Мы - покорители Мангышлака

ГОРОД АКТАУ (ШЕВЧЕНКО):
 ТРУДНЫЙ И ЯРКИЙ ПУТЬ
Урановые руды здесь очень бедные, но комплексные. Их разработка была начата исключительно из-за острой нужды в уране. Отсюда – строительство города в пустыне...». 
Оглянемся в прошлое примерно лет на 45 назад. Мы увидим здесь только палатки геологов. Это геолого-поисковая партия Кольцовской экспедиции, которая проводила в тех местах разведочные работы в поисках месторождений руд.  просторы Мангышлака весной 1956 года, о тех, кто раскинул первые палатки на мысе Меловом, о тех, кто трудился, не имея надлежащих условий, пил грязную полу солёную воду, о тех, кто положил начало новому промышленному комплексу». 
В январе 1958 года Советом Министров СССР принято постановление об образовании комбината № 1,нарядах и запахом" пыльных бурь хододгного моря  в небольшом гродишке на краю пустыни без  кустика зелкени  И ветер гонял по улиццавм  волны песка и подсолнечной шелухи.
разнарядках делать отметки «исполнять впереди других потребителей».ского порта Актау, через несколько лет от его причала отойдёт первый танкер с первой Мангышлакской нефтью, а чуть позже будет налажено паромное сообщение между Актау и Баку.
Для строительства города Актау. Ленинградскими архитекторами проект создавался ускоренно и комплексно с учётом сосуществования промышленной и жилой зон. Сейчас можно утверждать: у города Актау счастливая судьба, потому что он родился в «рубашке» проектов - смелых, оригинальных, экономичных. Застройка его практически полностью соответствует утверждённому генеральному плану. Принцип застройки жилого сектора -микрорайонами, в каждом из которых предусматривалось проживание от 5 до 15 тысяч жителей с полным комплексом обслуживания.

Строительство города началось с 3-го микрорайона. На этом месте в 1959 году стояло несколько казахских юрт, палатки. Потом стали рыть землянки, для их перекрытия использовали все трубы, рубероид, камыш, саксаул. К зиме рыть землянки стали все, и русские, и казахи. Вырос целый земляночный городок, в нем разместилось почти 200 семей.

Центр района «пятачок» служил аэродромом, сюда прилетал АН-2, привозил воду, продовольствие. В плохую погоду самолёты не могли прилетать вовремя, и тогда для людей наступали мучительные часы ожидания, ведь вода – это жизнь, да ещё в пустыне. Но люди работали, и работа приносила свои плоды. А пока приспособили один из бараков и начала работать смешанная восьмилетняя школа, в которой обучалось около 100 учащихся, первые учителя — Р. Кабылов, В.Г. Серкова, З.А. Качанова, М.А. Кривошеева, Т.Ф. Иванова, Ш. Бекниязов, И.Л. Хорошавина, Ф. Жалмуханова, В.В. Дашкова, Г.И. Фролова, С. Мурзагалиева, Е.И. Литвинова, П.И. Углова, директор школы – Г.И. Идрисов.
В.Г. Серкова,
 Валентина Георгиевна Серкова, в прошлом баскетболистка. В Октябре 1966 по линии горкома комсомола ( 1 секретарь Владимир Тугушев я отвечал за клуб туристов, работу по линии "Дорогами славы отцов" и лекторскую работу по медицинским знаниям и атеизму. Это была моя общественная нагрузка. Попал на Мангышлак по распределению от 17.о4.1966 года  Минздрава Казсср на должность главного санитарного врача еще не существующей санитарнозпидемиологической станции. Группа туристов городского клуба туристов-альпинистов состояла из разрядников и бывалых. и молодежи неопытной, прибывших "за туманом и за
В августе 1962 году в третьем микрорайоне было сдано первое типовое школьное здание на 320 мест, так открылась Актауская средняя школа №1. Чуть позже приехала ещё группа учителей – С.Х. Баграмян, Г.Н.Антипина, Б.С.Жумашева, В.С.Крот, С.Идрисова, А.С. Асанова и многие-многие другие. В 1964 году в Актау работали две средних школы, в них обучались 1440 детей.

Был открыт первый кинотеатр «Дружба» с двумя залами на 300 мест.
Строительство города набирало темпы. Вскоре после закладки фундаментов первых жилых домов в 3 микрорайоне здесь был образован посёлок городского типа, а в 1963 году он стал уже городом с многотысячным населением. Первоначально город назывался Актау.

А через полгода, 1 июля 1964 года, в честь 150-летия со дня рождения замечательного украинского поэта и художника Т.Г. Шевченко, отбывавшего ссылку в этих местах, городу было присвоено его имя, и город назывался Шевченко до 1991 года.
Объявление Мангышлака в феврале 1965 года Всесоюзной ударной комсомольской стройкой вызвало сюда большой приток специалистов и молодёжи, посланцев Узбекистана, Киргизии, Украины, Грузии, Азербайджана, Северной Осетии, Краснодарского и Ставропольского краёв, а также из Сибири и промышленного Урала.

«Мы знаем, — писала группа бакинских комсомольцев, — что на Мангышлаке жара и пыльные бури. Пытаемся представить себе, что такое недостаток воды, отсутствие пляжей, травы и деревьев. Нас могут ждать палатки и землянки, а не благоустроенные квартиры. Но мы для того и едем, чтобы создавать в пустыне то, что там нужно современному человеку». Многие ехали на месяц-два, максимум на полгода, но месяцы растягивались на годы, а годы на десятилетия, и люди оставались навсегда, ибо как бы не было трудно – результат труда был реальный, зримый — мечта, воплощённая в жизнь.

«... Солнце раскалённое, пыль столбом. Нехватка кислородная — дышу открытым ртом. Дом пока в вагончике, мечта — барак. Вода в баллончике — Запомнишь Мангышлак. Романтикам приходится. Вкалывать до слез. Редкий остаётся, Оставшийся — прирос».

К 1968 году на стройках, промышленных предприятиях, транспорте трудились 342 комсомольско-молодёжных коллектива – тысячи юношей и девушек. Прошедший в том же году 1-ый слёт молодых покорителей Мангышлака подвёл итоги сделанному за этот короткий срок, подчеркнув, что при активном участии комсомольцев и молодёжи выстроены современный город Шевченко, посёлки городского типа Узень, Жетыбай, Ералиева, открыты богатейшие месторождения нефти и газа, пробурено скважин более одного миллиона метров, добыто более десяти миллионов тонн нефти, сдана в эксплуатацию часть газопровода Узень-Жетыбай-Шевченко, протяжённостью 66 километров, строится нефтепровод Узень-Гурьев-Куйбышев, газопровод Средняя Азия-Центр, в пустынях проложено 976 километров железных дорог, 150 километров автомобильных дорог, досрочно введены в строй железная дорога Макат-Узень, автотрасса Шевченко-Узень, газопровод Узень-Жетыбай, строятся железнодорожные линии Бейнеу-Кунград и Гурьев-Астрахань, сооружены и действуют уникальные промышленные объекты – химические и нефтеперерабатывающие заводы, крупные электростанции.

Сданы в эксплуатацию около четырёхсот тысяч квадратных метров жилья, двадцать школ, две больницы, детские сады. Для тысяч юношей и девушек Мангышлак стал школой жизни, мужества, трудового воспитания.

В ноябре 1967 года молодёжь города заложила в треугольную мемориальную урну металлический цилиндр с небольшим свитком внутри – летописью освоения полуострова, именами тех, чьим трудом возродился и расцвёл Мангышлак – письмом поколению 2017 года.

Темпы освоения Мангышлака нарастали. Интенсивность освоения и разработки месторождений руд, нефти, газа и других полезных ископаемых находилась в прямой зависимости от вода и энергоснабжения. Крайняя отдалённость полуострова делала невозможным строительство линий электропередач. Проблему обеспечения строящегося промышленного комплекса электроэнергией надо было решать на месте и в короткие сроки.

Уже в 1960 году принято постановление правительства СССР о разработке промышленного двухцелевого атомного реактора на быстрых нейтронах, который должен был работать на местном сырье — уране — и обеспечить выработку электроэнергии и опреснение воды. Пока же для удовлетворения первоочередных потребностей была спроектирована теплоэлектроцентраль (ТЭЦ-12), которая вошла в строй летом 1962 года, одновременно была построена дизельная электростанция мощностью 2000 квт. Старший машинист котельного цеха В.Е. Калюжный вспоминает: «Первую растопку котла производили дровами. Бревна подтаскивали к котлу и бросали в лаз. Трудились все: и машинист, и начальник, и слесарь. Нужен был пар, чтобы запустить насосы и перекачать мазут из емкостей в порту. Так, буквально вручную подняли в котле давление пара и запустили мазуто насосную». Здесь принимал «боевое крещение» молодой специалист П.И.Назаренко, ставший впоследствии главным инженером комбината. Так началась биография будущего крупнейшего энергетического предприятия. Строящиеся и уже существующие энергетические объекты пока входили в состав комбината №1. В 1965 году заместителем директора комбината по строительству энергозавода назначается Дмитрий Сергеевич Юрченко, хороший организатор и специалист, имевший большой опыт в отрасли энергетики и создании предприятий атомной промышленности. 1 июля 1968года образовано самостоятельное структурное предприятие «Мангышлак энергозавод» (МЭЗ), его директором назначен Д.С.Юрченко, бессменно проработавший на этом посту 25 лет.

В 1968 году было закончено строительство главного корпуса ТЭЦ-2 и введён в эксплуатацию её первый турбоагрегат. Поэтапно вводились в эксплуатацию не имеющие аналогов в стране гидротехнические сооружения: водозаборный морской канал протяжённостью 3 км и морская насосная с пропускной способностью, равной стоку реки Урал. Уникальность и сложность проводимых работ требовали опытных специалистов, профессионалов высокого класса. Единственно реальной возможностью было организовать набор из других регионов. Этим занялась созданная кадровая служба завода. Весть о том, что в г. Шевченко строятся крупные энергетические объекты, облетела всю страну. Стали поступать письма о возможности приезда на работу. Кадровики Н.Г.Зинченко, Н.Г.Сидоренков провели огромную работу, отбирая нужных производству специалистов. Так начинал зарождаться коллектив энергетиков, костяком которого стали опытные работники, приглашённые с родственных предприятий отрасли - И.П.Лазарев, Г.В.Яровой, А.П.Бояркин, К.Т.Василенко, Н.Ф.Шишов, И.Г.Вахнин.

В 1964 году началось строительство атомного реактора на быстрых нейтронах БН-350. 

Энергетика мира за всю свою историю не знала таких систем. Зарубежные коллеги говорили: «Вы удивили мир».

Большим поворотным событием в жизни молодого города стало строительство и ввод в эксплуатацию обогатительной фабрики в августе 1964 года, ремонтно-механического завода в 1966 году, затем серно-кислотного завода — в декабре 1968 года, комплекса химико-гидрометаллургического завода – в мае 1969 года. Постепенно строящийся комплекс становился действительно комбинатом с множеством структурных подразделений – заводов и управлений, и с 1 января 1967 года он имел «открытое наименование» Прикаспийский горно-металлургический комбинат (ПГМК).

С самого первого дня развития строительства комбината взрослыми проявлялась забота о самом дорогом — детях.. В очень трудное время, в самый разгар строительных работ в 1962 году, было утверждено проектное задание на строительство пионерского лагеря на 320 мест для предприятия п/я № 7 - комбината.
Специалисты называют Шевченко хорошо построенным городом. О нем непременно вспомнят, характеризуя успехи архитектуры в градостроительстве. Главному архитектору проекта города Шевченко Михаилу Ильичу Левину выпала возможность жить и работать в городе, улицы, площади и скверы которого он со своими коллегами поначалу создавал на ватмане. Его попросили выступить в одной из первых передач областного радио. Вот, что он сказал о нашем городе:

«Нам (ленинградским архитекторам) предоставили возможность создать свою серию домов только для города Шевченко..
Через 3 года в эксплуатацию сдана новая установка, которая вырабатывала в сутки втрое больше чистой питьевой воды, чем первая. С пуском БН-350 проблема энергии, тепла и воды была решена. До 50 тысяч тонн воды в сутки – фактическая производительность Шевченковских опреснительных установок, на каждого жителя приходится по 450-500 литров воды в сутки - о такой норме лишь мечтают многие большие города Европы.. Можно говорить много красивых и ласковых слов, а можно просто взять и посадить дерево, посадить и вырастить его. Как это сделала агроном Анна Перцева со своей бригадой, посадив первые 38 деревьев в 3-ем микрорайоне. И это лучшее признание в любви к земле и людям, которые на ней живут.

Никто не может усомниться в любви жителей к своему городу. 0б этом говорят зелёное убранство площадей, бульваров и парков, цветники и клумбы с розами, тюльпанами, ирисом и фиалкой, что делает наш город безмерно привлекательным. Заслуга в этом в первую очередь принадлежит А.А. Пневой и Г.Г. Обрядиной, которые приехали на Мангышлак из Алма-Аты в 1961 году в составе научной экспедиции института ботаники Академии наук Казахстана, да так и остались здесь навсегда.

«Деревья в пустыне? Тогда это многим казалось невероятным. Зной, тучи песка и ни на минуту не утихающий ветер — и деревья? Семена и саженцы — в первые годы все приходилось везти издалека. Сколько мы волновались, когда посадили первые деревья и как были рады, когда увидели, что они принялись и пустили свои корни», - так воспоминает те далёкие дни А.А. Пнева, ставшая позже начальником цеха озеленения ЖКУ ПО «ПГМК».                 
 периментов. В 1961 году был создан опытный участок     

                    

20 марта 1973 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР в ской нефтью был отправлен 10 июля 1965 года Гурьевскому нефтеперерабатывающему заводу.

Первый танкер Каспийского пароходства «Джебраил» был налит и отправлен для переработки на Волгоградский НПЗ 10 октября 1966 года.
Подробности. Без официоза и Ленинских премий в вы уже читали здесь. "Я памятник себе.."


Рецензии