Девичий камень - давняя быль

Летом 37-го мой братец Ваня  ездил в город, вернулся такой расстроенный, рассказывает: "Храм в Опочке взорвали. Вся Соборная площадь обломками завалена. Сам видел: активисты в одном дворе иконы на дрова рубят!... Что ж теперь будет?"
Верующим ясно было, что кара небесная за это зло неизбежна. И явственно было видно, как огрубел сразу народ. Позабыли и стыд, и страх Божий. Церкви ведь что башни крепостные стояли, оберегали душу. И как только храмы уничтожили,  так взялись бесы людьми крутить и вертеть.
В ту пору жила в Лемешах девушка. Анной звали, красива, что берёзка во поле.  Родители её жалели, наряжали. На гулянках самая видная девка была в краю. Гуляла она с одним, а когда его в солдаты взяли, она с другим сошлась.
Прошло время, первый ухажер вернулся. Узнал всё, и зло его забрало. Встретился он с её женихом. Драться они не стали, решили ей отомстить.
Было большое гуляние, до ночи. И вот в глухом месте подкараулили Анну эти двое, надругались, избили и бросили на дороге, решили, что мёртвая. А она отлежалась, встала, дошла до соседней деревни, постучала в один дом, попросила попить. Вся избитая, в разорванном платьишке,  не узнать... Хозяева  уговаривали: "Ночуй, Аня, куда ж ты пайдешь такая"... Она отказалась: "Нет, спасибо, недалеко уж. Да и всё равно мне теперь".
Эты двое крались за ёй и убили яё на Юрьевском поле. Убили и посадили на камень под берёзу - к стволу березини прислонив. 
В тую ночь проходил мой кум той дорогой. Видит: сидит под луной девушка в белом платье. Он посмеялся ей издалека: "Матушка, не пора ли домой?" И пошёл себе. Откуль ему было знать, что это покойница.
За душегубство судили тогда слабо, дали одному три года, другому два. Вскоре аны опять зубоскалили на гулянках.  А уж такой красавицы в нашем краю больше не было.
 Когда лежала в морге в Опочке, врачи адин за нным ходили обозревать, дивились: "Ну до чего ж красивое тело!"
Кому случалось после этого в лунные ночи проходить Юрьевским полем, видели привидение: будто бродит девушка в белом платье. Старики говорили: "Это яё душа отмщения просит"...
 Тут грянула война и отомстила. Эти два выродка записались к немцам в полицаи. Думали: "Ну теперь поживем, обогатимся грабежами!" Вскоре их взяли партизаны и обоих казнили; говорят, живьём оторвали головы. Ни нной слязини никто зза этых гадов не пролил. Даже ихние батьки с маткам обрадовались.
А девушку эту, нелюдями убитую, и до сих пор все жалеют. И на поминках, в Радуницу, на Воскресенском погосте плачут по ней. Камень тот при дороге, где она, убитая, была посажена, называют с тех пор "Девичий камень". 
На том поле высокий крест был поставлен. И долго стоял - даже и после войны.

_______________________
Примечание.
Быль "Девичий камень" опубликована в газете "Красный маяк" 20. 12. 2000 г. С. 3. под названием "Крест на Юрьевском поле". Позже материал доработан, несколько изменен в виду открывшихся новых данных.
Братец Ваня... - родной брат Натальи Яковлевны Иван Яковлевич Яковлев (1885 - 1976 гг.) , всю долгую жизнь, трудясь на земле, провёл в деревне Пузырьково.  По отзывам соседей, был самым уважаемым человеком в краю, многие приходили к нему за советом. Свет в окне его дома обычно гас далеко за полночь... Ныне на месте усадьбы вымахал огромный дуб.
1937 год - в Опочке ознаменовался разрушением величественного Спасо-Преображенского собора, главного украшения и символа города, что в корне изменило городской ландшафт.
Вопрос о месте нахождения Девичьего камня не совсем ясен. По некоторым сведениям (от Александровой З. Д.,  Алексеева П. Н.), легендарный  камень, размером около 3,5 кубических метров или чуть больше, находится на левой стороне дороги, ведущей из Опочки в Рясино, примерно один километр не доезжая до озера Коложо. Рассказывают, что в 70-е годы рядом с Девичьим камнем подорвался на мине, оставшейся с войны, трактор, который пропахивал противопожарную борозду.


Рецензии