесконечен. И всех их в какой-то степени признавали, начиная с Радищева, полоумными. Деррида прав - страна признает своих героев, а потом вся мировая братия восхищается ими. - Но с оговорками: очень показателен пример Солженицина -он всю жизнь прожил среди тюремных надзирателей и получил от них посмертное признание. В этой стране творческих людей казнят либо словом либо плахой: признание полоумными есть награждение тебя титулом творческого гения.- А если приговорят к смертной казни - Радуйся! Ты -гений! Люблю Дерриду за возможность интерпретации его философских конструкций.


Рецензии
Понравилось

Иван Свободов   03.09.2022 22:14     Заявить о нарушении