Глухари николайкана

Николайкан - пастух-оленевод нашего Токского стада.
Сейчас весна, мы с ним кочуем по речке Сян, объезжая стадо во время отёла. Он родился в этих местах.
- Здесь летом я бегал маленький без штанов, - смеётся напарник.
Перед этой кочёвкой Николайкан пообещал показать мне глухариный ток, где когда-то в детстве он убил своего первого глухаря.
Перекочевали с Сянских озёр под самый вечер, поста¬вили палатку, обустроились, отпустили пастись оленей. Поужинали отваренным ещё утром мясом, чаем с лепёшками.
Уже стемнело, как вдруг на верхушку лиственницы уселся глухарь. Николайкан предложил выстрелить по птице мне.
После выстрела глухарь упал и громко шлёпнулся о землю. Я помчался туда, схватил добычу и понёс к палатке. Но он вдруг ожил, повернул голову и попытался меня клюнуть. Уже позже мы поняли, что пуля скользнула по макушке и только оглушила птицу. Опоздай я с его поисками, он бы улетел.
Когда окончательно стемнело, мы улеглись спать. После напряжённого дня, сопряжённого с кочёвкой, я спал крепким сном. Разбудил меня Николайкан. Был он в нижнем белье с тозовкой (малокалиберной винтовкой) в руках. Повернув ко мне лицо, он тихо прошептал: «Глухари налетели. Иди смотри».
Я выглянул из палатки и обомлел. Прямо передо мной, совсем рядом, сидели два самца. Осмотревшись, я увидел ещё несколько птиц. В воздухе стояли треск и щёлканье глухариных любовных песен, похожих на первобытную симфонию глухариного оркестра.
В то утро мы добыли пять краснобровых ,иссиня-чёрных петухов. К вечеру вернёмся на ключик Келачи, и эти глухари станут нашим подарком. Женщины начнут готовить из них вкусный глухариный суп.
Когда мы приехали на табор, я взахлёб принялся рассказывать об увиденном. Николайкан, посмеиваясь, тоже рассказал, что место под палатку устроил как раз на том пятачке, где поют и танцуют глухари.
Ему очень хотелось, чтобы то утро мне запомнилось на всю жизнь. Он делился со мной своей далёкой радостью. Ведь и ему точно так же показал когда-то этот глухариный ток его отец Улукиткан.


Рецензии