Сделка

"Я белая лабораторная мышь, отлично нахожу выходы в искусственных лабиринтах, но в непривычной среде мне не выжить. Я беззащитна, не покровительственный окрас. Любой голодный кот обнаружит меня и сожрёт мои, напичканные академическими знаниями, мозги. Бред!" - Анна надела пальто и вышла из кабинета. На сегодня приём окончен. Остались вызовы на дом.

В коридоре поликлиники Анна отвечала на приветствия пациентов. Званием участкового терапевта она гордилась, за что не раз награждалась скептической улыбкой своей медсестры: Не умеете Вы жить правильно, Анна Денисовна!

Отметив пятидесятилетие, Анна остро ощутила отсутствие довольства от жизни.

С мужем они жили в его однокомнатной квартире. Дети как-то не случились. Отношения были уравновешенные - друг другу супруги не мешали. Мысленный поиск недостатков в своей жизни не дал результата. Анна не могла понять - что же не так?

Рассеянно просматривая вызовы, она с облегчением отметила, что четверо - её привычные пациенты, и значит неожиданностей не предвидится. Пятый адрес, неизвестный, в новостройке. С него и решила начать. Идти было лень и она села в маршрутку, проехать одну остановку.

Следом в салон, беседуя, вошли две женщины:

- ...вот она и ухаживала. Бабка говорила, что нет у неё родственников и что квартирку отпишет Светочке, а когда уже при смерти была - наследнички и объявились.
- Так и бывает - родственников нет, а наследники есть! - ответила собеседница.

Анна вышла, погружённая в себя, и не поняла откуда у неё возникла чёткая мысль - "Мне нужна своя квартира". Она остановилась - сердце заколотилось.

- Надо сдать анализы на гормоны - глубоко вздохнула - Где ж я её возьму? Свою квартиру!



На вопрос из домофона "Кто там?" привычно ответила "Врача вызывали?". Дверь квартиры ей открыл высокий мужчина.

"Кожные покровы бледные, средняя степень истощения" - отметила Анна мысленно - "Квартира современная, сторона солнечная, от остановки недалеко"- испугалась наглости собственных мыслей - "Господи, так нельзя!"

Собралась и, как положено, провела опрос, осмотр, выслушала жалобы и полистала медицинские документы - онкология, неоперабельная.

- Ну, что, Глеб Брониславович - запнувшись на отчестве, Анна подбадривающе улыбнулась - будем наблюдаться!
- Можно просто - Глеб. И прошу Вас, не надо делать вид, что у меня всё прекрасно. Я достаточно образован, чтобы понимать своё состояние - он спокойно улыбнулся в ответ - Давайте просто поговорим. Не о болезни.



Смущённая его прямотой и спокойствием, Анна поспешно спросила первое, что пришло в голову, от чего сама же и ужаснулась :

- У Вас есть наследники? Простите - родственники! - её затошнило.

Глеб улыбнулся одними глазами:

- У меня есть сын. Он живёт в Нью-Йорке, у него там бизнес.
- Почему Вы не уедете к нему?
- Не хочу.
- Вы с ним общаетесь? Он помогает Вам? - Анне полегчало.
- Видимся в скайпе, и он подарил мне квартиру, оплачивает услуги домработницы.
- Это хорошо! - Анна заторопилась - Мне нужно идти.
- Да, конечно, я Вас задерживаю.
- Выпишу Вам рецепты и завтра медсестра их принесёт.

Они попрощались.

Стыдясь произошедшего, Анна была особенно внимательна к остальным пациентам, и всех спрашивала о родственниках и их поддержке, убеждая себя, что это нормальные человеческие вопросы.

Наутро чувство вины Анну не покинуло и, выписывая рецепты, она решила сама навестить Глеба, желая загладить свою неловкость.

Глеб встретил её с улыбкой.

Она торопливо вытряхивала из сумочки купленные по рецептам лекарства:

- Вот! Я зашла по дороге!
- Вы меня балуете! Чаю?

Анна поспешно кивнула и, входя в кухню, мысленно отметила - Хорошая планировка! - и вздрогнула.

- Хорошая планировка! - улыбнулся Глеб, и достал чашки.

Разговор скомкался. Анна, сославшись на занятость, не допив чай, сбежала.

Остаток дня она провела в терзаниях: "Глеб не удивился моему приходу, всё время улыбался и догадался о том, что я думала о планировке квартиры. Худшего не придумать. Он уверен, что я мошенница. Надо показать ему, что это не так. Проявить заботу и искренность. Ведь я ему сочувствую. Я не подлая!"

Так начались её регулярные визиты к Глебу.


Жизнь Анны превратилась в порочный круг. Она, подгоняемая чувством вины, старательно придумывала новые способы честной заботы о Глебе, но, как только попадала в его квартиру, не могла отделаться от мысли о ней.

Глеб же, будто понимая это, показывал ей достоинства своего жилья - потайные шкафы, полы с утеплителем, большую лоджию. Анна заворожённо всё это рассматривала, восхищалась и всякий раз, уйдя, попадала в тиски своей совести и страха, что Глеб неправильно истолкует её интерес. И снова стыдилась, казавшихся ей меркантильными, мыслей. Эта последовательность приобрела постоянство.

Время шло, и Глеб становился всё слабее. Он, извиняясь, просил разрешения прилечь в присутствии Анны. Она, придвинув поближе к его кровати кресло, читала ему "Опыты" Монтеня. Позже приносила чай, колола обезболивающее и, всякий раз уходя, пыталась дать ему снотворное, но Глеб просил оставить таблетку на столике у кровати, чтобы принять её позже.

Анна приходила ежедневно на час-другой.

В один из вечеров Глеб спросил у Анны её фамилию, а после предложил взять себе ключи от его квартиры.

Анна, краснея, засуетилась с мыслью "Он меня проверяет!":

- Нет, Глеб! Вы меня не знаете. То есть знаете, но...
- Вы сможете войти сама, чтобы мне не идти к домофону.

Анна взяла ключи и положила на столик таблетку:

- До завтра!
- До завтра! - Глеб улыбнулся.

Ночью Анне снились кошмары: презрительная улыбка Глеба "не умеете Вы жить правильно"; серая мышь в тесной клетке, в кровь ломающая зубы о решётку своей тюрьмы; свои руки, сжимающие шею Глеба, и гулкое слово - квартира.

Проснувшись, Анна ощутила внутри пустоту и чувство долга - пора навещать Глеба.

Тревога тотчас вернулась на место, и Анна вдруг решилась на сделку с собой: "Я докажу, что мне нужна не квартира. Он должен мне поверить!" Слабо представляя себе, как всё должно произойти, надела красивое бельё.

Открыв дверь квартиры Глеба, Анна нерешительно замерла в прихожей, потом осмелилась и, скинув с себя платье и поправив волосы, шагнула в комнату. Глеб лежал, закрыв глаза. Ей понадобилось несколько минут, чтобы осознать, что он не дышит. На тумбочке у кровати кучка ячеек блистеров от снотворного, рядом лист А4, исписанный ровным почерком:

"Анна, я не встречал человека, более порядочного, чем Вы. Когда Вы пришли ко мне второй раз, я уже принял решение о подарке, но опасался спугнуть чистоту Ваших порывов. Всё, чем я могу отблагодарить Вас за отношение, это моя квартира. Не хочу дожидаться ухода в беспамятстве. Я ушёл счастливым."

Рядом лежали визитки нотариуса и ритуального агента.

Анна, ссутулившись сидела в кресле: Я мышь. Серая подвальная мышь! Я умею правильно жить! - она содрогнулась от этой мысли, вскочила и бросилась натягивать платье.

Постепенно в голове прояснялось: Вот У меня и есть своя квартира! - в висках застучало - и я не подлая!
Зачем-то Анна мысленно стала перебирать карточки своих пациентов. Отметила - Павел Петрович! Он одинок и ему нужна помощь.

Со смешанным чувством облегчения и вины, она взяла одну из визиток и стала набирать указанный номер телефона.


Рецензии