Сквозь годы 69

          "Ночи Кабирии". Эссе. Глава 4.

     ...Но Кабирия жить не умеет. Так думает и она сама, сидя на крыльце...Но вот видно иное лицо Кабирии - она внезапным резким движением прогоняет с колен петуха, она становится решительной: теперь меня не проведешь! Она решила обороняться и от мира, и от самой себя, от своей доверчивости, от своей слабости - Кабирия хочет быть сильной, неуступчивой, она теперь знает, что почёи... И идёт УТВЕРЖДАТЬСЯ!..

     Мы её видим на панели. В кургузом жакетике из каких-то пёрышек, в обтягивающей хрупкие бёдра застиранной юбчёнке, в стоптанных босоножках ЭНЕРГИЧНОЙ походкой врезается она в вечернюю суматоху "своей" площади. Остановившиеся глаза ещё полны горя. Тут - вся Мазина во всей её поразительной индивидуальности. Горе в душе. Тем более надменно и независимо заставляет оно Кабирию шествовать по своему "участку". Кабирия вышла на РАБОТУ, и идёт она вызывающе, даже лихо: помнит своё "амплуа". Злобно, склочно, вполне профессионально бранится с конкурентками. Бойко, с азартом отплясывает мамбо на площади среди сутенёров, девок и зевак. Что она чуть было не погибла - это забыто, пережито, запрятано вглубь, наступил ДЕЛОВОЙ вечер с его деятельной прозой, с его торговлей...

     И вдруг ВСЁ меняется: Феллини даёт пешке неожиданный ход: как во сне, как в сказке, Кабирии выпадает капризная премия судьбы. Богатый красавец, киноактёр, "звезда", сам Амедео Надзари, ПОМАНИЛ к себе, посадил в роскошную машину, повёз в ночной клуб, потом на свою виллу...Кабирия и дичится,и восторгается, и не верит глазам своим, но всё же везде - в роскошном кабаке, в сверкающем автомобиле, в белых аппартаментах баловня судьбы - упорно и смешно старается сохранить невозмутимое достоинство: с лёким пренебрежением, с высокомерной даже усмешкой смотрит она на танцовщиц ночного клуба..."Ночные бабочки" высокого пошиба с изумлением смотрят на вульгарную, смешную, НЕУМЕСТНУЮ партнёршу "самого" Надзари. Смотрят как на экзотическую его прихоть. Да это так и есть...

     И всё же Кабирия постоянно находит точку опоры для своего поведения, своей "игры". Дело в том, что огромная социальная дистанция, отделяющая её, несчастную, обществом отверженную и оскорблённую, от богача, с точки зрения Кабирии, - явление НОРМАЛЬНОЕ, вот в чём суть.

     Кабирия считает, что ТАК и должно быть, такова реальность: блажь богача, её "работа", и каждый на СВОЁМ месте общественной лестницы - он на своём, она на своём. Он имеет право на роскошь, она, бывшая и под забором, имеет "право" стать его капризом, его развлечением. Такова мировоззренческая опора этого своеобразного чувства независимости...

                Продолжение следует...

    


Рецензии