Ворона

   Есть на белом свете такие места, в которых просто необходимо побывать хотя бы один раз в жизни. И одно из таких волшебных мест - Кенозёрский национальный парк. Находится он на юго-западе Архангельской области. Впрочем, и вся Архангельская область - одно большое волшебное место, но об этом не сейчас…
Да, посчастливилось в своё время побывать в волшебных местах Кенозерья - и на Лекшмозере, и на Кенозере… И как раз в районе Кенозера, не так уж и далеко по местным меркам от деревни Вершинино, и случилась эта история.

   А дело было так… Захотелось как-то проехаться по ближайшим окрестностям - посмотреть, что да как, заодно и в лес заглянуть. Всё-таки начало сентября, глядишь - и грибы вечером на сковородке будут. Обычно в это время у свата в Няндоме, до которой отсюда по лихим дорогам километров двести на машине ехать, грибов вокруг дачи было полным-полно. Да и двести километров - это если по дорогам, которые петляют здесь как им вздумается - то направо, то налево, то вообще в обратную сторону приходиться ехать, чтобы до места добраться. А по прямой от Вершинино до Няндомы - чуть больше ста километров, но кто напрямки ходит - тот дома не ночует… Подумаешь, сто километров… Если у свата грибы есть - значит, и здесь должны быть.

   Короче, сел в машину и поехал. Куда еду - и сам не знаю, но от такого незнания дорога только интереснее. Еду, смотрю, где можно в лес на машине заехать - чтобы ноги зря не ломать. И тут с правой стороны из-за поворота вместо леса открылся широкий луг. За лугом всё тот же лес, а посерёдке луга стёжка виднеется. Притормозил, смотрю - следы от машин видны - знать, наезжена стёжка полевая. Да прямиком в лес и ведёт. Как раз то, что надо.

   А с левой стороны, прямо напротив стёжки, стоит метрах в сорока от дороги старая рубленая часовня. Вышел из машины, подошёл посмотреть. Брёвна подгнившие, мхом заросли зелёным, и перекошена часовенка под тяжестью многих лет - таких в этих краях много можно встретить. Но крест на маковке, покрытой серой дырявой щепой, стоит новый - видно, присматривают за часовней, как могут. Посидел, отдохнул, помолился, перекрестился - и пошёл обратно к машине. Долго рассиживать-то некогда - часа через три уж смеркаться начнёт. Негоже в незнакомом лесу по темноте болтаться…

   Сел снова в машину - и свернул с дороги на полевую стёжку. Включил на всякий случай полный привод - а кто его знает, что там впереди?

   А впереди через пару минут покинула стёжка-дорожка сочный луг да нырнула в тёмный и непроглядный лес. Странно он как-то выглядел. Вроде ехал до этого по грейдеру - так стояли вокруг сосны высокие да ели разлапистые, а тут… Осина, ольха, берёза, а вон и тальник плотной кучкой в низинке прячется… Почва мокрая и тёмная от прошлогоднего перегноя. Сушняка по обеим сторонам полно корявого да покосившегося… А нет, вдруг справа просвет показался. Тут-то я и остановился, чтобы осмотреться вокруг.

   Заглушил дизелёк, надел свою верную лесную шляпу, взял нож да ведёрко. Машину на дороге оставил. Мало кто тут ездит, да и не часто. А поедет - так посигналит. Долго ждать ему не придётся - далеко отсюда уходить никто не собирался.

   С левой стороны делать было нечего. Лес там уходил постепенно вниз - значит, вода близко. А справа уже не только ольха да осина - и ели, и сосны стоят. Ну, и пошёл к тому просвету - вроде как лес там лучше показался. А пока шёл, под ноги смотрел да по сторонам поглядывал. Осень-то в эту пору выживает потихоньку летнюю зелень. Вот и решила новая хозяйка, что пора уже менять лесную подстилку. И кроет не спеша траву жёлтыми листьями, а заодно с травой и грибы от стороннего взгляда прячет.

   Так и иду тихим ходом - то под ёлку загляну, то сосну кругом обойду. А нет ничего, только горькушки местами в листве прячутся да сыроежки стоят, от стыда за такое гостеприимство краснеют. Так и до просвета дошёл. Непонятно только было, что там впереди - то ли луг, то ли болото старое. Весь просвет - метров пятьдесят от края до края, не больше. А на другой стороне сосна стоит. Только ствол у неё наклонился, да ещё и изогнут коромыслом. С правой стороны на сосне ветка длинная, тоже вся гнутая. А на ветке ворона сидит. Сидит, клюв свой подтачивает. Переминается с лапы на лапу, клювом по ветке водит туда-сюда, да чёрную голову то на один бок наклонит, то на другой. Потом присела, взмахнув крыльями, подняла голову и прокричала надрывно и хрипло - Каррррр!!!

   Понятное дело. Чужак по лесу шлёндается, ветки ломает да мох с ягодами топчет. Всегда они так, что вороны, что сороки - на весь лес почём зря гвалт поднимут. И зачем так орать? Ну да ладно, пошёл дальше кочки топтать.

   - Каррррр!!! - на этот раз ворона уже не взмахнула, а хлопнула несколько раз чёрными с серым крыльями, снова сложив их на спине. Переступила с одной лапы на другую, посмотрев по сторонам. Потом плотно сцепила когти на ветке, резко присела, пригнув низко голову, и стала внимательно смотреть на незваного гостя.

   - Да чтоб тебя леший выщипал (1), вот разоралась! - вырвалось от неожиданности, а по спине невольно пробежал холодок.

   - Да ну её, это ворону… Это волков бояться - в лес не ходить, а ворона что - карга лупоглазая, да и только…

   - Надо на тот конец просвета идти… - отозвалось тогда отголоском где-то внутри, а тело в ответ машинально сделало шаг вперёд…

   Ворона резко, как сжатые туго пружины, выпрямила согнутые перед этим лапы и взлетела над выгнутой веткой. Размашисто взмахнув несколько раз крыльями, она поднялась над сосной - а затем ринулась вниз, не меняя направления полёта. Пятьдесят метров - это много или мало? А тут всё зависит от скорости. И от обстоятельств. А обстоятельства на тот момент были таковы, что птица летела прямо в лицо со скоростью реактивного самолёта. По крайней мере, тогда именно так и выглядел этот странный полёт. Не долетев буквально пару метров до моего носа, ворона в третий раз отчаянно крикнула - так, что в ушах зазвенело, да ухнул тупым эхом за спиной отголосок - Каррррр!!! И тут же вскинула широкие крылья, с необычайной лёгкостью выполнив левый вираж, чуть не вцепившись когтями в мои единственные на тот момент очки.

   Что за навалуха (2)… Не встречал никогда такого… Аж дрожь в коленки вцепилась да дыхание спёрло… А ведь неспуста (3) она так. Так, погоди-ка… Летела ворона прямо, а повернула влево? Ну-ну… А ведь у местных поверье есть, которое так и называлось когда-то - ворон (4). Повернёт летящая навстречу птица на правую сторону - так это к счастью близкому. А если влево уйдёт - жди беды неминуемой. Так а ворона-то влево и отвернула…

   А она уже вернулась на свою ветку. И теперь сидела, склонив голову влево. И я посмотрел налево. Потом направо. Потом оглянулся. Потом снова посмотрел на ворону, расслабив правую ногу - просто коленка никак не унималась, трясясь мелкой противной дрожью. Левая нога плотнее вжалась в мох - и вдруг впереди что-то булькнуло, громко и отчётливо. И только тут пришло некоторое понимание происходящего. Там, в одном шаге от меня - а ведь это был не мох. Слишком там ровно да зелено было для обычного мха. Ох, не мох это...

   Оглянулся снова назад, теперь уже вполне осознанно. Сюда я дошёл по кочкам, которые плавно соединялись одна с другой. Где шире, где уже, где ниже, где выше - но это были кочки, которые как раз и кончались именно там, где я тогда стоял. Метрах в пяти за спиной лежал высохший обломок ствола от поваленной сухой берёзы. Толщиной в руку да в длину метра два с половиной. То, что надо. Вернулся на десяток шагов назад, подобрал сухую валежину и пошёл обратно.  Упёрся одним её концом в зелёный покров да надавил. Дёрн туго и упруго прогнулся - а затем прорвался под орясиной, не стерпев такого напора. В нос тут же ударил гнилой до отвращения запах. Медленно перебирая руками сверху вниз по валежине и постепенно опускаясь на корточки, загнал сухой ствол в зелёную бездну почти до конца. Ствол опустился сквозь плотный дёрн, как сквозь масло. Вдоль ствола на поверхность поднялось десятка два пузырьков. Они по очереди лопались на поверхности - и каждый из них выдал порцию тухлой вони. Над продавленным дёрном остался кусок берёзы сантиметров сорок длиной, хотя никаких препятствий на своём пути весь остальной ствол не встретил. Но уже всё, хватит. Пора было этот эксперимент заканчивать. Так и самому можно было туда нырнуть. Так вот она где была, беда неминуемая. Прямо под носом оказалась. Всача (5). Трясина. Место гиблое. Шагнёшь не глядя - и никакая ворона уже не поможет. А вороны на сосне уже не было. Пока возился с сухим бревном - улетела куда-то по своим вороньим делам.

   Минут через двадцать машина уже выбиралась из леса. И только выехала - а за опушкой сразу как-то посветлело. То солнышко красное под вечер на прогулку над озером собиралось… А вот и часовенка знакомая за стёжкой показалась. А на кресте ворона сидит? Ну да, ворона. Неужто та самая? Да кто их тут разберёт, все они на один клюв…

   Ворона вдруг слетела с креста и полетела над стёжкой навстречу идущей машине. Пролетев половину пути, она плавно развернулась на правую сторону и полетела назад, вскоре исчезнув из виду. Направо свернула птица… Ну, вот и ладно.

   А грибов я потом уже дома из леса натаскал, после отпуска.


(1) “Чтоб тебя выщипало” - ругательное выражение (архангельский диалект)

(2) “Навалуха” - напасть, беда (архангельский диалект)

(3) “Неспуста” - неспроста, не просто так, не без причины (архангельский диалект)

(4) “Ворон” - примета, поверье у народа Коми, финно-угорских племён (зырян). Если летящий навстречу ворон повернет направо - к счастью, налево - к беде, к несчастью (архангельский диалект)

(5) “Всача” - топкая почва, которая и затянуть может так, что не выберешься (архангельский диалект)


=================================
Иллюстрация на странице - © фото автора.
=================================


Рецензии
Здравствуйте, Сергей!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2019/02/24/1685 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   19.03.2019 09:44     Заявить о нарушении