Тридцать седьмой вопрос. Как померить деньги?
– Надо говорить проще! – уверенно утверждает мама. – Проще, проще и еще проще! Надо, чтобы нас понимали обыкновенные люди, а не профессора математики или философии. Которые, кстати, будут с нами во всем не согласны.
– «Так играть никто не будет, так играть неудобно. Это говорю вам я, Рубинштейн!» – цитирует Сергей слова из роли Владислава Стржельчика в фильме «Чайковский», адресованные им Петру Ильичу по поводу только что написанного им Первого концерта для фортепиано.
– Ну да, неудобно и непонятно, – не сдается мама. – Вот простой вопрос: «Как померить деньги?» – и снова вы вокруг него математики нагородите! Простым должен быть ответ: «Удовольствием!»
– А почему удовольствием?
– А потому что в основе выбора эффективного пути, ведущего к цели, лежит интуитивное удовольствие.
– Вот сразу сколько всего приходится объяснять простому человеку! И эффективность, и путь, и цель, и интуиция… Не говоря уже про удовольствие.
– Так это же легко! Переведем это объяснение слово за слово на язык Практической философии изобилия.
– Хорошо! Удовольствие приносит то, что мне нравится, то что я хочу.
– А значит, удовольствие располагается на оси нравственности, в ее положительной зоне.
– А координаты удовольствия как категории души: «хочу» и «действую как личность».
– А это что же, значит, для индивидуальности интуитивное удовольствие при выборе возможностей для воплощения замысла, значения не имеет?
– Ясно как дважды два, что имеет!
– А это означает, что деньги измеряются нравственностью!
– Чем более нравственными будут как возможности, так и средства, тем предпочтительнее такие деньги для воплощения замыслов!
– Но тогда получается, что мы вывели другую единицу измерения денег! Ведь удовольствие = нравственность + бездействие души.
– Верно! И новое качество, которым мы с этого момента наделили деньги, будет именно свобода от неразумности. От бездействия души.
– А что это означает?
– Вспомним, что мы говорили о нравственности при поиске ответа на четырнадцатый вопрос «Что такое унижение?».
– Пожалуйста! Нравственность – это проявленное качество души человека, благодаря которому человек совершает только нравственные поступки и действия. А нравственно все то, что личности нравится и приносит удовольствие, и при этом всем другим личностям либо тоже нравится, либо хотя бы не мешает получать удовольствие.
– Вот и ответ! Деньги, то есть возможности для воплощения замыслов, должны быть такими, которые не просто нравятся мне, но и другим тоже нравятся или хотя бы не мешают им получать удовольствие.
– Как раз вторая половина формулировки, про других личностей и их удовольствие, говорит о том, что в нравственных действиях участвует не только моя личность, а еще и моя индивидуальность, которая действует для соблюдения интересов других людей.
– Получается, что раньше мы не только не точно определили инструмент измерения денег, а еще и неправильно его определили.
– Выходит, так. Если возможность для воплощения любого моего замысла приносит удовольствие моей личности, а для другой личности создает неприятности или помехи, то такая возможность будет безнравственной, а значит, по шкале измерения денег будет стоить дешево.
– И примеров на эту тему – сколько угодно! Вот идет по тротуару среди множества людей, в том числе детей, человек с сигаретой. У него потребность: покурить. Он достал из кармана пачку возможностей для того, чтобы эту потребность удовлетворить, и получает удовольствие.
– А другие люди десятками дышат дымом из его легких. И поэтому можно с уверенностью сказать, что душа этого курильщика по отношению к этим людям бездействует.
– И наоборот. Когда тот же самый курильщик о людях думает, он идет в курилку, где можно поговорить со своими единодымниками, и получает там от своей сигареты не просто удовольствие, а радость!
– Точно! Ведь радость = нравственность + действие души!
– Итак, что же у нас получилось? Как померить деньги?
– Деньги измеряются нравственностью!
– А как сделать любые возможности нравственными?
– Надо пользоваться такими возможностями, которые доставляют не просто удовольствие, а радость!
Для таких афористических ответов, наверное, наша Ответная тетрадь и придумана!
Тридцать седьмой вопрос:
КАК ПОМЕРИТЬ ДЕНЬГИ?
Ответ:
ДЕНЬГИ ИЗМЕРЯЮТСЯ НРАВСТВЕННОСТЬЮ.
А как сделать любые возможности нравственными?
НАДО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТАКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, КОТОРЫЕ ДОСТАВЛЯЮТ НЕ ПРОСТО УДОВОЛЬСТВИЕ, А РАДОСТЬ.
;
Новая игра. Как померить деньги?
Деньги измеряются нравственностью.
Игра, которая получилась у нас из ответа на тридцать седьмой вопрос не просто полезна для развития и приобретения навыка измерения денег точным инструментом, но полезна еще и для того, чтобы открыть в нашей аксиоматике своеобразный закон коммуникативности.
– Смотрите, какая красота получается! – говорит Сергей. – У нас есть две формулы. Первая: удовольствие = нравственность + бездействие души. А вторая: радость = нравственность + действие души.
– Да, формулы очень похожи, только смысл у них совсем разный.
– А теперь внимание! Представьте, что это два уравнения, и сложим их по частям! Что получится?
– Получится… Получится: удовольствие + радость = нравственность + нравственность + действие души + бездействие души.
– Теперь как в математике: выносим общий множитель за скобки и получаем: действие души + бездействие души = (действие + бездействие) души. То есть ноль! Неважно, действует душа или бездействует.
– Ну, допустим…
– Дважды нравственность это все равно нравственность. И получается формула, которая может определить, из чего вообще образуется ось нравственности:
Нравственность = удовольствие + радость.
– Да, вот это красиво! Выходит, что мы качества души раньше определяли, используя дедуктивное мышление: «от общего к частному».
– Ну да! Нашли четыре основополагающие качества, координатные оси души, и на них спроектировали все остальные. Именно «от общего к частному», как Шерлок Холмс.
– А теперь идем обратным путем: берем частные качества души…
– …В проекциях на координатные оси.
– В проекциях на координатные оси. И по этим проекциям воссоздаем сами оси, базовые качества души.
– Используя индуктивное мышление, от «частного к общему».
– То есть творим, создаем наши оси!
– Ну-ка, попробуем наугад взять еще парочку! Например, возьмем две другие оси, ответственность и развитие. Допустим, первая формула будет «надо» и «могу»…
– Это формула ремесла: ремесло = ответственность + опыт.
– А вторая будет «надо» и «не могу».
– Ответственность + развитие = мужество!
– А теперь делаем операцию сложения двух формул! Получается, что неважно: «могу» или «не могу», результат:
Ответственность = ремесло + мужество!
Да, удивительная игра получается! Теперь читатели и сами могут поупражняться в индуктивном мышлении, складывая попарно формулы разных двумерных качеств. Будут у вас получаться координатные оси? Например, что получится от сложения эмпатия + достоинство? Или уважение + свобода выбора?
Оказывается, одни и те же базовые качества можно воссоздать из совершенно, казалось бы, разных проекций!
И, кстати, что будет, если рассматривать суммы трехмерных качеств души?
Интересно?
Определения, аксиомы и выводы:
37-1. Чем более нравственными будут как возможности, так и средства, тем предпочтительнее такие деньги для воплощения замыслов.
37-2. Неотъемлемое качество нравственных денег – свобода от неразумности, от бездействия души.
37-3. Если возможность для воплощения любого моего замысла приносит удовольствие моей личности, а для другой личности создает неприятности или помехи, то такая возможность будет безнравственной, а значит, по шкале измерения денег будет стоить дешево.
37-4. Деньги измеряются нравственностью.
37-5. Чтобы сделать любые возможности нравственными, надо пользоваться такими возможностями, которые доставляют не просто удовольствие, а радость.
37-6. Нравственность = удовольствие + радость.
37-7. Качества души мы определяли, используя дедуктивное мышление: «от общего к частному».
37-8. Чтобы воссоздать базовые оси координат души, надо использовать индуктивное мышление, от «частного к общему».
37-9. Ответственность = ремесло + мужество.
Свидетельство о публикации №219031601784