Колодец

     Залесский дождался времени очередного отпуска и теперь с блаженным чувством свободы определял очередность предстоящих дел. Стояла середина июля. Дождей давно не было и не предвиделось. Ручьи, канавы и неглубокие пруды пересохли. На пределе истощения функционировал единственный на Перепелки колодец с бетонными кольцами. О том, чтобы купить аналогичные и перевезти к месту установки, Роман Трофимович даже не помышлял. Бетонные заводские изделия были весьма дороги. Но надо было как-то выходить из положения. Вода требовалась, прежде всего, для завершения фундаментных работ, не говоря уже о поливе нескольких грядок с клубникой, которая увядала на глазах. Место для будущего колодца определилось случайно во время посадки сада. В одной из посадочных ямок под яблони слой глины оказался неглубоко от поверхности. Залесский не стал в этом месте сажать плодовое дерево, а оставил лунку свободной. На ее дне почва была постоянно увлажненной даже в засушливое время. Видимо, в этом месте родничку чуток не хватило сил, чтобы пробиться на поверхность.
     Итак, требовалось срочно сооружать источник водоснабжения, то есть копать колодец. Но, как и чем укрепить его стены? Решение пришло неожиданно. Пытливый ищущий взгляд хирурга наткнулся на кусок доски с вбитым в нее гвоздем. И тут его осенило: он укоротил доску по размеру радиуса предполагаемого круга. В один ее конец вбил самый длинный из имевшихся в арсенале гвоздей, затем воткнул его в землю. Взяв лопату, и, перемещая по кругу зафиксированную доску, Залесский обозначил внутренний предел окружности. Также был определен с помощью уже другой более длинной доски и внешний предел круга. Оставалось вынуть поверхностный слой земли до желтого лессового песка, вставить в образовавшееся круговое углубление рубероид, зафиксировать его четырьмя разделяющими вставками и определить толщину будущего бетонного кольца. Предчувствуя победный финиш, доктор Залесский в течение двух дней приготовил к заливке двенадцать окружностей в грунте. Каждая окружность делилась на четыре фрагмента. Надо сказать, что высота изделия предполагалась в пределах тридцати или сорока сантиметров, что в итоге давало минимум три метра шестьдесят сантиметров. Формы были заполнены цементно-песчаным раствором в течение нескольких часов. На все ушло три мешка цемента. Отпускные были успешно сэкономлены и могли быть потрачены на другие потребности. Но до момента ликования еще нужно было преодолеть немало трудностей.
     На пике засухи Залесский стал спешно рыть в обозначенном месте колодец. Первые полтора метра дались довольно легко, но дальше глина становилась все липучее и тяжелее. Ее приходилось извлекать на поверхность в ведре, поднимаясь по лестнице. Прошло несколько дней и на последнем самом трудном этапе пришлось пригласить одного из соседей, который помог поднимать ведра с грунтом на веревке. Когда нужная глубина была достигнута, Залесский приступил к установке фрагментов колец, выравниванию, подгонке и цементированию стыков. С внешней стороны кладка была засыпана на высоту одного метра от основания песком, а потом до самого верха глиной. Примерно через две недели от начала работ наступил момент торжества. Отныне от дома до живительного источника воды было всего пара десятков метров. Над поверхностным оформлением источника водоснабжения Роман Трофимович работал поэтапно еще в течение двух лет, в результате чего получилась округлая конструкция в виде башенки высотой около ста восьмидесяти сантиметров с широким фасадным проемом для извлечения воды, который закрывался крышкой из листового оцинкованного железа. Вода в колодце никогда не иссякала. В течение нескольких последующих лет сие сооружение оставалось главным источником утоления жажды для большинства дачников, пока не начали появляться аналогичные водозаборные сооружения.


Рецензии