во квадрат стеймена. или как перевернуть амок

"уже час сижу так"

9 кадров. человек во фраке энергично шел слева направо, опираясь на трость. картинка напоминала первые фильмы 20-го века. но кадра было только 3, они циклично повторялись, создавая иллюзию поступательного движения. Поступь этого человека казалась смешной. Его высокий цилиндр на кучерявой голове переваливался из стороны в сторону. конечно, было видно, что это богатый человек, может даже владелец скобяной лавки или какого-нибудь другого магазинчика в центре придорожного городка на западе. но все его статные движения были до странности нелепы.

"да, ровно 3 кадра"

это можно было бы понять и сразу по мелькавшим в одних и тех же местах царапинам и потертостям пленки.

"это пленка. фильм"

во квадрат стеймана вырисовалось огромное затемненное помещение. он сидел в удобном кресле с высокой спинкой. недвижим. в нескольких метрах перед ним находился экран. но стеймен никогда прежде не видел таких больших телевизоров.

"может кинотеатр?"

за его спиной вспыхнул проектор. поток света точно совпал с рамкой уже идущего фильма. через какое-то время над головой закружились пылинки. зал постепенно обрастал бардовым велюром, из-под стен поднимались высокие двери. стеймен попробовал шевельнуться. размяв шею, он медленно повернул голову слева направо. один за другим, с характерными хлопками, вылезали ряды стульев.

"странно. нет музыки"

где-то в углу зала зашуршал виниловый проигрыватель. слова песни оказались на незнакомом стеймену языке, но на экране начали мелькать образы, сливавшиеся со звучанием пластинки, дополняя ее. мусорный ветер, дым из трубы маленького здания, похожего на котельню, капли дождя, звенящие по листьям, обезумевший человек смеется гнилыми зубами...

"где-то я это слышал"

он попытался вспомнить где, но вдруг понял, что не помнит ничего раньше человека в цилиндре. ему показалось, что он должен бы испугаться, однако вместо этого в его голове закрутилась одна единственная мысль, заполнив собой все. на экране гудел громадный цех с миллионами одинаковых машин с лампочками. гул все усиливался, лампочки начинали отчаянно мигать. в дальних рядах от перегрузки уже выходили из строя станки. стеймену ничего не оставалось, как сформулировать эту мысль. только так можно было вырваться из бешеного, угнетающего и непереносимого кольца, в котором слились и потеряли всякий смысл причины и следствия.

"перевернуть амок"

экран погас. через секунду щелкнул рубильник. звук заряжающихся конденсаторов стал приносить болезненные ощущения. зажглись приборы первого ряда машин.

"что такое амок?"

еще несколько сотен стальных коробочек включились в работу.

"может... замок?"

в геометрической прогрессии за все меньшее время подключались оставшиеся машины. после такой тотальной перезагрузки стеймену наконец-то открылось нечто знакомое. старое, еле уловимое. он пошевелился и осознал, что сидит уже не в кресле, не в кинотеатре. он почувствовал привычное положение тела. ему сложно было удержаться от теплого восторга, и некоторое время он восхищался, ерзая по своему стулу. открыл глаза. резким светом в них вдарило прозрение.


-- я дома!

-- конечно дома, милый. ты так переутомился вчера, что уснул прямо в кабинете. не
   хотела тебя будить, ты выглядил таким уставшим... вот, держи, твой завтрак, -
   миссис стеймен поставила поднос на стол и подошла поцеловать мужа в щеку

-- любовь моя, - он встал и прильнул к ней, - мне приснился такой глупый сон...

-- ты мне каждое утро такое говоришь. работаешь с утра до ночи и еще удивляешься,
   - немного поворчав, она воркливо добавила, - а о жене так и вовсе забыл...

-- я полон сил это исправить, дорогая, - счастливым басом он ответил ей в губы и
   прижал их к своим

-- фу-фу-фу! сначала побрейся!


он улыбнулся и в дурмане от радости побежал в ванную.

"хмм. так, тут не гладко. так. так. ух, красавец! вот тут еще немного. ага…"

гладко выбритый стеймен выключил свет над зерколом и, пританцовывая, направился к спальне.

"как же приятно жить! эх... вот только интересно, что же такое этот амок?"


Рецензии