Двадцать шестой вопрос. Как помочь другим?

У нас и у самих создается впечатление, что в последнее время наша семья уже живет не обычной жизнью обычных людей. Мы, как герои посредственных фантастических романов о будущем из «Понедельника начинается в субботу» [53], в которое (описываемое будущее) Саша Привалов путешествовал на машине времени конструкции Луи Седлового, стали общаться друг с другом длинными умными монологами и из реальных живых людей начали становиться только функциями Практической философии изобилия.
Это жаль!
Между тем мы, как все реальные живые люди, в это самое время живем еще и самыми обычными человеческими заботами. Я, например, в очередной раз занялся приведением своей фигуры в порядок и мужественно соблюдаю строгую диету и активный режим дня. Наша мама не только осваивает новый для себя образ в роли мамы Марины в нашем новом проекте «Динка» [45], но еще и спровоцировала своих учеников на конкурс написания музыкальных тем этого нового спектакля. А Сергей находится в пограничном состоянии перехода от давней дружбы с замечательной девушкой Настей к состоянию влюбленности в нее.
И выполнению еще многих насущных и важных задач служит в эти дни каждый из нас как порознь, так и мы вместе всей семьей.
Но увлекательная игра в описание Практической философии изобилия захватила нас в эти дни как самое главное и интересное дело.
И вот сегодня у нас на очереди четвертый Закон Чопры, Закон Служения или, в другой формулировке, закон Предназначения. А в классической формулировке самого Чопры: Закон Дхармы: «Существует причина, по которой ты здесь».
– Самое время нам вспомнить, – говорит Сергей, – что это такое: дхармы. Мы о них говорили, когда рассматривали аритмологию мифов, отвечая на восемнадцатый вопрос «Как устроен мой мир?»
– Верно, в буддизме все явления внешнего мира считаются порожденными колебанием, "беспокойством" дхарм. А когда эти колебания происходят, гармоничный изначально мир порождает два противоположных начала, Инь и Ян.
– Получается, что причина любого события или явления с точки зрения буддистов – возбуждение, колебания этих самых дхарм. А какое это отношение имеет к нашей Практической философии изобилия и нашей аксиоматике? – спрашивает мама.
– Закон Дхармы не утверждает, что «причина, по которой ты здесь» –  именно дхармы. Он просто констатирует наличие какой-то причины.
– В таком случае, при чем здесь предназначение? Предназначение – атрибут будущего, а причина – атрибут прошлого.
– Опять слова, дорогие родители! Произносим слова, пользуемся терминами, а строгого определения им не дали!
– Ну, понятие дхармы мы определять заново не будем, оно и в самом буддизме очень расплывчато.
– Буквально: дхарма – то, что удерживает и поддерживает, а для нашей аксиоматики такое определение не будет строгим. Да и само понятие дхармы в нашем мировоззрении избыточно, мы попробуем обойтись без него.
– А вот понятия причины, предназначения и служения определить надо, мы раньше этого не делали.
– Что касается понятия причины, то наиболее системно к его определению впервые подошел Аристотель [25]. Причина по Аристотелю имеет четыре аспекта или начала:
- материальная причина – из чего состоит данный факт;
- казуальная причина – от чего или чьим действием произведен, источник, начало движения;
- формальная причина – идея, сущность, форма данного явления или предмета;
- конечная причина, цель, для чего данный предмет или явление существует.
– Вот так определение! Если оценивать Аристотеля по Даниилу Гранину, то он точно – философ.
– Ну, ясно, что философ, но при чем тут Гранин?
– Даниил Гранин: «Специалист – это человек, который стремиться знать все больше о все меньшем, пока не будет знать все ни о чем. Философ – это человек, который стремится знать все меньше о все большем, пока не будет знать ничего обо всем» [55].
– В нашем случае как раз наоборот! По Аристотелю выходит, что «существует причина» означает как минимум то, что существует конечная цель того, что «я здесь». Вот в каком смысле Закон Дхармы одновременно является Законом Предназначения!
– Мы можем определить причину в нашей аксиоматике, используя всего два ее аспекта по Аристотелю: казуальный (начальный) и конечный.
– Тогда предлагаю такое определение: причина – это внешняя сторона любого объекта, явления или события, определяющая его местоположение в потоке других объектов, явлений или событий.
– Очень уж мудреное определение получилось… – сомневается мама.
– Зато конструктивное! – защищает Сергей свое определение. – И мы его сейчас детализируем: П-причина определяет начальное появление объекта в потоке и отвечает на вопрос «Почему?». З-Причина определяет конечное положение объекта в потоке, его целевое назначение, и отвечает на вопрос «Зачем?».
– Ну и на какой же из этих вопросов отвечает Закон Дхармы в формулировке Чопры?
– Конечно, он говорит о З-причине! «Существует причина, зачем ты здесь» – вот его более точная формулировка.
– Но тогда и предназначение мы можем определить так: предназначение любого объекта, явления или события в любом потоке – это его З-причина.
– Да, это определение будет точным! Особенно применительно к нашей классической задаче про веру: «чем я наделен: свободой выбора или предназначением?»
– Действительно, там получается интересный результат: З-причина моей жизни состоит в свободном выборе мной любой З-причины моей жизни с помощью крыльев воображения!
– Ну что же, теперь нам только осталось определить понятие служение.
– Это теперь проще простого! Для любого объекта, явления или события служение – это следование им своей З-причине. В том числе, и когда этот объект – личность, и когда этот объект – индивидуальность.
– Может быть, все-таки не следование, а соответствие?
– Если служение активно, то следование, а если пассивно – то соответствие. В общем случае, наверное, лучше сказать соответствие, но для нашего Закона, как мы докажем позже, лучше сказать следование.
– Хорошо, разобрались мы с определениями терминов, теперь надо и сам Закон рассмотреть.
– Понятно, что на нашей схеме этот Закон будет выглядеть, как объект в одностороннем потоке. Откуда куда этот поток будет течь?
– З-причина в любом случае очевидна: от меня к личности ПЧИ, его проявленной части. Я могу ему отдавать только то, что я так или иначе проявил в своем опыте.
– А П-причина, конечно же, находится изначально за пределами круга моего влияния, и значит, по отношению к моему опыту находится в поле чистой потенциальности, из которого я стремлюсь проявить что-то непроявленное для меня!
– Тогда схема Закона Дхармы будет выглядеть так:




– «Надо» и «не могу»… А это ни что иное, как схема качества мужество! Или, иначе говоря, стойкость.
– Стойкость в следовании своему локальному предназначению, З-причине… Получается: неважно, какова была П-причина, которая привела меня в сегодняшнее состояние, а важно, какова З-причина, которая меня из него выводит.
– Это очень похоже на логотерапию Виктора Франкла [15], когда решение искать смысл становится важнее решения искать П-причину.
– И именно в поисках смысла состоит, по Франклу, истинное мужество в любой ситуации.
– В таком случае, мы можем сказать, что Закон Дхармы в нашей формулировке трансформировался в Закон Мужества?
– Не совсем так. По тому же Закону Дхармы для возникновения какого-либо результата одной причины недостаточно, надо, чтобы причина соединилась с условием.
– То есть? Я – объект в потоке, у меня есть П-причина и есть З-причина. Что такое условие? Сам поток?
– Почти. В нашем примере ты – семя, в котором содержится П-причина, а твое намерение проявить нечто непроявленное – это будущий урожай из этого семени, З-причина. При этом З-причина может быть не только твоя личная, но и групповая, командная.
– Тогда и служение такой З-причине будет общим, командным. И в служение это будет входить взаимопомощь каждого друг другу. Мы будем проявлять непроявленное вместе!
– А вот земля и вода, в которых происходит это проявление (в частности, команда) – это и есть условия. Но для этого надо, чтобы ты (а в случае команды – каждый, входящий в нее) эти условия нашел и, главное, чтобы каждый в них оставался, а не попал на камень или асфальт.
– То есть… Я для этого как раз и должен следовать своей З-причине! Не просто соответствовать, а именно следовать!
– Совершенно верно! А теперь можно и Закон сформулировать.
– Мы его назовем не Законом Мужества и не Законом Стойкости, а Законом Преодоления. Закон Преодоления: Почему бы я ни оказался здесь и сейчас, я служу той причине, зачем я здесь.
– А как эту З-причину распознать?
– Ясно осознать свое намерение и взять на себя за него ответственность в форме материализованного обязательства!
И снова заполняется очередная чистая страница в нашей Ответной тетради:


Двадцать шестой вопрос:

КАК ПОМОЧЬ ДРУГИМ?

Ответ (Закон Преодоления):

ПОЧЕМУ БЫ Я НИ ОКАЗАЛСЯ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, Я СЛУЖУ ТОЙ ПРИЧИНЕ, ЗАЧЕМ Я ЗДЕСЬ.

А как распознать эту причину?

ЯСНО ОСОЗНАТЬ СВОЕ НАМЕРЕНИЕ И ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ЗА НЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФОРМЕ МАТЕРИАЛИЗОВАННОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.;
Новая игра. Как помочь другим?
Почему бы я ни оказался здесь и сейчас, я служу той причине, зачем я здесь.

– Прямо скажем, вопрос «Как помочь другим?» весьма условно соответствует и духу, и букве Закона Преодоления, – снова говорит в маме ее критическое начало.
– Напрямую, буквально – вообще не соответствует, – отвечает ей Сергей. – Но если под «другими» понимать весь внешний мир, в том числе и Поле чистого изобилия, то получится, что стрелка, выходящая на схеме Закона Преодоления от меня наружу, то есть мое обязательство служить З-причине, в любом варианте этого служения окажет кому-то или чему-то во внешнем мире помощь в проявлении непроявленного. В том числе, и Полю чистого изобилия.
– А ведь верно! И тогда в общем случае З-причина моих действий для кого-то или чего-то во внешнем мире всегда будет помощью в проявлении непроявленного для него!
– А преодоление мое будет состоять в том, что я не оставляю себе свободы выбора в том, выполнять или не выполнять мое предназначение, служить или не служить З-причине, помогать или не помогать (одному или в команде) проявлять непроявленное.
– Потому что принял на себя обязательство и обрел Свободу в выполнении своего предназначения, своей З-причины.
– Да, этот Закон теперь и вправду выглядит целостно!.. Рассмотрим дополнительный?
– Рассмотрим! На схеме в этом Законе, как и во всех дополнительных, появляется стрелочка от меня к полю чистой потенциальности:



– То есть появляется положительная зона оси разумности, действий индивидуальности. «Надо», «не могу» и «действую».
– Понятно, что перед нами – схема пассионарности, трехмерного качества в «душевном генокоде». И даже виден поток с одной П-причиной и двумя З-причинами.
– Но из определения пассионарности самим Гумилевым [47] не видна П-причина пассионарности, начало, источник ее потока.
– Хорошо, вот определение из Википедии: «Пассионарии – люди, обладающие способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды».
– Вот это определение точно описывает как раз нашу схему! Откуда из внешней среды (П-причина) пассионарий абсорбирует энергию?
– Понятно, откуда! Из Поля чистого изобилия.
– Но именно из непроявленной его части! Из поля чистой потенциальности. На то он и пассионарий, что ему доступна энергия, недоступная для всех прочих.
– Потому что она не проявлена.
– Но пассионарий, в отличие от любой личности, которая выполняет задачу служения своей или общей, командной З-причине по Закону Преодоления, подключен как индивидуальность к разуму Поля чистого изобилия через канал своего духа.
– И в дополнение к тому, что другие личности получают от поля чистой потенциальности в качестве П-причины, он дает этому полю запрос через свой канал духа, и именно из поля чистой потенциальности черпает, абсорбирует пассионарную избыточную энергию!
– Получается, что пассионарий не просто пребывает в потоке, ведущем его к выполнению своей З-причины, но и активно создает и поддерживает этот поток!
– П-причина этого потока – непроявленная идея или цель из поля чистой потенциальности, З-причина – проявленность этой идеи или цели…
– А условие достижения этой З-причины – постоянный контакт через канал духа с Полем чистого изобилия и восполнение энергией от этого канала как Разума!
– Да, получается вывод на уровне теоремы: любой настоящий пассионарий находится в постоянном контакте с Разумом!
– Ну, а теперь пришло время формулировать Закон, дополнительный Закону Преодоления. Как мы его назовем?
– Напрашивается «Закон пассионарности», но это не будет точным названием. Ведь речь идет об определенных действиях, приводящих к пассионарности.
– О постоянной приверженности ответственности, развитию и разумности. Кстати, вне зависимости от своих желаний, то есть нравственности.
– Наверное, такую приверженность можно назвать Дао, а сам Закон – Законом Пути.
– Ну что же, это хорошее название. А как мы этот Закон сформулируем?
– Я думаю, так. Закон Пути: Когда я в потоке и свободен в каждом своем шаге, я следую своему Пути, а Путь всегда даст мне силы сделать мое предназначение проявленным и приведет меня к нему.
– Разумность, ответственность и развитие…

Определения, аксиомы и выводы.

26-1. Причина – это внешняя сторона любого объекта, явления или события, определяющая его местоположение в потоке других объектов, явлений или событий.
26-2. П-причина определяет начальное появление объекта в потоке и отвечает на вопрос «Почему?».
26-3. З-Причина определяет конечное положение объекта в потоке, его целевое назначение, и отвечает на вопрос «Зачем?».
26-4. Предназначение любого объекта, явления или события в любом потоке – это его З-причина.
26-5. Для любого объекта, явления или события служение – это следование им своей З-причине.
26-6. Путь – это приверженность ответственности, развитию и разумности.
26-7. З-причина моей жизни состоит в свободном выборе мной любой З-причины моей жизни с помощью крыльев воображения.
26-8. «Пассионарии – люди, обладающие способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды».
26-9. Пассионарий подключен как индивидуальность к разуму Поля чистого изобилия через канал своего духа.
26-10. Неважно, какова была П-причина, которая привела меня в сегодняшнее состояние, а важно, какова З-причина, которая меня из него выводит.
26-11. Закон Преодоления: Почему бы я ни оказался здесь и сейчас, я служу той причине, зачем я здесь.
26-12. Чтобы распознать З-причину, надо ясно осознать свое намерение и взять на себя за него ответственность в форме материализованного обязательства.
26-13. Мое обязательство служить З-причине, в любом варианте этого служения окажет кому-то или чему-то во внешнем мире помощь в проявлении непроявленного, в том числе и Полю чистого изобилия.
26-14. Пассионарий не просто пребывает в потоке, ведущем его к выполнению своей З-причине, но и активно создает и поддерживает этот поток. П-причина этого потока – непроявленная идея или цель из поля чистой потенциальности, З-причина – проявленность этой идеи или цели, условие достижения этой З-причины – постоянный контакт через канал духа с Полем чистого изобилия и восполнение энергией от этого канала как Разума.
26-15. Любой настоящий пассионарий находится в постоянном контакте с Разумом.
26-16. Закон Пути: Когда я в потоке и свободен в каждом своем шаге, я следую своему Пути, а Путь всегда даст мне силы сделать мое предназначение проявленным и приведет меня к нему.


Рецензии