С. Боттичелли-чарующий живописец эпохи Ренессанса

Сандро Боттичелли «Весна», или «Царство Флоры», 1477-78, Уффици
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ - ЧАРУЮЩИЙ ЖИВОПИСЕЦ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА.
«Во времена великолепного Лоренцо Медичи Старшего, которые по обилию гениальных личностей были золотым веком, процветал еще Алессандро, прозванный по нашему обычаю Сандро ди Боттичелли. Он был сыном Мариано Филиппепи, флорентийского гражданина, который старательно воспитал его и дал ему образование. И хотя Сандро легко выучился всему, чему хотел, однако постоянно пребывал в беспокойстве, и отец с отчаяния посадил его за ювелирное дело.
В ту пору было величайшее общение между ювелирами и живописцами; благодаря этому Сандро, который был личностью даровитой, теперь увлекся живописью и решил всецело отдаться ей.
Скоро Сандро достиг никем не ожидаемой высоты» - так Джорджо Вазари открывает биографию великого итальянского художника Сандро Боттичелли.
Правда, его искусству пришлось пережить длительный период почти полного забвения, чтобы через несколько столетий вновь быть «открытым».
На протяжении XVII и XVIII веков имя Боттичелли почти не вспоминали, так как он был безоговорочно отнесен к разряду второстепенных художников. Отчасти это объяснялось тем, что лучшие его работы не были известны публике. Так и «Весна», и «Рождение Венеры» были, например, за пределами Флоренции.
Его работы путали с работами других художников: Мазаччо, Мантенья, Гирландайо и др.
Постепенно происходила переоценка ценностей: в 1815 году «РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ» переводят из виллы Кастелло в Уффици, а «ВЕСНУ» - во Флорентийскую академию (ныне в Уффици) и так далее.
В 1477-78 ГОДАХ БОТТИЧЕЛЛИ ПИШЕТ ЗНАМЕНИТУЮ КАРТИНУ «ВЕСНА», ИЛИ «ЦАРСТВО ФЛОРЫ» (УФФИЦИ).
«ВЕСНА» Боттичелли вводит зрителя в заколдованный, волшебный сад, где грезят и танцуют герои античных мифов. Здесь смещены все представления о временах года. На ветвях деревьев – крупные оранжевые плоды и рядом – первая зелень весны.
В этом саду время как бы остановилось, чтобы в одном мгновении запечатлеть вечную красоту поэзии, любви и гармонии.
Посреди цветущего луга стоит ВЕНЕРА – БОГИНЯ ЛЮБВИ И КРАСОТЫ. Она не такая, какой мы привыкли видеть ее в античном искусстве – величавой в своей прекрасной наготе.
Венера представлена здесь в виде нарядной юной девушки. Ее тонкая грациозно изогнутая фигура светлым пятном выделяется на фоне темной массы куста, а склоненные над ней ветки образуют полукруглую линию – своего рода триумфальную арку, созданную в честь царицы весеннего праздника, который она осеняет благословляющим жестом руки.
Над Венерой ПАРИТ АМУР – ШАЛОВЛИВЫЙ МАЛЕНЬКИЙ БОГ, на его глазах повязка и, не видя ничего перед собой, он наугад пускает в пространство горящую стрелу, призванную воспламенить любовью чье-то сердце.
Справа от Венеры танцуют ее спутницы – ТРИ ГРАЦИИ – белокурые создания в прозрачных белых одеждах, которые не скрывают форму тел, а чуть смягчают ее прихотливо клубящимися складками.
Пластика движений, развевающиеся одежды и пряди волос – все вместе создает не только впечатление мерно кружащегося хоровода, но и рождает ощущение звучащей мелодии.
Около танцующих граций стоит ВЕСТНИК БОГОВ МЕРКУРИЙ; его легко узнать по традиционному
жезлу - кадуцею, с помощью которого, согласно мифологии, он мог щедро одарять людей, и по крылатым сандалиям, дававшим возможность молниеносно переноситься из одного места в другое. На его темные кудри надет рыцарский шлем, через правое плечо перекинут красный плащ, поверх плаща на перевязи меч с остро загнутым клинком и великолепной рукоятью.
Глядя ввысь, Меркурий поднимает над головой кадуцей. Что означает его жест? Какой дар принес он в царство весны? Быть может, он разгоняет жезлом облака, чтобы ни одна капля дождя не потревожила зачарованный в своем цветении сад.
По контрасту со спокойной позой Меркурия, фигуры в правой части композиции даны в движении. Из глубины чащи, мимо клонящихся деревьев, летит БОГ ВЕТРА ЗЕФИР, воплощающий стихийное начало в природе. Это необычное существо с голубоватой кожей, голубыми крыльями и волосами, в плаще того же цвета. Он гонится за юной нимфой. Оглядываясь через плечо на своего преследователя, она почти падает вперед, но руки буйного ветра успевают подхватить и удержать ее. От дыхания Зефира на губах нимфы появляются цветы, срываясь, они смешиваются с теми, которыми усыпана ФЛОРА.
НА ГОЛОВЕ ФЛОРЫ, БОГИНИ ПЛОДОРОДИЯ – венок, на шее – цветочная гирлянда, вместо пояса – ветка роз, и вся одежда заткана пестрыми цветами. Недаром один исследователь сказал о Флоре, что это «одновременно и женщина, и цветник».
В образе Флоры персонифицировано буйное обновление природы: она носительница радости весны и жизни.
Флора единственная из всех персонажей идет прямо на зрителя. Она как будто смотрит на нас, но ее широко раскрытые глаза ничего не фиксируют, это взгляд персонажа, настолько погруженного в себя, что в нем есть что-то сомнамбулическое, а складки, залегающие около ее дрогнувших в улыбке губ, придают выражению лица несколько болезненный оттенок. Щедрая и печальная, вступает Флора в волшебный сад, черпая цветы из подола и готовая усыпать ими благоухающую землю.
Фантазия, а не пытливый интерес ботаника диктует художнику выбор цветов – рядом с васильками и клевером появляются голубые розы. Весна, а деревья уже плодоносят.
Боттичелли любил и умел использовать в своих картинах силу контрастов: сплошная масса листвы и просветы неба; порывистость одних фигур и неподвижность других; мягкая певучесть и резкая острота линий; легкость тканей и тяжесть золотых волос.
Основным красочным фоном картины служит темная зелень листвы и травы. Этот фон обильно расцвечен плодами, цветами и одеждами героев сцены – то нежно белыми (у граций и у нимфы), то ярко-красными (плащи Меркурия и Венеры).
Контрасты ощущаются не только в композиции и колорите, но и в настроении. Чем пристальнее вглядываешься в картину, тем больше ощущаешь, что в этом празднике весны есть какая-то призрачность, недоговоренность, намек.
Прежде всего – намек на движение. Боттичелли как будто бы соединяет разные его формы – здесь и хоровод граций, и бегство нимфы, и погоня за ней Зефира, и широкий шаг Флоры, и полет Амура.
Недоговоренность ощущается и в том, что Боттичелли избегает передавать конкретный жест, уверенную походку, устойчивое положение фигур. Он предпочитает легкое прикосновение рук или плавность скользящего шага.
Персонажи так невесомы и хрупки, что трава не приминается под их стопой, и это рождает впечатление чего-то призрачного.
Невольно возникает аналогия между «Весной» и припевом карнавальной песни Лоренцо Великолепного. Жизнь и юность прекрасны, но мысль об их быстротечности омрачает радость.
И все-таки во всем – и в молодости, и в цветении природы, и в любви – есть нечто непреходящее, покоряющее лирикой и тонкостью чувств.
Это вечное стремление человека к поэзии и красоте запечатлел Боттичелли, сделав свою картину понятной последующим поколениям, несмотря на ее сложный и многозначный смысл.
«Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, когда его слава распространилась за пределы родного города, достигнув Рима.
«О как молодость прекрасна,
Но мгновенна. Пой же, смейся!
Счастлив будь, кто счастья хочет!
И на завтра не надейся!»


Рецензии
эта многозначная картина - много о ней написано

Григорий Аванесов   19.05.2021 20:35     Заявить о нарушении
Уважаемый Григорий о жизни и творчестве С. Ботичелли предлагаю 10 очерков ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФИАНА на сайте http://proza.ru/avtor/chagall&book=23#23. Желаю Вам всего доброго и успехов в творчестве.
С уважением Чечилия Койфман

Койфман Валерий   21.05.2021 12:43   Заявить о нарушении
Спасибо вам

Григорий Аванесов   21.05.2021 22:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.