Душа моя...

ДУША МОЯ, ДУША ТВОЯ…
У человека есть душа. Пусть никто её не видит, ни один хирург не держал её в своих руках. Душа есть у каждого. А иначе что же так трепетно, горько и сладко отзывается на воспоминания, на окружающий мир? Что заставляет человека смеяться и плакать, торжествовать и грустить? Что вдруг позовёт в неведомые края, поднимет к самому высокому облаку, сделает несказанно сильным, могучим, мудрым, а то вдруг погрузит в обволакивающий мрак, удушливо сожмёт горло, перехватит дыхание, и покажется человеку, что во всей вселенной не осталось ничего тёплого, что он одинок и всеми забыт, как самая далёкая крохотная звёздочка…
Душа – радость, счастье, боль и уныние. Всё она вмещает в себя. Человеку трудно, а может быть, невозможно совладать с душой. Но человек и не был бы человеком, отними у него душу, утопи её в холодном расчёте, в суете, озлобленности и себялюбии. Душа иногда подарит тебе такой подарок, которого ты и не ждёшь, и не веришь. Вдруг что-то в тебе вспыхнет, обольёт тебя тёплым, добрым и несказанно приятным и неповторимым…
Тихая лунная ночь, на небе огромная луна, всё кругом в фантастическом серебре. И ,как будто бы, по заказу по чьему-то велению в приёмнике твоего автомобиля зазвучит песня « Завалинка», дивный голос, необычное окружение природы – и покажутся слова песни необыкновенными, нежными и берущими тебя за душу.
Какие уснувшие видения предстанут перед тобой, какие дивные картины увидишь: старую избу своего детства, колодезь под окном, плетнёвую завалинку с длинной цепочкой каких-то жучков – паучков, своего старого деда в валенках, чирикающих воробьёв, горланящего петуха.
Ты мгновенно поймёшь: это родина, это душа твоя зовёт тебя, куда-то ведёт, и что-то обещает.
Душа от тебя ничего не требует взамен, только прислушайся к ней, прогони мрачные, свинцовые мысли, научись, пожелай быть счастливым, поверь, что мир прекрасен, а дней у человека так мало!
С горечью, тревогой и сожалением как-то прочитал у Самуила Моршака, что человек в среднем за свою жизнь видит не более восьми рассветов. Видит в том смысле, что радуется им, любуется нарождающемся днём, с восторгом встречает краешек солнца, а не хмурится. Не жмётся от утренней прохлады, не сожалеет, что рано разбудили…
Душа человека заставляет отозваться, встрепенуться тем, мимо чего он бы в другое время прошёл, не обратив внимания…
Теперь такой редкостью стала серебристая, горькая, необыкновенно пахнущая полынь. Попадётся тебе кустик, сиротливо прижавшийся в окружении каких то ранее неведомых трав – и вспомнишь широкую улицу родного посёлка, всю поросшую милой горькой серебристой полынью. Вспомнишь неповторимый, неведомо откуда набежавший летний короткий ливень, раскаты грома, моментально появившиеся лужи в полыни. И ватагу друзей – мальчишек, босиком мчащихся по тёплой, ласковой воде, и дугу – радугу неземной красоты через всё небо.
Запах полыни после дождя забыть невозможно. И теперь, спустя полвека, вдруг почувствуешь этот запах, как он всколыхнёт душу, какие картины детства встанут перед твоими глазами.
У Аполлона Майкова есть небольшое стихотворение «Емшан», так в древности называли полынь. Судьбой, войной, жизнью разлучены два брата. Брат зовёт другого брата вернуться в родные края. Предпринимает всякие усилия, чтобы брат на чужбине оставил царство, друзей, забыл власть. Тщетно! И тогда ему с родины посылают пучок сухой полыни. Брат- царь вспомнил с детства милый запах, вспомнил родину:
За грудь схватился…Все глядят:
Он – грозный хан, что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат,-
Пучок травы целуя, плачет!...
Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!
Школьником часто встречался, слушал рассказы, воспоминания измученного войной человека, который чуть ли не с первого её дня находился в плену. Весь ужас познал. Выжил только потому, что немка, жена высокого офицера на восточном фронте, взяла его в рабы. Ухаживал за садом, кормил свиней. Многие годы, длинные месяцы, когда и надежды уже не оставалось, единственным собеседником и другом стала прикормленная ворона. Каждое утро ждал её, встречал, разговаривал с ней. Сам придумывал, а как будто бы ворона рассказывала, что она побывала в Уварове, была на его родной улице у него дома, видела его жену и маленькую, крохотную дочку. Так дорога ему была эта ворона! Она помогала выжить!
Помню, как давным – давно, провели к нам в избу радио. Бабушка была туга на ухо. И когда передавали старинные русские песни и романсы, она оставляла все свои хлопоты у горящей печки, прижимала репродуктор к уху и слушала, слушала, не замечая катящихся по щекам слёз. Потом говорила : « Как легко! Как очистилась душа!»
Можно прочитать один – другой толстый роман, а через неделю – вторую душа и не вспомнит. А можно, сидя у открытого в сад окна, на догорающей заре услышать « Выхожу один я на дорогу…», « Я встретил вас…», и душа насладиться.
Рассказывают, в немецком плену, где были русские, чехи, поляки, французы, американцы, весь интернационал, пренебрегая страхом расстрела, вечерами слушали « Катюшу», исполняемую на балалайке, сделанной из пустой консервной банки, проволоки и подобранной палки. Измученные люди слушали, часто не понимая слов, мелодия придавала им сил, давала надежду, лечила, врачевала души.
Душа может ржаветь, черстветь, покрываться коростой зависти, злобы, ненависти. Трудно такому человеку, и душе трудно и тяжело. Никакие деньги, никакое богатство ему не в помощь. Человек с такой душой не отзовётся на яркую луну и звёздное небо, не взволнуется умной песней, не прольёт слезу умиления над ясными глазами ребёнка, бездумно растопчет цветок, не почувствует стихотворения. А встречные люди, горько покачав головой, скажут про себя;» Нет у него души. Несчастный человек при всём его блеске и мнимом благополучии!».
Душу надо беречь! Она одна и легко ранима, а самым суровым народным приговором человеку на Руси было:» Чёрту душу продал!»
Продал душу – всё продал!
Март 2004 года
------------------------------------------.
.


Рецензии