Портрет на стене

                ПОРТРЕТ  НА  СТЕНЕ.                Двадцатый век изменил жизнь коренным образом. Люди многого достигли. Сделали жизнь свою комфортной, удобной. Вспомним: исчезли, к примеру, соломенная крыша, зимой приятно тёплая печка с широкими полатями, керосиновая лампа с копотью, самопряху и патефон встретишь только в музее…Многое ушло из нашей жизни, что вызывает только воспоминание и удивление:» И как могли люди жить в таких условиях?»
На освободившееся место пришли электричество, газ, радио. ...
Удивительно, сочувствуем нашим не очень-то далёким предкам, не знали они телевидения, которым мы недовольны, но жить без него не можем, компьютера и сотового телефона.
Могучим стал человек своими достижениями, своими возможностями, много достиг и ещё достигнет, в этом нет сомнения.
Неприятно только, что по дороге к своим «великим открытиям,                преобразующим мир», как считает человек, он многое душевно тёплого теряет. Черствеет его душа, всё чаще он чувствует оторванным себя от своих корней, одиноким, «пылинкой в мироздании», как сказал поэт. Его «победы» над природой, совершенствование и «облегчение» его повседневного быта, погоня за модой всё меньше приносит ему удовлетворения жизнью, радости.
 С часто мнимыми  достижениями, ушло много и такого, что человека согревало, воодушевляло, не позволяло ему чувствовать себя соломинкой,  неизвестно, куда несомого холодным, безжалостным осенним ветром…
Было что- то такое в людях, отдыхавших после тяжкого труда на тёплое печке, что вызывает теперь приятную зависть, а самое главное, желание представить, какими они были наши прабабушки и прадедушки? Как они жили? Во что верили, о чём мечтали?
Желаешь иногда, отключиться от «достигнутого» совершенства, присесть в вечеряющей комнате перед их портретом на стене и вспоминать, вспоминать…
Довоенные люди помнят – как иногда в деревушке появлялись один, два человека, доставали из перемётной сумы портреты незнакомых людей, выставляли их на какой либо скамейке на обозрение и предлагали   «запечатлеть на века»… изготовить такие же.
Помню, как из конца в конец нашего маленького посёлка быстро распространялось от дома к дому:» Съёмщики пришли! Портреты будут делать!»
Спешно собравшиеся в основном старушки , разглядывали, восхищались. Проливали слезу:» Как живой! На моего сынка похож!»
« Постарайся моего Ваню в красивой рамке сделать с цветами!» - просила моя соседка.
« А можно моего Андрея не в гимнастёрке, а в костюме и рубашке с галстуком? Любил он принарядиться!» -  говорила другая женщина.
« Не потеряй фотку, последняя! Больше не пришлёт, убили проклятущие!» - и слёзы.
« Кума, займи денег? Не хватает у меня!» - последнюю копейку отдавали.
В те годы не было дома, избушки, где на самом видном месте не красовался портрет. Именно, красовался!
Как убирали, украшали портреты! Потом, спустя какое то время, за стеклом портрета можно было видеть фотографии подросших детей, появившихся внуков.
В праздничный день, на Троицу самые красивые живые цветы украшали портрет. В некоторых домах на портрете вывешивали расшитое красивое полотенце…
Приходил незнакомый человек в дом и непременно спрашивал:» Это кто же такой молодой и красивый?»
И хозяйка всякую работу отставляла и со слезами начинала рассказывать о своём погибшем муже или сыне…
Ничего дороже в доме не было! Как будто – бы человек с портрета сейчас войдёт с улицы и хозяйка, как в былые годы, прошло то всего ничего лет,
заспешит собирать на стол обед, а он будет рассказывать ей последние новости…
Человек на портрете до конца жизни любящих его людей оставался живым, близким и родным. С ним разговаривали, советовались, вспоминали былое, ему рассказывали о своих обидах, искали у него защиты от мерзостей текущей жизни.
Она, текущая за окном жизнь, менялась, всякие изменения происходили. Бывало, что в дом приходил другой человек, становился хозяином. Но портрет оставался на своём месте, к нему не возникало чувство ревности. Он был святым человеком…
В редком доме теперь увидишь на стене те послевоенные портреты. Ушли они куда то вместе со старушками, так искусно украшавших их в былые годы.
Не думаю, что отправили их на свалку. Где, в каких гаражах, на каких чердаках пылятся они теперь? Почему им не нашлось места в интерьере современных не бедных квартирах? Почему их стало не модно держать теперь на стене?
« Не музей же! Есть альбом!» - можно слышать в наши дни.
Это правда, есть шикарные, блестящие, модные, дорогие альбомы. Есть у многих видео запись. Но ничто не может сравниться по силе эмоционального воздействия на человека с портретом.
Не случайно дворяне, помещики да и прочий сословный люд никаких денег не жалели и самому искусному художнику заказывали нарисовать портрет близкого, дорого человека.
Сколько их теперь хранится в картинных галереях, музеях!
А часто, очень часто от человека на портрете осталась только память, воспоминание. Изображённый на портрете уже ничего не может, в своей жизни он сделал всё, что мог и теперь наша святая обязанность хранить память о нём.
Если мы не храним память о дорогих нам людях, то вряд ли и о нас будут хранить память будущие поколения.
Портрет на стене это ещё и показатель состояния души хозяина жилища.
Что можно сказать о хозяине, если место портрета на стене заняли герои боевиков или абстрактные новомодные , не понятные «произведения» в золочёных рамах?
Думаю, мы всегда должны думать, а что сказал бы нам тот человек, портрет которого мы отправили пылиться? Близкий нам человек!
Думаю, грустно было бы ему!
В жизни ничего не происходит без причин. Портреты ушли со стены и потому, что  пришедшие новые поколения , мало что знают об ушедших, о человеке на портрете.
Попытайтесь расспросить своего внука о дедушке, мало что он может рассказать, так же как и мы о своём прадедушке.
И хотя мы громко провозгласили, что «никто и ничто не забыто», мало что сделали для сохранения памяти человека с портрета. Конкретного человека, самого близкого человека. Это наша ошибка, возможно, теперь уже трудно поправимая.
Ушедший , надеюсь, в «запасники» портрет со стены – символ нашего равнодушия к памяти. Говорят в других землях, у других народов к памяти более трепетное отношение.
Заходит человек – посетитель, пациент в офис, поликлинику, всюду, куда он приходит, со стены на него смотрят портреты людей, в былые годы возглавлявшие эти учреждения. И это совсем не лишнее, современного руководителя обязывает лучше работать, помнить, для кого и для чего он работает.
Люди всегда много строили, к сожалению, часто « забывали», может быть, самое лёгкое и  главное, на стене дома, на перилах моста, у подножия памятника прикрепить хромированную доску с именами создателей.
Живу в новом доме, хорошем доме и мысленно благодарю анонимных строителей.
Почему они такие не в меру скромные? «Забыли» ту доску прикрепить.
А дело это не пустяковое, помня об этой доске, возможно, строитель, архитектор были бы более ответственны перед будущим их сооружения.
Может быть, будь мы более трепетны и внимательны к памяти, не было бы «белого» (или чёрного?) пятна на месте великой державы – СССР.
Не спешите снимать со стены портреты, люди на них желают навсегда остаться в вашей памяти, быть с вами!
А нам бы, знавшими человека на портрете время от времени рассказывать о нём пришедшим в жизнь. Воспоминания передавать как эстафету. Почётную эстафету!


Рецензии