Неудобный посол

  "Главное, чтобы мы могли объективно оценить аргументы и российской, и белорусской стороны, выработать взаимоприемлемое решение на благо наших народов. А всё остальное - болтовня",- так посол России в Беларуси Михаил Бабич прокомментировал слова пресс-секретаря белорусского МИД Анатолия Глаза, сказанные в его адрес.
  Поводом для резкого комментария Глаза стало интервью Бабича Агентству РИА-НОВОСТИ 14 марта. Журналисты Агентства попросили посла прокомментировать высказывания Александра Лукашенко на состоявшемся "большом разговоре" 1 марта в адрес России, как всегда, с обвинительным уклоном.
  В частности, объяснить "недоумение" Лукашенко:мол, с чего это вдруг Россия заинтересовалась развитием Союзного государства?
  "...Начиная с 2000 по 2010 годы уровень ежегодной финансовой поддержки Беларуси или выпадающих доходов РФ в наших экономических отношениях находился в диапазоне от сотен миллионов долларов до двух-трех миллиардов а год, а сейчас это уже пять-шесть миллиардов в год",- пояснил посол, отметив, что в тот период "правовых и финансовых возможностей хватало, чтобы обеспечить тот уровень экономической и промышленной интеграции, который мы имеем". 
  "Но на данном этапе развития союзного государства,- продолжил посол,- наши партнеры поставили вопросы и о внутренних ценах на газ, о компенсации налогового маневра выплаты отрицательного акциза на белорусские НПЗ, как предусмотрено российским законодательством для российских НПЗ, увеличении объемов получения субсидий из российского бюджета для белорусских промышленных предприятий наравне с российскими, закреплении на российском рынке доли белорусской сельхозпродукции, возможности выделения еще более дешевых кредитов(а в РФ бюджетные кредиты выделяются под ставку 1%) и так далее".
  "Если мы действительно строим Союзное государство, то целиком справедливая постановка вопроса,- подчеркнул Бабич.- Но без практической реализации  положений Союзного договора о единой денежно-кредитной, налоговой, промышленной, аграрной, инфраструктурной, таможенной и прочей политики перейти на такой уровень интеграции невозможно ни в финансовом, ни в юридическом плане. Как невозможно это сделать и без формирования институционных органов управления Союзного государства.
  В этой связи, а никак не вдруг, и был поставлен вопрос о необходимости определиться с интеграционным форматом, который мы строим".
  Впервые Бабич подробно объяснил неправомерность "обид" Беларуси в интервью Агентству ТАСС еще 17 декабря прошлого года,  оперируя подробными цифрами по каждой отрасли хозяйства:чего добивается Беларусь от России, и почему Россия больше не может строить с ней отношения на льготной, а часто и безвозмездной основе.
  Публичной реакции руководства Беларуси тогда на это интервью Бабича не было. Вероятно, скидку сделали на то, что он стал послом недавно, с августа 2018 года:поработает дольше - "остепенится".
  До Бабича послом РФ работал  Александр Суриков.
  Некогда он был губернатором Алтайского края, потом проиграл очередные выборы артисту Евдокимову, некоторое время пребывал помощником представителя президента в Сибирском федеральном округе, а оттуда его, уже в пенсионном возрасте(Суриков 1940 года рождения,) перевели в послы в Минск.
  Для Лукашенко Суриков был своим, понятным человеком, они хорошо ладили, и вся эта идиллия продолжалась аж целых двенадцать лет:ни один посол не пребывал на своем посту столько времени, сколько Суриков.
  И вот вместо него был назначен человек совершенно иного плана:на 30 лет моложе, полковник ВДВ в отставке, бывший премьер Чечни, представитель президента РФ в Приволжье.
  Но главное, Бабич был назначен с более высоким статусом, чем Суриков:он не только посол, но и спецпредставитель президента РФ по экономическим вопросам.
  Таким образом Путин имеет возможность получать информацию об экономической ситуации в Беларуси от человека, который ее сам изучает и анализирует. Бабич не сидит все время в посольстве, а начал планомерно посещать предприятия Беларуси, побывав уже в Гомеле и Витебске.
  Россказни белорусской стороны о "процветании" белорусской экономики он проверяет конкретным анализом.
  И, конечно, именно это, а не только его интервью, бесит руководство Беларуси:Бабич говорит не голословно, а с фактами и цифрами в руках, которые трудно опровергнуть.
  Терпение белорусских "начальников", прежде всего, Лукашенко, лопнуло, и пресс-секретарь МИД Анатолий Глаз заявил на созванной пресс-конференции, имея в виду прежде всего интервью Бабича Агентству РИА-НОВОСТИ, что посол оперирует "подтасованным набором цифр", не отличает суверенное государство от российского федерального округа.
  Глаз посоветовал послу "вникнуть в специфику страны пребывания" и проявить немного уважения к ней":"Иногда такой стиль работы дает гораздо больший результат, чем апробирование на себе нехарактерной для серьезной российской дипломатической школы роли адепта публичной дипломатии. Но это его право - определять для себя планку, которая превращает его в счетовода, либо подающего надежды бухгалтера".
  В этих словах видна вся степень ярости белорусских властей и одновременно их беспомощность, ведь крыть аргументы Бабича ей нечем, кроме как "вставать на дыбы".
  МИД РФ выступил с заявлением по поводу комментария Глаза:"Мы вправе рассчитывать на более уважительное отношение к послу России".
  Сам Бабич заявил, что приходилось слышать и более резкие выпады в свой адрес, и "как работали, так и будем работать. Своей работой будем еще раз объяснять свою позицию, доказывать свою позицию. Слышать наших партнеров, наших коллег, находить взаимоприемлемые решения и развивать наши очень важные российско-белорусские отношения".
  То есть, надежды белорусской стороны на то, что Бабич "остепенится", что она "укоротит" его, напрасны. Посыл его остается неизменным:надо договариваться и эти договоренности выполнять.
  "И, конечно, надо перестать обмениваться взаимными упреками, обвинениями, зачастую нелепыми, и выработать решение".- об этом он говорил в так нашумевшем интервью агентству РИА-НОВОСТИ.
  В нем, в частности, в качестве одного из примеров нелепости вспомнил упрек Беларуси в том, что строительство вьетнамской АЭС Россия кредитует под 3%, а белорусскую -4,7%.
  Бабич назвал этот пример анекдотичным:Россия вообще не строит вьетнамскую АЭС, так как еще в 2016 году Вьетнам отказался от планов ее строительства.
  Вот какого уровня специалисты готовят документы главе государства, заметил Бабич, несомненно тем самым уязвив самолюбие и президента Лукашенко.
  Не обошел он в интервью и постоянные поучения белорусской стороны в адрес России. "Не надо учить Россию и ее правительство, как жить, тем более желающих в мире и так хватает". В таких условиях, отметил Бабич, Россия смогла достичь таких результатов, "которые обеспечивают успешное развитие не только России, но и в значительной степени способствуют стабильному социально-экономическому развитию Беларуси".
  Белорусский политический аналитик Андрей Елисеев считает, что это не просто ответы Бабича на вопросы журналистов, - это ответ "именно Кремля на аргументы Лукашенко по тематике российско-белорусских отношений".
  Лукашенко постоянно ярится:"Прекратите нас обвинять в нахлебничестве. Мы у вас никогда не были нахлебниками и никогда не будем. Когда мы это слышим, особенно я, не хочется никаких союзов".
  Бабич, замечает аналитик, парирует цифрами:нет, батенька, вы - нахлебники, и в прежнем интервью, от 17 декабря 2018 года Агентству ТАСС,  посол наговорил больше всего "неподходящего" для Лукашенко, чем его предшественник Суриков за двенадцать лет нахождения на должности посла.
  Аналитик делает  вывод:"Планомерное опровержение Кремлем аргументов Лукашенко при проведении им больших пресс-конференций становится регулярным. Да еще в период президентской кампании".
  Бабич, кстати, также считает  комментарий пресс-секретаря белорусского МИД и все разговоры о покушении России на суверенитет Беларуси "избирательной технологией под названием "мобилизация электората" при формировании образа врага".
  И подтведржение его словам не замедлило появиться. Один из оппозиционеров, Римашевский, призвал "немедленно выслать Бабича из Беларуси. "Маскоуским хамам не месца на беларускай зямли", который, по его словам, ведет себя как "намесник цара на акупаванай тэрыторыи".
  Бабич же продолжает повторять, что главное - "выработать взаимоприемлемое решение на благо наших народов, всё остальное - болтовня".
  "Болтовня", однако, скорее всего, продолжится, потому что у белорусской стороны это и есть главный аргумент в споре с Россией.








   













 




 


























 








 











 









 























 


Рецензии