Последняя война
С первых дней Второй мировой Семён пошёл воевать, отказавшись от брони, которая ему полагалась по роду его гражданской службы. Жену свою Раису и двухлетнюю дочку Леночку оставил на попечение родителей. Были у Степана ещё двое меньших братьев: двенадцатилетний Гриша и девятилетний Михаил. «Ну, бывайте, мужикики! – произнёс, прощаясь с братьями, Семён. – Берегите стариков. Помогайте Раисе и Леночке по хозяйству».
Пока Семён воевал, его близким пришлось эвакуироваться. Жена с дочкой поехала к своим родителям в Душанбе. Вера Ивановна с Александром Николаевича перебрались к родне в Хабаровск. Младший Михаил учился в тамошней школе, а Григорий пошёл в ремесленное училище, но порывался убежать на фронт, к брату. Война, слава Богу, кончилась. Радость Победы была неимоверной. Стали восстанавливать заброшенное хозяйство, укреплять оставленный в грозное лихолетье дом. Забот невпроворот. А тут к празднику примешалась огорчаюшая домочадцев досада. Семён-то домой прибыл не один, а с боевой подругой, которая ждала от него потомства. Родители старались не показывать виду, что крайне огорчены. Но как же душа-то была не на месте!..
Вера Ивановна и Александр Николаевич с младшими сыновьями-подростками в родные стены вернулись под конец войны. Ждали, когда приедет сноха Раиса с их дорогой внученькой Леночкой. И вот-те бравый их орденоносец Семён прямо с порога:
- Папаша.., мамаша.., это вот моя суженная Катерина Пантелеевна!.. Свела нас судьба… Полюбили мы, в общем, друг дружку... Такая история. Хотим вас ещё внуками одарить.
- Что ж ты, сынок, - горестно охнула Вера Ивановна, когда они остались с сыном наедине, – и нам ничего не написал, и Раиса ничего, поди не знает?..
То, что у Семёна неожиданно появилась фронтовая жена, Вера Ивановна и Александр Николаевич восприняли как беду. Беду, равную той, как если бы Семён лишился правой руки или одной из ног или ещё какой телесной безобразности, на которые способна любая жестокая война. Грех-то какой!.. И ведь не совсем жена эта Катерина ему, а уже под сердцем носит его кровинку. Написали Раисе, та ни слова не ответила, а через год дала развод. У Семёна к тому времени уже родился их с Екатериной сын Николай, названный так в честь деда по отцовской линии.
Мать Семёна, будучи женщиной крайне совестливой и честной, бывшую сноху не оттолкнула, напротив, очень ей сочувствовала и жалела. Они изредка переписывались, в тайне от сына Семёна. Вера Ивановна нередко отправляла внучке гостинцы в посылках, Леночка, в свою очередь, поздравляла бабушку с праздниками, дописывая по нескольку строчек в материнских письмах и вкладывая в конверты красочные открытки.
Ко второй снохе, крайне ухватистой и норовящей похозяйничать и всё в доме прибрать к своим рукам, родители Семёна относились вежливо, с примиряюшей христианской любовью Семён-то в ней души не чаял. Подрастающего сына Николая лелеял, по-мужски насталял: быть отважным, ответственным, порядочным. Братья же Семёна за глаза прозвали Катерину ''хор имени Пятницкого'', особенно когда та проявляла свой властный, артистический характер.
Надо сказать, прозвище Екатерине Пантелеевне очень подходило. Она, в самом деле, была из фронтовой артистической бригады, пела для бойцов русские народные песни, частушки, романсы. Порода у неё была ''кровь с молоком''. Льняные волосы, заплетённые в толстую косу, были уложены короной на голове. Румянец во всю щёку, широко распахнутые глаза. Хороша! По торжественным случаям разряжалась Катерина броско, на шею вешала чуть ли не целый килограмм разноцветных бус.
Человеком же вторая супруга Семёна была хорошим, надёжным. Грех было судить эту могущественную и весьма красивую женщину за то, что она, мол, разлучница. Война разлучает, но война и сводит людей друг с другом. Против любви – кто поспорит?.. Видимо, именно такая пара необходима была Семёну Зоркому, видевшему смерть своих боевых товарищей и чудом уцелевшему в пылу сражений. Они с супругой души друг в друге не чаяли, вскорости отстроили свой дом по соседству с родительским, зажили на широкую ногу.
Раиса же, первая жена Семёна, долго болевшая с начала войны, отдала Богу душу лет через пять по её окончании. Повзрослевшая Леночка стала приезжать к отцу в гости, а вскорости и свадьбу сыграла свою в том дворе, где начиналось её детство. Вера Ивановна и Александр Николаевич были счастливы, именно они благословили молодых своей родовой иконой Богоматери «О тебе радуется». Был впереди черёд свадеб и братьев Семёна. Начиналась новая жизнь… Все думали, что Вторая мировая – последняя война на земле.
Свидетельство о публикации №219031602134