Ч. 2. Глава 11. Испытание

Время шло. День за днём сменяли друг друга. Мама все ещё была у бабушки. Ей становилось лучше, и была надежда на то, что к Новому году, к самому любимому Славкиному празднику,  мама вернётся домой.  А пока мамы ещё не было дома, Славика  на выходные стала забирать к себе тётя Вика. Папа был очень ей признателен за это, потому что он решил заняться ремонтом ванной комнаты в мамино отсутствие. И дел у него было невпроворот.
 С помощью Леры Славка уже так хорошо выучил закон и обещание следопытов, что казалось, если его разбудить среди ночи, то он расскажет все это без запиночки. Лера оказалась хорошим учителем – не нудным и помогающим вникнуть в суть дела. Она не просто  помогала запомнить, но и делала пояснения к этим пунктам.
- Слава, как ты понимаешь такой пункт: «С благоговением относиться к богослужению?»
- Ну, Лер, это значит тихонько сидеть в церкви, не разговаривать, не шуметь.
-Ага, верно! А представь такую ситуацию: сидит какой-нибудь следопыт на богослужении, тихо так сидит, никому не мешает. А там проповедь идёт. Вот сидит он и прямо в самые глаза пастора смотрит, да ещё и головой  ему кивает,  поддакивает. А пастор говорит проповедь, смотрит на такого следопыта, глядящего ему в самые глаза, и думает, что вот ведь какой молодец наш следопыт, так внимательно меня слушает, не отвлекается.   А этот следопыт на самом деле в это время думает: «Э-эх, я ведь на пятом уровне как застрял, так и не могу с него сдвинуться! Ну что же это за игра такая вредная попалась! Вот сейчас домой приду и обязательно пройду её до конца!» Ну что, тогда он с благоговением относится к богослужению, когда не шумит, никому не мешает, а в голове у него вот такие мысли в это время?!
 А в следующий раз, когда они разбирали пунктик «Жить с песней в сердце», Лера  опять спросила, как Слава его понимает?
- Не унывать, наверное. Не терять надежды в трудную минуту!- ответил  её друг.
- Точно! А представь такую картину: сидит Слава на уроке математики, и тут вспоминает, что ему же надо соблюдать закон следопытов, который велит жить с песней в сердце! И как запоёт Слава на весь класс: «Во поле берёза стояла! Во поле кудрявая стояла!» А наша учительница Маргарита Абрамовна спрашивает: «Слава, что с тобой? Что случилось?!» А Слава ей отвечает: «Ничего не случилось, Маргарита Абрамовна! Я просто закон следопытов соблюдаю – живу с песней в сердце!»
Трудно было Славке не рассмеяться от такой забавной ситуации, когда он представил себя орущим песню про берёзу, что стояла в поле,  во всё своё горло! Хохотали от души вместе!
Смех смехом, а предоставила жизнь очень скоро нашему Славе на деле проявить  один из выученных им пунктов закона следопытов – «Быть правдивым».
Ну кто из нас не знает, что обманывать не хорошо?! Даже маленькие дети в детском саду знают эти всем известные истины! Но, к сожалению, мало найдётся таких людей, которые ни разу в жизни никого не обманывали… Жизнь каждому из нас время от времени преподносит экзамены на честность, на верность, на прощение и порядочность. Если выдержали их, то молодцы, слава Богу! Ну, а если уж не сдали экзамен, то  тогда есть нам над чем подумать и есть, что исправить в своем характере.
Славке давно казалось, что вопрос с его честностью – уже решённый вопрос!  Ну не обманывал он уже очень давно! Он без лукавства всегда говорил маме и папе то, что, например,  разбил  вазу или потерял  только что купленный мяч. Родители в таких случаях больше хвалили за честность, чем ругали за проделки. Поэтому  как-то и легко было им признаваться.  Словом, запоминая этот такой простой пункт закона следопытов, состоящий всего-то из двух слов «быть правдивым», Славик  даже и подумать не мог,  в какую историю он скоро влипнет и какое испытание   вскоре ему придётся пройти!
У Леры был в память о папе  носовой платок. Такой большой, какие бывают у мужчин.  Тот самый, который был с ним в кармане пиджака в день трагедии. И  Лера очень-очень дорожила им и прямо тряслась, боясь его потерять,  в память о своем любимом отце. Она даже говорила, что он до сих пор пахнет папой.
- Вот понюхай, Славка! –говорила она, - чувствуешь, такой строгий запах есть у него, мужской?!
- Ого?! Конечно, чувствую, - без тени смущения заявлял её друг, хотя сам кроме запаха туалетного мыла, оставшегося после стирки платка, ничего на самом деле  и не ощущал. Но какое это имело значение, если это так было важно для Леры если ей так хотелось, чтобы он почувствовал тот папин запах?! Да не мог Славка упереться и сказать Лере, что её, то есть папин платок никак уже не может пахнуть папой, потому что триста раз уже был стиран и перестиран. Если для Леры это было так важно, значит платок   будет пахнуть именно тем, чем ей хочется! И Славик подыгрывал ей:
- Лера, а как ты думаешь, почему он так долго хранит в себе папин запах?
- Я тоже об этом думала. Мне кажется, что он в тот страшный день специально впитал в себя все запахи папочки – туалетной воды, запах его тела и дезодоранта, как будто зная, что для меня это будет важно. Когда я пришла в себя после комы, то спросила у мамы, осталось ли у нас что-то такое от папы, чтобы  я легко могла носить с собой, и чтобы мне напоминало о нём. И тогда мама принесла мне вот этот платок. Я в больнице часто нюхала его, и когда плакала, то именно им вытирала свои слёзы. Мне казалось, что сам папа своей рукой вытирает мне  их и как бы говорит: « Доченька, не плачь! Всё будет хорошо!»  И я быстрее успокаиваюсь. Знаешь, Славик, я так долго не решалась это платок постирать… Думала, что после стирки он потеряет все папины запахи. Мама говорила, что он  у меня уже пах больницей, а не папой.  Но самое удивительное, что и после стирки  платочек не перестал пахнуть папой. Вот поэтому, - тут Лера глубоко вздохнула, - этот платок всегда со мной, и я очень дорожу им.
- Ну и правильно, Лера! Знаешь, почему мама не чувствует уже запаха папы, а ты чувствуешь?
- Почему?
- А потому, что  у незрячих, таких, как мы, обостряются все чувства и мама уже не могла уловить  в платке то, что ты всё ещё чувствовала. Это такая компенсаторная особенность  есть у слепых людей – они лучше слышать начинают и обоняние у них становится острее.
И сейчас, спустя где-то месяц после того разговора, когда Славик очень хотел стать следопытом и заучивал, что надо «быть правдивым», с этим самым платком приключилась неприятная история. А вернее сказать, что приключилась она со Славкой.
Пошла как-то  у Славика из носа кровь. Бывали у него периодически такие неприятные явления.  Они как раз сидели с Лерой на своей излюбленной скамейке. Славка не сразу и понял, что у него кровь закапала. А потом прямо даже полилась теплой струйкой. И надо же было такому случиться, что своего платка на этот момент у Славика не оказалось.
- Возьми мой! – предложила Лера.
- Это папин?!
- Папин.
- Не надо, Лера! Я сейчас в  медпункт сбегаю, мне там вату дадут!
- Держи! До медпункта ты ещё весь забрызгаешься!
- Но ведь он запачкается, Лера!
- Ничего, отстираем! Держи! Только, Славка, не потеряй!
- Ну что ты, Лера! Ни за что!
Так Славик и побежал с её платком в медпункт. Он точно помнил, что Лерин платок положил в правый карман своей кофты. Но потом, когда он оказался уже в своей комнате, то платка там не оказалось!
- Только не это! Только не это! – причитал Славка, рыская по своим карманам. Платка не было.
Он побежал обратно в медпункт, в надежде, что обронил его именно там.
- Тебе что-то ещё, Миронов? - спросила медик.
- Я здесь у вас обронил платок носовой!
- Нет здесь никакого платка!
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно, Анна Сергеевна! Это очень важный платок! Я пришел к вам с этим платком, а теперь его у меня нет! – чуть ли не со слезами произнёс Славик.
- Миронов, я тебе со всей серьёзностью заявляю, что никакого здесь платка нет! Может быть, ты его по дороге обронил?
Эти слова Славка услышал уже себе в спину, выходя из медицинского кабинета. Он и сам уже так думал. Тогда ему по дороге в комнату встретилась классный руководитель Наталья Леонидовна и участливо помогла ему эту самую кофту снять, поскольку она вся была закапана кровью. Точно! Вот тогда он и обронил платок!
 Подгоняемый новой надеждой, Слава припустил к тому самому месту встречи. Он обшарил там весь  пол, он  прополз на коленках весь коридор, пытаясь нащупать свою пропажу. Платка нигде не было!
Потом ему пришла идея обратиться к  уборщице Галине Александровне -   доброй и уже пожилой женщине, которая всех ребят в школе знала и  обращалась с ними как со своими родными внуками. Он поведал ей о своей беде и  попросил пройти с ним весь его путь от медпункта до его комнаты. Прошли. Платка нигде не было.
- Не убивайся так, соколик ты мой! Найдётся твой платочек!  Даст Бог, так найдётся или принесёт кто-нибудь!
- Так кто ж его, весь закапанный кровью принесёт? Увидят, что испачканный он и сразу в урну и выбросят! Уже выбросил кто-то!  Нет его нигде!  Это очень важный платок! Очень важный!
- Подарок что ли чей, а?!
-  Память об одном человеке, а я его потерял! Да и платок-то не мой! Ой, что теперь будет?!
- Ну, тогда проси Господа Бога, чтобы помог отыскать твою ценность!
Эти слова Галины Александровны были как гром среди ясного неба! Точно! Он совсем забыл, что теперь знает, Кто ему сможет помочь!
В комнате Сева встал на колени и попросил Небесного Отца помочь найти ему платок Леры.
Вскоре прозвенел звонок на ужин. Славка так был расстроен, что у него не было никакого аппетита. Больше всего он боялся встречи с Лерой и всех объяснений. Но идти было нужно, иначе Лера непременно прибежит сама, а это будет еще хуже.
В столовой они, как всегда сели рядом на свои места.
- Славка, как ты себя чувствуешь? Что с твоим носом?
- Жить буду! – произнёс он как можно более беззаботным тоном, и, в свою очередь, опасаясь  ещё одного встречного вопроса, затараторил:
- А ты что же, Лера, думала, что я уже без сознания  от потери крови лежу в медпункте, еле дыша?! – и наигранно засмеялся – Не дождётесь! От этого ещё ни один человек не умер! Ну подумаешь, кровь из носа пошла! В первый раз что ли?! Может быть, давление подскочило, а может ещё что-то! Кто его знает?!
- Святослав, ты чего это на всю столовую сегодня раскричался?! – это была Любовь Анатольевна, которая не замедлила отреагировать на излишнее возбуждение своего воспитанника. – Когда я ем… - помнишь продолжение-то?
- Помню-помню, Любовь Анатольевна! Я ведь и так ем!
- Так ты молча ешь-то, Святослав, молча!
- Молчу-молчу, - и Славка замолк, усиленно постукивая ложкой о дно тарелки.
На какое-то время за столом установилась тишина. Спустя пару минут  Лера тихо прошептала:
- Слав, а ты принёс?
- Лер, я тебя не слышу, мне Любовь Анатольевна велела быть глухим и немым, пока я ем!
- Ну, во-первых, она велела тебе  только молчать, а про глухоту она ни слова не сказала. Хватит с нас и того, что мы слепые! Ну так ты принёс?
- Что принёс? – Славка сделал вид, что не понял вопроса.
- Ну платок, конечно.
- Какой платок? А! Платок! Ну так, Лера, конечно, не принёс! Ну посуди сама! Он весь ведь в крови у меня был, как я тебе его в таком виде принесу? Я его сперва замочил в воде. Мама меня учила, что кровяные пятна надо сперва в холодной воде замачивать. Ну так вот, я его намылил, как следует, выждал полчаса для надёжности и потом как следует выстирал. Так что он сейчас мокрый-премокрый. Вот я и думаю, мол, чего я Лере мокрый платок-то понесу? Вот он высохнет хорошенько, да я его ещё как следует поглажу потом! Уж платки –то я точно умею гладить! Ты не переживай, я очень аккуратно! А потом тебе и принесу, будет как новенький у тебя! Ты не против, если завтра на занятия и принесу? Или даже на завтрак, Лера! Чего до занятий-то тянуть! На завтрак и принесу, договорились?
-Договорились. – вздохнула Лера. – Только обязательно на завтрак, Слав, хорошо?
- Хорошо, Лер!
Весь вечер Славик не знал, куда себя деть. Лере сослался на плохое самочувствие, что, мол,  пожалуй, ему сегодня  лучше отлежаться, раз так кровь сильно хлынула. Он и в самом деле лег в кровать и весь вечер думал о том, что же он наделал и как ему теперь быть.  Он никак не ожидал от себя, что вот так вот гнусно и нагло начнёт лгать. И кому лгать-то? Своей лучшей  подруге – верной, заботливой и такой доброй, мудрой Лере. Славка даже всплакнул. Он боялся одновременно всего -  боялся признаться Лере, что потерял  платок её папы, боялся  слёз  и горя Леры от такой потери. Но больше всего он боялся, что  навсегда потеряет дружбу и доверие своей подруги, что больше никогда они вот так не смогут сидеть на своей скамейке и беззаботно чирикать о том, о сём. Не будет больше поездок с Лерой к ней домой и посещения клуба следопытов. Да и о каких следопытах может теперь вообще идти речь? Кто его теперь туда пустит – обманщика и труса? Он не знал, что ему теперь делать. Он запутался. Ему было страшно, горько и стыдно. И одиноко… (Дорогой читатель, а какой бы совет ты дал Славе, если бы был рядом с ним? И как бы поступил на его месте?)
Вот так вот наш Слава лежал в своей кровати, шмыгая носом и утирая слёзы. И  в своей такой казалось, безнадёжной ситуации он снова стал молиться Богу:
- Господи, прости, что я  сегодня потерял такой важный для Леры платок, что  обманул её. Я не знаю, что мне делать. Я подвёл Леру. Я предал нашу дружбу. Мне страшно, что я останусь один, и больше никогда у меня не будет такой подруги. Она не простит меня. Как можно, Господи, простить такое? Я потерял память об её отце. Что мне делать?  Помоги мне, Господи!   И, пожалуйста, помоги  найти платок. Даже не ради меня, а ради Леры, чтобы она не плакала, чтобы она не грустила по папе. Я очень сильно виноват, я так сильно ее подвёл! Прости меня, Господи! Смилуйся над Лерой!
Мучимый угрызениями совести, Славка так и не заметил, как заснул.
Наутро он снова сбегал к Галине Александровне, чтобы узнать, не нашла ли она его платка. Не нашла. Последняя надежда была потеряна. Бог не помог. Надо было выкручиваться как-то самому. Славка побежал снова  к себе в комнату, достал из своей тумбочки  стопку таких же больших мужских платков, как у Лериного папы. Выбрал из них на ощупь тот,  который как ему казалось, очень напоминал платок Леры. Да и какая разница? Она ведь все равно не видит! Запаха от папиного платка все равно уже давно нет, это всё она выдумала.  Славку уже несло, и он не в силах был остановиться. На завтраке он  первым, не дожидаясь вопроса Леры, протянул ей платок:
- Вот, я как и обещал. Принёс тебе папин платок, Лера! Держи! Чистенький!
Лера взяла в  руки  своё сокровище. Конечно, Славка не мог видеть, что она делала, но  слышать мог. Он слышал, как она несколько раз  понюхала его, и как предположил Славик, расправила и начала ощупывать.
- Слав, ты уверен, что это мой платок?! – спросила она таким тихим голосом, что Славка еле-еле его расслышал.
- Лер, ну, конечно, уверен! А чей же еще? Моего дедушки что ли? – и Славка так уродливо хихикнул, что самого передёрнуло от этого своего смешка.
- Но он совсем не пахнет папой! Это не тот платок!
-Лер, ну конечно не пахнет! Я ведь тебе вчера рассказывал, что полчаса его отмачивал в мыльном растворе. За это время, знаешь ли, любой запах испарится!
- Да, но он и мылом тоже не пахнет. Это не мой платок! Куда ты дел папин платок, отвечай!  Верни мне папин платок!
-Лера, да ты чего выдумала-то? Это и есть платок твоего папы! Клянусь тебе!
- Врёшь! Это не он! Я его из тысяч самых разных платков узнаю – по запаху и на ощупь. Ты обещал, что с ним ничего не будет! – всё сильнее и сильнее волновалась Лера – Как ты мог, Славка? Ведь я же тебе доверяла, как себе самой! Отвечай, куда ты его подевал? Что за муляж ты мне подсунул?
Тут подошла Любовь Анатольевна:
- Валерия, что у вас тут происходит? Вы в последнее время какие-то слишком возбуждённые.
Но Лера как будто её не слышала, а всё твердила своё:
- Как ты мог, Славка, как ты мог? Я тебе так доверяла!  Больше не приближайся ко мне ни на шаг! Знать тебя не хочу!
Последние слова Лера произнесла с таким чувством и отчаянием, что Славка понял, что их дружбе пришёл конец, что она никогда-никогда не  простит ему эту ложь и потерю платку. Он услышал  удаляющиеся всхлипы своей подруги. Но у  него не было ни сил, ни желания сейчас её догонять и что-то говорить. Да и что он мог сказать? От горя и безнадёжности Славка, не стыдясь никого, тоже заплакал. Он плакал горько и безудержно, со всхлипами, как плачем мы только, пожалуй,  в детстве. 
… И тут Слава проснулся. Он проснулся от собственных своих всхлипов и сотрясаний всего тела. Лицо было мокрым от слёз. Славка сел на кровати, пытаясь понять,  что же всё же было сном, а что – явью. Он нажал на кнопку часов и они сообщили, что было шесть часов и пятьдесят три минуты.
 Так это был сон! Видимо, он, обуреваемый совестью,  вчера заснул в думах о потерянном платке. И какой же страшный сон увидел! Настолько реальный и правдоподобный!
- Спасибо, Господи, что это было  всего лишь сном! Я знаю теперь, что буду делать!
Славик быстро соскочил с кровати, умылся и отправился к Лериной комнате.  Он просто уже не мог ждать. Ни одной лишней минуты. Он знал, что она просыпалась рано и не была засоней.  Он постучал в дверь. Тишина. Тогда он приоткрыл ее  и тихо  позвал:
-Ле-ра! Лер!
- Слав, это ты? Случилось чего?
- Случилось… Приходи на скамейку, я буду там тебя ждать!
Ждать пришлось не долго. Лера, подсев к другу, с тревогой спросила:
- Ну, чего там у тебя произошло, выкладывай!
И тут Слава как на духу, выпалил ей всё-всё, что приключилось с ним вчерашним вечером, как  он ползал по коридору в поисках платка, как они с Галиной Александровной обошли все этажи и как он подло и низко её обманул. Нет у него никакого платка. Он его потерял. Он очень сильно сожалеет и просит прощения о том, что потерял, что обманул. Он подлый трус и лжец. Ему нет прощения…
Лера слушала тихо, без вопросов и комментариев. И Славка даже засомневался на какой-то момент – здесь ли она ещё?
-Лер, ты здесь?
- Здесь, Слав. Я просто  размышляю…
- Лер, прости меня, пожалуйста. Я очень виноват..
-Знаешь, Славка, я думаю, что Бог почему-то допустил эту ситуацию в моей и твоей жизни. Видимо, каждому из нас есть то, чему нужно поучиться и что нужно понять. Пусть каждый сам для себя делает выводы. Я думаю, Слав, что потеря платка по сравнению с потерей папы – это такая мелочь. Я слишком сильно тряслась над ним и  в самом деле была близка к тому, чтобы сделать из него идола. Но ведь это всего лишь вещь, пускай даже и памятная. Но  платок  не стоит того, чтобы мне злиться на тебя и обвинять, чтобы наша дружба распалась из-за какой-то тряпочки! Я прощаю тебя, Славик и совсем не сержусь! Ты и так натерпелся за этот вечер…
Эти последние слова Лера опять произнесла так тепло и  душевно, как могла говорить на свете только она одна – его понимающая и великодушная  подруга.
На этом наша история с платком казалось бы и закончилась.
Но на занятиях в это же утро Наталья Леонидовна, объясняя новую тему, как бы между прочим, подошла к Славе и сказала:
- Славик, мне кажется, что этот платок принадлежит тебе! Он вчера выпал из твоей кофты, когда ты её снимал. Я увидела, что он запачкан кровью и решила вернуть тебе его сегодня. Получай! Он чистенький и даже выглаженный! Надеюсь, что ты не будешь против получить его  именно в таком виде, а?!


Рецензии