без формы лёгкой китайской контузии

Вот что никогда не стоит на месте, так это наука.
Тут и, правда, как ни крути.
И потому, если уже втянулся, то и за уши не оттянешь.
Хорошо только, если туда… втянулся.

Но ещё лучше, если всегда есть, когда и как именно отдохнуть от всех «втягиваний», «затягиваний» и всех тех премудростей, которые ещё не только не постиг, но даже ещё не брался дегустировать.

Однажды ко мне пришёл мой ребёнок… с восторженными глазами:

(Как всегда, причиной всему – Великая Китайская нация. Она-то умеет организовать праздник жизни на попутном пути к себе или – к тебе. Тут уж, кто чего стоит).

- У нас в гимназии будут проводить  конкурс!
- Какой?
- На призы. «Китай глазами ребёнка».
- Нет. Совершенно иначе.
- А ты откуда знаешь?
- У вас в гимназии будут проводить конкурс: «Китай глазами ребёнка». И, самые лучшие работы, отметят заслуженным вознаграждением. (Или, возможно, не лучшие работы. – То, что я подумав, не озвучила. По нескольким причинам:

1. Возможно, и, правда, – лучшие.
2. Возможно, – бутафория. Как в последнее время часто экспериментируют в местной системе образования.
3. Возможно, конкурс затянется и потеряет свою актуальную бдительность. Приблизительно так, как сейчас результаты олимпиад – через год.
4. Возможно, призы достанутся исключительно тем, «кто в пуле проводящих».
5. … Возможно… Причин было гораздо больше. Но разговор с ребёнком продолжался):

- Ты хочешь принять участие?
- Конечно. Потому что конкурс позволяет принести любую творческую работу.

(Для творчески-одарённых детей это целое событие. Самый настоящий праздник. Потому, как все предметы во имя развития творческого потенциала, из «среднеобразовательной системы обучения», давно прибрала в утиль, далёко не творческая рука «ХУДОжника от слова «УДО.Вл.»).

- Даже сочинение?
- Не знаю. Я же рисую.

(И, правда, какие непонятные эти все взрослые со своими «умными» расспросами).

- И что?.. уже воображаешь?
- Ещё как!
- А словами?
- Это будет глаз.
- Око… значит.
- Значит – глаз. Где в зрачке – весь Шанхай. Мы же были с папой в Шанхае.
- И ты сможешь целый Шанхай вместить в один глаз?
- В глаз – нет, а в один взгляд –  смогу.
- И сколько тебе понадобится времени?
- За сегодняшний вечер.
- Ты хочешь сказать, что за один вечер сможешь заработать на планшет или флешку?.. и это уже в пятом классе?
- Мама, но я-то давно рисую.
- И то – верно.

Прошло сколько-то там времени, и я оценила «шедевр»:

- Знаешь… хорошо.
- Правда?
- … Но думаю, далеко недостаточно, чтобы занять призовое место.
Немного обидевшись, мой Творец сообразил:
- А ты сможешь лучше?
- В изобразительном искусстве?.. по заданной тематике? Конечно, нет. Но вот всё, что касается литературных конкурсов, я бы попробовала. (Только, кто бы это всё не только, что оценил, кто бы это всё прочёл?)
- Вот… а говоришь…
- Понимаешь, мне даже не только, как матери, а вообще, как избалованному искусством человеку-наблюдателю, твоя работа нравится, но…
- ?.. А что изменить?
- Если бы я только знала…. Хотя всё равно, наверное, не смогла бы объяснить. Ведь я в этой истории всего-то беспристрастный зритель. И мой зрительский талант мне подсказывает, что за идею изображения, у тебя безусловное «Гран-при».  А не хватает тебе – мастера по направлению твоего таланта.
- Так мне переделать работу?
- Не в коем случае. Ты можешь создать ещё несколько, –  для личной альтернативы.
- Но сдать на конкурс нужно завтра.
- То есть, ты хочешь сказать, мало того, что конкурс такого масштаба «домашнего характера» (очень не желательная форма для честных «фемид»), так ещё и за один вечер?
… Я тебя умоляю.
- Да,.. мама… да… Представь себе.
- Нет, я не могу себе представить, чтобы спортсмена, даже с уникальным даром самобытности, могли бы подготовить за один вечер.

На том и пошла сказываться сказка и делаться мудрёное дело безвымудрённого решения.

А я, тем временем, вспомнила свои школьные годы, свои творческие начинания и участия в «БОЛЬШИХ ЗАБЕГАХ».

И вы знаете? Какой-то жуткой необъективности, что б уж очень?.. Не обнаружила. Но, что особенно приятно вспомнить, – на какой ноте высокого энтузиазма нас готовили наши Учителя.  (А не то что «далекоидущая нау-хау система», где доллар  – час).

Хотя если очень покопаться в доисторическом прошлом?.. то был один «хитро-мудрый» случай в виде занозы в одном из щекотливых мест. А именно.

В нашем классе на передовой всё время учились «две отличившиеся» и остальные – чуть-чуть поодаль  (не потому, что менее талантливые, а потому, что меньше занимались собственным развитием). Но вот однажды, где-то или кто-то из школьного совета, решили на последней гонке без всяких там преследований, подключить «третью», – чтоб на «тройке! да – с бубенцами». Мы все были «в форме лёгкой контузии». Но не от того, что за идею обидно, а только по той самой причине, что случайно может «какнуть» лишь птица с высоты полёта. А не шлёпнуть под ноги, как лошадь без подков (да не обидится на меня «третья»).
Так вот в те «нашинские недалёкие времена», все претендующие на медаль, должны были участвовать не только в предметных олимпиадах, но и всевозможных научных, творческих, артистических, политических, (…)  – съездах, форумах и иного рода мероприятиях. Были и «промежуточные зачёты» по предметам, чаще всего – сочинения.
Что в этот раз для меня было не впервой. А для «третьей»? – считайте, «олимпийская премьера».

Дали тему на неделю.
Написали.
Принесли.
Учитель забрала с собой наши «труды», и попросила встретиться во вне урочное время, через два дня.

- Это твоё. Переписывай на чистовик и обрати внимание на ошибки.
- А моё? – Поинтересовалась «третья».
- Будем переписывать на пару.
- Т.е. – как?
- Я напишу, а ты перепишешь.
… Со мной снова случилась «форма лёгкой контузии». Но молчать я уже и тогда не умела:
- Вы хотите сказать, что я буду состязаться в творческих началах не со сверстниками, а с вами?
- Ты не переживай. Всё равно я так, как ты, не напишу.

Конечно, тогда я подумала, что это сарказм.
А сейчас, будучи в возрасте своей учительницы, знаю, что то, было не что иное, как комплимент в форме сарказма. Так как моё сочинение на тему «Весна» было сотворено в стихотворной форме.

Вот только «контузия» у меня была скорее даже не от того, что учитель за ученицу написал сочинение, а от того, что ученица согласилась выдать его за своё.

А ведь «первая» отличница (Это не я. Я в этой истории всего и, как всегда, – только вторая) отказалась от участия именно в этом конкурсе.
А всё почему?
А всё потому, что занималась перепиской с японцем на английском языке. В этом и было её отличие. И, что ещё немало важно, – она об этом знала.

На самом же деле, «Отличник» - это человек, который не пляшет под чужую дудку, а сам на ней играет. И при этом, со своей собственной, самой удивительной и неповторимой нотой.

Хотя, к сожалению, учениц и учеников, как «третья»,  куда больше, чем других.

Ведь даже тогда, без всех новых технологий в широком доступе для всех и каждого, в магазинах не названных «шопами», продавались сборники сочинений. И для «хитро-мудрых» и очень экономных хватало «мастерства» и «себедозволенности» переписать хрестоматию от точки до точки и не сказать, что это отрывки из личного литературного дневника, а умилённо тешиться «собственным шедевром».

Нет, я не грустила. Твёрдо зная, что чужое никогда не станет твоим.  И, так оказалось, что до победного конца, с лучшим для своего воображения финалом, я пошла одна. И иду… без многолюдья.

Но при чём здесь китайцы?

А китайцы всегда притом, что они находятся если не рядом, то – в невидимом присутствии. И без «формы лёгкой китайской контузии».

И они уж точно не заставят панду переплывать через океан.

А организуют ей самую удивительную бамбуковую рощу.

Хотя пока их пандочки смотрят на их необъятную Великую Родину своими искренними глазами.


Рецензии