Северо-Запад. Часть 4

Выезд в Пыталово и Себеж


Перед отъездом на другой участок границы - в Пыталово, на латышский рубеж, Алекс ненадолго забегал с коллегами в ресторанчик «Хижина», где бывал Александр Сергеевич Пушкин и посетил городскую картинную выставку.
 Пятница, конец недели, мест свободных на электричку до Пыталово нет. Случайно встретили забайкальца Максимова, и он через проводников помог командировочным устроиться. В Пыталово встретили начальник отдела отряда Олег Зорняков и его заместитель Костин. Холодно, ночью пришлось  включать обогреватель.

История Пыталовского края, как и Печорского, уходит в глубь веков. В 1460-е годы формировалась третья линия обороны Пскова. Именно в это время было решено поставить на юго-западном рубеже крепость Вышгородок. Построили его в 1478 году, на реке Лоде (ныне Ладе). В шести верстах от него находилось небольшое сельцо под названием Пыталово. В сельце, которое впервые упоминается в 1782 г., проживало 13 крестьян. При строительстве железной дороги С.Петербург-Варшава на карте появилась полустанция, на название которой перешло название сельца.

Захолустная полустанция постепенно менялась. Особенно она расширилась во время  первой мировой войны. Согласно условиям Рижского мирного договора 1920 года часть территории Островского уезда (в т.ч. Пыталово) была передана Латвии. По административному делению этот край вошел   в состав Люцинского (Лудза) уезда. Город Пыталово стал именоваться Яунлатгале (Новое Латгале). Весной 1938 г. город и станция были переименованы в Абрене.
Кто-то установил, что еще в 1224 году на Вышгородской горе была Абренская латышская крепость. А если точнее, «Абрене» («абра» - квашня) в переводе с латышского, означает «увлажненное, понижение почвы».

4 июля 1941 г. Абрене захватили фашисты, началась трехлетняя оккупация. После войны земли вернули Пскову, а в 1965 г. был восстановлен Пыталовский район. В октябре 1991 г. появилась  Пыталовская таможня, автомобильные пункты пропуска «Гавры», «Лудонка», а затем «Убылинка».
-Александр Христофорович, - что первое услышал Алекс по утру, - наш край богат известными лицами.
-Например, - спросил он Зорнякова.
-Известный пыталовцев Никонов, экономист-аграрник. В 1985 г. был заместителем председателя Госагропрома СССР и, потом, в Пыталово родился киносценарист известного фильма «Москва слезам не верит» Черных.
-Про Черных что-то слышал, а вот про Никонова, увы, темный лес. Лучше скажите, что у нас сегодня по плану.

-Как заранее предупредили, знакомство с участком.
-Добро, завтракаем и вперед.
Пока колесили по пограничным дорогам, в отряде задержали двух нигерийцев из Московского института «Дружбы народов». Шли в Латвию. Раньше пытались выехать на поезде на себежском направлении. Их задержали и передали в ТО, в Псков, затем отправили в Москву, а они опять оказались в Опочке. Нашелся местный житель, который  согласился за 50 долларов проводить их к границе.
-С кем в первую очередь надо бороться,  с нигерийцами или со своими? - спросил Алекс у коллег.
-И с теми , и с другими, - нашелся быстро соображающий Костин, - но со своими построже надо. Разболтались и потом сплошная беднота, а тут доллары!

Смотрели материалы по границе с Латвией. Общая протяженность участка –  282 км. Государственная пограничная охрана (ГПО) ЛР входит в состав МВД, численность-4203 человека. В Главном управлении – пять управлений, территориальных управлений (ТУПО) -9, пограничных отделов – 30. На Восточном участке, граничищем с РФ, Вилякское, Лудзенское и Дагавпилское ТУПО. В каждом по пять пограничных отделений. Оперативная работа у латыышнй, как и в Эстонии, возложена на информационные службы. В каждом ТУПО два отдела: оперативной работы (4 человека) и отдел дознания (2 человека).

Записал Алекс в записную книжку некоторые сведения по Латвии: президент Вайра Вике Фрейберга, Премьер – Андрис Шасле, министр иностранных дел – Индулис Берзиньш, министр обороны – Гирт Валдис Кристовскис,  начальник Пограничной службы – Гумерс Даболиньш. Начальник Главного управлении полиции в Риге Айварс Григулис.
Со временем Айварс займет пост атташе государственной полиции Латвии в Москве. На границе действуют автопереходы: Луденка – Виентула; Убылинка-Гребнево; Бурачки-Терехово. Железнодорожные переходы: Пыталово – Карсава; Себеж – Зилупе
В отряде кроме Алекса работала группа воспитателей во главе с генералом Ярковым.  Встретиться с ним не получилось, так как все время находился на колесах. До обеда работали в отряде, после обеда на ОКПП тоже с названием «Пыталово». В отряд с ОКПП за Алексом приезжал старший лейтенант Супрун. Молодой толковый офицер. Начальника отдела на ОКПП Кочеткова нет, он в отпуске. Остальные офицеры: Епачинцев С.А, Сташков  Д.А. были на месте.

Епачинцев ранее служил на Дальнем Востоке, затем в Казахстане, где состоял советником от Оперативной группы РФ в Чундже, был знаком с Сергеем Макаренко. Значит он еще продолжал служить в Алма-Ате под руководством Закиева. В Кустанае у Епачинцева осталась мать, которая болела и он всячески старался ей помочь.
Супрун из г. Сумы, окончил Военный институт с английским и немецким языками. При общении с ним Алекс вспомнил другого Супруна – из ЦОА в Алма-Ате. Наверняка, как и Макаренко находится еще при исполнении.  В будущем Пыталовский Супрун окончит КИ и в Пыталово  не вернется, а Сташков станет успешно внедрять наработанный латвийский опыт на финском участке в г. Костомукша.

В Себеже, куда Алекс выехал после Пыталова, начальник отдела на ОКПП майор Авдеев Виталий Алексеевич. Ранее служил в Пыталовском (8-м) отряде под началом у Владимира Киреева, был заместителем коменданта в Красногородске. С октября 1997 г. начальник отдела на ОКПП. Проблемы на границе здесь те же: незаконная миграция, наркотики.
Офицер, исполняющий обязанности информатора и дознавателя, - из армейских сокращенных летчиков. Фамилия его Бумаков и он уже написал рапорт на увольнение. Службу начал в 1991 г., а в 1997 г. уже был сокращен. У Авдеева много апломба, нет контакта с командиром части, конфликт с райотделом ФСБ.  Позднее, по заслушиванию на совещании в управлении, приняли решение от начальства отвести, перевести в ТО Псков на должность офицера.

При подведении итогов командировки, Алекс обратил внимание Володи Киреева, Вячеслава Тычкова и Юрия Васильева на  условия для многочисленных нарушений. Факт, что эстонское влияние на жителей Печерского района усиливается посредством негласной паспортизации.  Это часть программы соседей по территориальной проблеме и созданию своеобразной пятой колонны. Так, на острове Колпин Чудского озера из 160 жителей 2/3 имеют эстонские паспорта и ориентированы социально и экономически на Эстонию. Это может привести к не желательным последствиям.
В отрядах нет для задержанных изоляторов временного содержания (ИВС). Указания построить - есть, а изоляторов нет. Прибалтийские отряды  создавались (размещались по выводу из Прибалтики) на скорую руку - кто успел, тот и съел. Про ИВС забыли, а как же работать с нарушителями? Виноваты и традиции. Отряды выводились из региона, где в советское время нарушителей практически не было – море охраняло границу, а служивые грелись на пляже. Отсюда и нынешний беспорядок, и результаты по противодействию контрабандной деятельности, мягко говоря, скромные. Не выявляются пособники.

На озерном участке слабо контролируемая зона. Офицеры границы «в люди не идут», а потому не знают, что происходит в населенных пунктах, в рыбацкой среде и на нее не опираются. Нет необходимой профилактической деятельности с использованием СМИ.  Порекомендовал местным начальникам больше писать «О роли руководства учреждений и предприятий в обеспечении порядка по побережью Чудского озера», теснее общаться с охранными структурами, организовать «День выезда по работе с местным населением».

Пора покидать древний город. Было время, когда Псков слыл одним из наиболее развитых, и красивых русских городов. Польский ксендз Пиотровский, участник осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г., записал в походном дневнике: «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж! Помоги нам, Боже, с ним справиться!..». Сейчас это скромный провинциальный областной город на 300 тысяч населения. Не Париж, но в нем есть своя изюминка. Город почтенный, истинно русский, с большими традициями и культурой. Алексу он понравился не меньше чем ксендзу Пиотровскому.

В Пскове и в подразделениях на границе Алекс много общался с сотрудниками, всем интересовался  и набирался полезных знаний о недалеком прошлом бывшего Северо-Западного пограничного округа, когда в его состав частично входил участок нынешнего  Арктического регионального управления, откуда он прибыл.  АРУ стала самостоятельной, а бывший Прибалтийский пограничный округ, в полном составе покинул прежний,  ныне заграничный» участок, разместился на территории Псковской области и вошел в состав СЗПО-СЗРУ.

В Пскове первоначально был сформирован ОВО. Оперативный его состав представляли: полковник Кочелаев Ю.А., полковник Глен Николай Игоревич и майор Колдашев Александр Николаевич, которого  Кочелаев забрал позднее с собой в Мурманск офицером в отдел. Кочелаева в ОВО сменил Долгов Дмитрий Николаевич из  Выборга, а Долгова Владимир Киреев. Небольшая, но уже история.
На ОВО, как и сейчас на ТО замыкались 6-й и 8-й отряды, ОКПП «Печоры» и  «Пыталово». «Себеж» появился позднее. Руководителями этих органов были, соответственно, подполковники Мокеев Юрий Николаевич, Киреев Владимир Павлович, Крылов Андрей Валерьевич и майор Агрофенин Владимир Алексеевич. В тот период в 6-м (Псковском) отряде заместителем отдела служил Кочетков А.А, а офицерами Колодяжный С.В. и Васильев Ю.В. Про Васильева уже был разговор, Кочетков вскоре убудет в  Оперативную группу РФ в Алма-Ате, а  Сергей Колодяжный уже руководит отделом в Выборге.

8-й отряд в тот период, кроме Киреева, представляли: Зорняков О.А., Писный И.И., Калинин Н.И.. Заместителем в отделе был некто Ланге Анатолий Евгеньевич. Куда   делся Ланге, - не известно, но его фамилия Алексу больше не встречалась. Игорь Писный служил в отделе управления, а Николай Калинин руководил отделом на ОКПП «Пыталово» и вскоре тоже переведется в Петербург.

К  прибытию Алекса ситуация в подразделениях Пскова оставалась  сложная: сборные коллективы, неосвоенный участок, отсутствие социальных условий. Офицеры жили на съемных квартирах, жены их, как правило, не имели подходящей работы. Плюс к этому, продолжалась  Николаевская кадровая свистопляска. Не успевал офицер закрепиться на одном месте, как ему предлагали другое. Вакансии, особенно в Москве, да и в округах, где создавались многочисленные новые структуры и подразделения, росли как на дрожжах. Работать было некогда, народ не успевал писать рапорта на переводы и паковать чемоданы. Был явно нарушен закон преемственности.

В СЗРУ, кроме Пскова, был еще один Территориальный отдел — в Петрозаводске. На него замыкалась граница с Финляндией в Карелии и непосредственно пограничные отряды: Калевальский, Ребольский, Суоярви, Сортавалы; пункты пропуска: «Люття» и  «Вяртселя». В разное время в оперативную группу ТО Петрозаводск входили Панов Виктор Михайлович, Ковязин Михаил Иосифович и подполковник Няргин Сергей Егорович. Никого из них в Петрозаводске Алекс уже не застал. Нынешний оперативный начальник в ТО «Петрозаводск» Леонтьев Александр Сергеевич, ранее  начальствовал в Суоярви, а затем занял место Панова в Петрозаводске. Из старого состава в Суоярви остались Вахрушин Сергей Александрович и Абакумов Евгений Митрофанович.

 К ветеранам Ребольского отряда относились Арнаутов Анатолий Михайлович и Каверин Сергей Алексеевич. Служил там на комендатуре и Беликов Юрий Витальевич, которого  назначат, правда уже с Выборга, на должность дознавателя вместо уволившегося Андрея Иванова. Белик с тюркского - есть закон, а Беликов значит — законник. Все сходится.
Бывший заместитель начальника отдела в Реболах Носов Вячеслав Михайлович перевелся старшим офицером в ОВО «Мурманск».  Вместе с Носовым в Мурманске в 1995 году Алекс застал Батова А.А. и Хайрова Мансура Асымовича. Да, того самого, который взялся двигать науку в пограничной академии.

Калевальский отдел до последних руководителей Шиманского и Беседина, возглавлял  полковник Чибисов Геннадий Анатольевич, одно время был  погранкомиссаром. О его смерти в 2007 г. от инфаркта Алекс узнал от Виктора Ватаннена на встрече с финнами в Ивало.  У Шиманского Николая Михайловича одно время  заместителем был Давыденко Юрий Михайлович. Шиманского с понижением переведут на должность офицера в  Петрозаводск, а затем уволят. В Калевалах его сменил выдвиженец Сортавальского отряда Александр Беседин. Давыденко командовал оперативным отделением на ОКПП «Петрозаводск». И ведал подчиненными сотрудниками на пунктах пропуска «Люття» и «Вяртсиля».

В Сортавалах когда-то вместе трудились Тычков В.Ю. Иванов А.А.  Беседин А.Е. В то время там служил и лейтенант Шумилин Игорь Николаевич. Отец которого одно время охранял границу в Реболах.
В Выборгском отряде из старого состава оперативников остался только полковник Остапенко Валерий Петрович.   Он,  как и Алекс, был  пограничным комиссаром. Он окончил ВКШ в 1980-1981 гг. месте с другим выпускником чекисткой бурсы Долговым Д.Н. Одно время они вместе служили в Выборге-  Остапенко в отряде, а Долгов на ОКПП. Нынче полковник Долгов в Москве, во 2-м отделе курирует Восточное направление. До Остапенко погранпредставительскую работу в отряде возглавлял Муравьев Владимир Владимирович, выходец из Пскова. К прибытию Алекса он уволился.

Что еще Алексу поведали выходцы Выборгского отряда? К старожилам приписывали подполковника Потемкина Геннадия Владимировича, настоящего заместителя начальника отдела и Валитова Рашита Мидыхатовича, заместителя 3-й комендатуры, главного переводчика с финским языком. Он и Пахомков вместе служили в Алакуртти. Странная ситуация. В 102-м отряде как и в 100-м главные специалисты по стране и с языком служили замами на комендатуре, а не вели работу по первой линии в отделе. Наверное, потому, что по этой линии у них ранее работы не было.
Бывший начальник отдела в 102-м отряде Александр Михайлович Чаликов убыл в Хельсинки на представительское место.

До него в отряде был упомянутый Бикбаев Т.Р., который после Выборга убыл стажироваться на заместителя начальника отдела округа в Таджикистан, а затем стал им в Петербурге.  В отделе Выборгского отряда проблема старения и неустроенности офицеров по причине отсутствия постоянного жилья. Старики: Артамонов, Макурин, Потемкин, Валитов и Шаляпин. Молодежь: Папазян, Стародубцев. В руководстве: Колодяжный,  Потемкин, старшие офицеры Сайганов, Беликов. Отдел днем и ночью сражался с прорывами и с контрабандой.  Выручали оперативно-войсковые группы (ОВГ) на вокзале в Выборге и  в Каменногорске (Антреа).
Вот сколько Алексу наговорили сослуживцы всякого разного пока он колесил по псковским дорогам! Попробуй все запомнить: где,  кто и с кем служил, какие должности занимал. Во всем ему следовало тщательно разобраться. Ведь известно «Кадры решают все».
Главными кадрами в отрядах были их начальники: Базов (72), Богунов (80), Курышев (1), Бобряшов (102), Чабак (5), Гончаренко (6), Хозяшев (8), 8 ОПГК (Ермолаев), 2-я морская бригада в Высоцке  - Малышев, 4-я морская бригада в Пскове - Стрижев, Отдельный отряд пограничного контроля (ООПК), на который замыкались ОКПП «Выборг», Петербургские «Морской порт» и «Аэропорт», а также «Ивангород» - генерал Булин В.Д., его нач. штаба Исхаков. Ребольский (73) отряд сокращался.


Рецензии