Преддипломная практика, Ленинград, 1972 год

"Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. " (Екклесиаст 11:9)

            *****

Привет однокурсникам и одноклассникам!

Собственно было желание вспомнить о незабываемой встрече однокурсников - 40 лет со дня окончания ТашПИ! (повесть "Юбилейная - 40 лет - встреча однокурсников ТашПИ" написал позднее), но логичнее вначале вспомнить о практике в Ленинграде в 1972 году. Тогда станет понятнее, почему я предложил встречу "40 лет..." провести не в Ташкенте, где мы уже встречались на 30-летие, а в Санкт-Петербурге и в Москве.

Итак, вспомню о своём первом большом и самом длительном (где-то 4 месяца) путешествии: Ленинград, Таллин, Москва, Крымск, Анапа...

До этого я был лишь в пионерском лагере им. Калинина (за Ангреном), да в спортивном студенческом лагере "Бригантина" на озере Иссык-Куль. Замечательные воспоминания, которые оставлены в других рассказах...

У нас было несколько возможностей для практики после окончания четвёртого курса ТашПИ. Я выбрал Ленинград. Туда могли поехать не все, но я хорошо учился и у меня был выбор. Нас было немного: Володя Г. с Таней, Изька, Лёвка, Макс, я и 3 студента из национальной группы. Правда за время практики нас посетили многие однокурсники: Жан, Лера, Альфия и другие. Вот такие мы были тогда подвижные...

Я никогда так далеко не уезжал, мы жили в этом плане скромно. Была в школе у меня возможность поехать в пионерский лагерь Артек, т.к. я хорошо учился. Но родители (мама) не отреагировали, а быть может посчитали это для меня опасным (немец). А в сегодняшний Санкт-Петербург на практику отпустили, видимо совесть взыграла...

Они мне в каком-то плане отсоветовали поступать после школы в высшее учебное заведение в Ленинграде, куда поехали поступать мои друзья-одноклассники (Саша Калашников, Юра Лебедев и Саша Романовский). Правда мои друзья поступали в военно-морское училище, что меня не очень интересовало (военно?, а я пацифист). Да и моя сестра, имея золотую медаль, не смогла в Ленинграде после школы поступить в ВУЗ. Может и национальность помешала?...

И вот приехал я (мне стукнуло 21) на поезде на практику в Ленинград. Меня встретил мой школьный друг-одноклассник, Саша К. На следующий день была у него свадьба. Попал, так сказать, с корабля на бал...

А я не знал, где мне остановиться. Саша тащил мой чемодан и предложил мне общежитие своей жены, т.к. к себе не мог пригласить. Его свобода и возможности были ограничены...

Вы когда-нибудь ночевали в женском общежитии? Но что же было делать, спать то где-то нужно? Мы "вошли", скорее залезли, в общежитие через окно, по стенке (всего лишь метров 5 высоты), т.к. мужчин туда не пускали. Это было женское общежитие по-моему Tоргового института. И я пробыл там первые 2 дня, вернее 2 ночи...

У Саши не было костюма для свадьбы и я предложил ему свой единственный костюм, размером мы подходили. Он думал взять меня в качестве свидетеля. Но женился он в своём морском наряде и свидетелем его стал его друг-однокурсник по кличке "Седой", который всё же смог прийти на свадьбу...

Мы отпраздновали свадьбу Саши в гостинице "Ленинград", которая стоит напротив Авроры. Погуляли здорово... Потанцевали, было много подружек жены Саши... Кое-кто принял меня там за официанта, когда я пошёл посмотреть в окно на Аврору, сняв пиджак и остался в белой рубашке с короткими рукавами, при галстуке...

Потом отправили Сашу с женой в аэропорт (в Ташкент, Красногорск) и поехали уже глубокой ночью с сестрой жены Саши (которая жила в общежитии, где я остановился) и с Седым ко "мне домой"...

Взобрались по пожарной лестнице до этажа, где я тогда жил, потом по стенке пару метров до открытого окна (старое здание, с углублениями между блоками, позволяло ходить по стенке). Теперь я был ведущим, вёл Седого за собой. И то, что была ночь, что в нагрудном кармане моего пиджака была бутылка вина (жалко было оставлять её одну в ресторане) и то, что мы были подвыпившими, мне, "скалолазу"-спортсмену, не помешало...

Я не знал, что Седой попался в эту ночь вахтёру общежития и, врезав ему по физиономии, скрылся в "моей" комнате. Поэтому я удивился, когда при выходе из общежития на следующее утро, вахтёр через окошко потребовал мой студенческий билет. Я ему показал, а он спрятал его у себя и говорит мне - ну теперь ты попался - перепутав меня с Седым. И добавил, узнав, что я практикант из Ташкента - тебя теперь отправят обратно в Ташкент... Кончилась твоя практика!

Так что моя практика могла бы оказаться очень короткой, короче, чем проезд на поезде из Ташкента до Ленинграда. Но он ошибся...

Он не знал, что у жены Саши была ещё старшая сестра - капитан КГБ. Она приехала и быстро меня "освободила", к большому огорчению вахтёра, который с трепетом перед капитаном КГБ отдал мне мой студенческий билет...

Но ночевать в женском общежитии я уже не мог и следующую ночь провёл у капитана...

Потом всё наладилось, "само собой"... Объявился Костя Язьков с корейцем, Лёней Шен, параллельные одноклассники из школы Nr.:6 (Красногорск) и предложили мне их общежитие (Технологического института), куда я и перебрался на 3 месяца. А они уехали в Красногорск на каникулы...

Жил я, по крайней мере около двух месяцев, один в общежитии, красота... Потом приехали Костя с Лёней и другие студенты. Стало напряжённо: мы гуляли каждый день до поздней ночи, а это значит за полночь.

Я же, не имея достаточно денег, устроился на месяц на ТЭЦ2, где проходила моя практика, на работу и должен был там быть очень рано. Ехать было далеко. Я мог тогда спать в любом положении, даже стоя на одной ноге. А на работе, улучшив момент, ложился на узкую скамейку и засыпал моментально на спине, скрестив руки на груди...

Помню пришла к нам на ТЭЦ2 женщина-политкомисcар, чтобы нас, практикантов, политически вдохновить. Но из всей её речи я запомнил лишь то, как она доставала из женской сумочки "бычок" (уже раз куренную сигарету), раскуривала его и с серьёзным видом наставляла нас, считая себя хорошим примером коммуниста. Я сидел на первом ряду и засыпал с открытыми глазами, слава Богу не упал со скамейки...

На ТЭЦ2 были старые немецкие генераторы времён войны (после победы всё, что было возможно, демонтировали в Германии и перевезли в Союз, вплоть до столбов). Генераторы переделали на новое тогда водяное охлаждение "3 воды" (статор, ротор и обмотка).

ТЭЦ2 находится до сих пор там, я её нашёл по google maps, восточнее Московского вокзала, чуть севернее Невского проспекта (пересечение Новгородской и 10-й Советской улиц. Ох и много же у вас Советских улиц до сих пор. Я и сам вырос на ул. Советской).

А заработал я за месяц хорошие деньги - больше 100 рублей к своей повышенной стипендии (52 руб) и мог себе позволить многое: музеи, окрестности Ленинграда, красивые пивбары, которые я видел впервые.

Отправил даже родителям посылку. Помню купил маме материал на платье. Она была портнихой и сшила из него красивое платье. А на прощание поставил друзьям в общежитии водку (купил и интересные маленькие бутылочки водки, которые я ранее не видел)...

Костя отказался с нами выпить, он уже в то время дурел от водки и становился неуправляемым... 

Вообще меня удивило общежитие и его студенты. Они удивительно много пили. Были случаи, когда они в запое выбрасывали студентов из окна, которые разбивались насмерть. Избивали друг друга, даже на моих глазах, считая это нормальным явлением.

Были и развращёнными людьми. Меня пыталась соблазнить какая-то студентка (может мне это показалось?) по кличке то ли Самарская, то ли Ростовская, а может Астраханская? Студенты устроили танцы в общежитии по поводу какого-то праздника...

У нас в Ташкенте в общежитии было спокойнее, мы больше учились, чем гуляли, хотя и у нас многие курили анашу и играли в карты на деньги...

Однажды собрались однокурсники Кости и Лёни у нас в общежитии, в комнате, где я жил. Видимо уже начались занятия. Нас было много, было весело.

Вдруг кто-то как трахнет по двери, снаружи. Все подскочили и у каждого студента (не студентки) сорвалось матерное слово. У каждого разное, получился, так сказать, матерный хор. Хотя до этого ни одного бранного слова не было слышно...

Именно в такой момент мы показываем, кто мы есть, что у нас в сердце. Всем стало стыдно и неудобно. А причиной оказался один студент, который опоздал и решил над нами пошутить. Он просто "постучался" громко в дверь... и ввалился со смехом, услышав наш мат.

Насыщеннее времени, чем те 3 месяца в Ленинграде, у меня не было. Я обошёл пожалуй все музеи, посетил многие замечательные окрестности Ленинграда. Был на рыбалке с одноклассником Юрой, ходил по грибы с родственниками Кости, ночью варили грибной суп в лесу. Даже раз ходили за раками, правда безуспешно...

Однажды я заблудился в лесу, не в силах оторваться от малины. Другие уже ушли к электричке. Было рядом, но я умудрился заблудиться, в лесу это не трудно... Однако вовремя успел на последнюю электричку.

Конечно же встречал белые ночи и разводил мосты... В Павловске катался с однокурсниками, которые нас посетили, на лодке. Альфия помнит. Помню как с Жаном и Лерой, которые посетили нас в Ленинграде, а также с Изей и Лёвой, которые были со мной на практике, мы гуляли по улицам Ленинграда и посидели в каком-то кафе. Изька всё спрашивал нас о рифме к определённым словам. Видимо писал стихи...

У Жана, мы жили вместе в студенческом общежитии ТашПИ в Ташкенте, в ВУЗ-городке, были всегда приключения. Он рассказал мне, что в Ленинград приехал из Москвы, где жил в гостинице с одним жокеем. Тот рассказал ему, какая лошадь победит на следующей скачке. И Жан выиграл 500 рублей, отдав половину жокею...

А с Лёвой мы посетили на пару дней Таллин. Запомнились крыши домов старого Таллина и  ликёр с шоколадным привкусом "Вана Таллин". Запомнилось и варьете "Шхуна". Первый раз я был в варьете, тем более на шхуне, стоявшей на якоре. Было романтично...

Варьете начиналось в полночь и женщин без мужчин туда не пускали. А в автобусе, в котором мы приехали в Таллин из Ленинграда, кроме нас, 4-х Ташкентских студентов, были лишь молодые женщины. Некоторые попросились с нами в варьете...

Найти "Шхуну" было трудно. Карты Таллина у нас не было, была ночь и никто из эстонцев не говорил, вернее делал вид, что не говорит, по-русски. Мне это порядком надоело. Когда один молодой человек подошёл ко мне, чтобы я дал ему прикурить, то я ему сказал, что дам прикурить лишь с условием, что он покажет нам дорогу к "Шхуне"... Он перешёл на чистый русский и мы как раз успели к открытию варьете...

Особенно запомнилась цыганская песня. Певица подошла к нашему столу и стала на свой палец накручивать кудрявые волосы Макса. Тот в неописуемом восторге закрыл глаза и казалось замурлыкал, как кот, которому чешут подбородок... И эта ночь была у меня коротка.

Лёва один раз переночевал у меня в общежитии. Ему тоже захотелось "романтики", которой я жил всё это время, он знал по моим рассказам о моих приключениях. И он получил её, "романтику" жизни в общежитии, сполна...

Вахтёр Лёву не пустил в общежитие. Я уже был "своим", но и сам чуть было не попался в этот день. Домой Лёве уже было поздно ехать, мосты развели. Он с Изькой и Максом снимал комнату далеко от этого места.

Мы обошли общежитие, но ни одного открытого окна не нашли. Потом подсели к компании студентов, играющих на гитаре и через некоторое время проскользнули вместе с ними в общежитие... Так что Лёве было, что вспомнить в этот день.

Ленинград пришёлся мне по сердцу. Мне понравились люди, красота города и пригородов, чистота и порядок. То, что люди становились в очередь перед автобусом, удивляло меня. Что в магазинах было всё на высшем уровне и можно было купить всё, что хочешь. Даже уже в нарезанном и упакованном виде...

Тогда уже начинало всё пропадать в центральной части России, знал по рассказам студентов. До Ташкента ещё не дошло...

Ленинград стал моим любимым городом Союза. Его не смогла затмить даже Москва, куда я отправился после практики на неделю. Остановился у одноклассника Серёжи Махмудова (где он сейчас?). Он жил тогда с мамой в жилом районе с многоэтажными домами. Тоже хорошо провели вместе время. Были на ВДНХ. Запомнилось...

На прощанье я купил бутылку водки, которую мы выпили на вокзале. Вспомнили школу... Как мы заигрались на перемене в шахматы и пропустили урок истории. Как мы опробовали радиопередатчик, который я смастерил. Так заболтались, что опомнились лишь тогда, когда мой поезд просигналил и потихоньку начал уезжать...

Но я успел на него запрыгнуть, с чемоданом в руке...

По пути на следующий день произошло очень неприятное событие... На одной из остановок поезда я купил раков, которых никогда не ел. Решил попробовать. И попробовал...

Я лежал на верхней полке и через некоторое время почувствовал себя плохо. У меня до сих пор крепкий желудок, который может всё переварить. И всё идёт на пользу. А в тот момент что-то началось. Плохое внутреннее состояние и голова стала красная и горячая. Краснота пошла на шею и грудь... Это мне потом сказали...

А внизу разворачивались параллельно неприятные события. Двое наглых мужиков наслаждались волей, они только что вышли из тюрьмы. Начали хамить, всем. Одна женщина в возрасте, которой они годились в сыновья, попыталась их поставить на место. Так они начали к ней приставать, как к женщине. Другие внизу их боялись и молчали.

Мне нужно было что-то предпринять, чтобы остановить их. А я сам чувствовал себя настолько плохо, что нуждался в скорой помощи...

Подумал - будь что будет и соскочил вниз. У меня конечно же против этих двух, в тюрьме "воспитанных" мужиков, не было шансов, но ждать было нельзя... Я не знал, что мне делать, опыта не было...

И тут произошло то, чего я никак не ожидал. Вдруг все притихли, уставились на меня и похоже испугались ещё больше, чем тех двоих подонков. Которые вдруг куда-то пропали, не выдержав моего взгляда... Я ещё не знал, что стал красным и эта краснота сходила всё ниже, начиная с головы.

Что со мной - спросила женщина? Ничего, сказал я, только плохо себя чувствую. Что я ел - продолжила женщина? Ничего, кроме раков, вы же видели - ответил я.

И тут все засуетились в желании мне помочь. Мне сказали, что я съел мёртвого рака. Т.е. когда этого рака поймали, он был уже мёртвым. И это влияние трупного яда, что опасно для жизни...

Мне посоветовали быстро всё вырвать. У меня не было в этом опыта, я не знал, как это делать. Мне посоветовали выпить воды и засунуть 2 пальца в рот, как можно дальше. Тогда получится...

Выпил воды, пошёл в туалет, получилось... И это спасло меня. Некоторое время я был ещё в кошмарном состоянии, краснуха шла дальше, сбой дыхания, но у меня было сильное, молодое, спортивное тело. Через пару часов стало лучше... и всё прошло, как будто и не было.

Теперь, как человек верующий, я понимаю, как Бог из плохого, если Он это допускает, может делать хорошее. Через меня Он помог женщине, к которой нагло приставали 2 абсолютно испорченных человека. Ведь иначе я не смог бы с ними справиться, т.к. драка - это не моё. И их было двое, опасных обормотов...

Поэтому стоило допустить Богу, чтобы я съел дохлого рака. А потом через других Он помог мне. Ведь всё обошлось... Слава Богу! За всё!

А уезжал я на юг, с целью навестить сестру, которая жила тогда в Крымске. Её муж, пробивной человек, устроил меня на пару дней в общежитии учебного заведения в Анапе, где он раньше учился. Был уже октябрь, но я купался каждый день в Чёрном море! Впервые... Запомнились большие, белые медузы, которые были там в большом количестве...

В это время мой племянник стал делать первые, неуклюжие, самостоятельные шаги... Так что можно сказать, что я его научил ходить. Вернее, был причастен к этому событию...

В Крымске запомнился мне чернозём. Дороги были плохими и после дождя к обуви прилипал толстый слой земли, так, что ноги можно было с трудом передвигать, да и обувь сама снималась от тяжести...

Муж сестры, микробиолог, уехал в Крымск по направлению Московского Университета, т.к. только в Крымске ему дали однокомнатную квартиру. Он работал на научно-исследовательской станции с растениями. Приносил домой хорошие овощи и делал первоклассный борщ...

Вот такое интересное путешествие, которое закончилось борщом, мне посчастливилось совершить в 1972 году. И поэтому меня потянуло посмотреть ещё раз эти места. Была и причина: 40-летие окончания ТашПИ. Кроме того, Ташкентских однокурсников становилось всё меньше, но появились однокурсники, одноклассники, друзья и знакомые, проживающие в Москве и в Санкт-Петербурге.

P.S.: Моё предложение провести встречу однокурсников по поводу 40-летия окончания ТашПИ в Санкт-Петербурге и в Москве было принято не сразу. Но это уже другая история...

Некоторые однокурсники прошли практику в 1972 году на Чарваке. А Гена, наш староста, был один на Кавказе на старой ГЭС, у своего родственника. Если я не ошибаюсь... Не забывайте, друзья, наши удивительные, неповторимые, бесшабашные, студенческие годы. Ведь это было прекрасное время!

P.P.S.: В Проза.ру получил рецензию к этому моему произведению от Артема Кресина:

ТЭЦ-2 была в Ленэнерго наиболее захудалой станцией, начальник МРС был Щеблыкин, его сменил потом мой однокашник Лева (фамилию не помню). Релейщику там было делать нечего.

Мой ответ:

Тогда я ещё не знал, что пойду по вторичке (РЗА). Учился по специальности "Центральные электрические станции". На ТЭЦ-2 был интересный генератор с полным водяным охлаждением - "3 воды", т. е. охлаждение обмотки статора, обмотки ротора и стали сердечника осуществляется тремя контурами с дистиллированной водой.

     *****

Артем Кресин значительно старше меня, релейщик от Бога, сделал удивительную карьеру. Он оставил ценные рецензии и к моим другим рассказам-воспоминаниям, узнав что и я был релейщиком первые 7 лет моей трудовой деятельности.

Дай Бог ему здоровья! Редкий человек...


Рецензии
ТЭЦ-2 была в Ленэнерго наиболее захудалой станцией, начальник МРС был Щеблыкин, его сменил потом мой однокашник Лева (фамилию не помню). Релейщику там было делать нечего.

Артем Кресин   04.06.2019 22:02     Заявить о нарушении
Тогда я ещё не знал, что пойду по вторичке (РЗА). Учился по специальности "Центральные электрические станции". На ТЭЦ-2 был интересный генератор с полным водяным охлаждением - "3 воды", т. е. охлаждение обмотки статора, обмотки ротора и стали сердечника осуществляется тремя контурами с дистиллированной водой.

Владимир Пеннер   06.06.2019 07:21   Заявить о нарушении