РБП. Идиот. 1 серия

       Я уже как-то писал,что Агата Кристи не один раз перевернулась в гробу от "Пуаро Агаты Кристи" - английского сериала:настолько там всё передёрнуто и переврано.Но оставим английское англичанам,у них сейчас и так проблем хватает со Скрипалями - те оказались живучее тараканов и никак не хотят умирать.
       Итак,российский сериал "Идиот".В заглавных титрах написано - "Фёдор Михайлович Достоевский.Идиот." - а значит,это не "по мотивам",значит,это не "видение" режиссёра,а более или менее точное отображение точки зрения самого Достоевского.
       В предисловии я написал о бездарном подборе актёров.Почему?Нет - не сами актёры бездарны,очень многие из них и талантливы,но они явно "не на своём месте".Опять таки - почему?
       Рогожин и Мышкин.По Достоевскому - это молодые люди 26,27 лет.Выбор возраста Достоевским не случаен:именно в этом возрасте молодые мужчины начинают осознавать себя именно мужчинами.Но - начинают осознавать,поэтому ещё способны делать юношеские,максималистские ошибки.
       Но я смотрю на экран и вижу Машкова с Мироновым,которым зрительно явно за 30.А за 30 - это уже "мужчина среднего возраста",состоявшийся и практически "успокоившийся":он знает,чего он хочет,и,как паровоз,вряд ли свернёт с рельсов.
       Тоцкий и Епанчин.Тоцкий,по Достоевскому, - мужчина,"легко скользящий по жизни" и практически не встречающий сопротивление во время этого скольжения.Это,своего рода,"мужчина-одуванчик",мужчина-"несносный ребёнок",избалованный и легкомысленный.У Бортко это - "сановник",многозначительный,угрюмый и с явным несварением желудка.Такой,чисто зрительно,проглотит ту же Настасью Филипповну и не заметит.Епанчин Достоевского - ловкий деляга,причём деляга не только с окружающими,но и с самим собой:он всегда способен оправдать себя в любом неблаговидном деянии,благодаря чему (если внимательно прочесть Достоевского) и смог достичь своего нынешнего благополучия.Епанчин Бортко сделан "из сырого теста" - он излишне мягкодушен и нерешителен.
       "На своём месте" - семейство генерала Епанчина.И это,пожалуй,единственный плюс Бортко.Настасья Филипповна в первой серии практически не видна,поэтому не будем о ней пока говорить.
       Теперь сюжетная линия.У Достоевского она классическая - всё идёт по временному порядку,начиная со сцены в поезде.У Достоевского в "Идиоте" практически каждая часть идёт "по нарастающей":вот мы видим знакомство Мышкина с Рогожиым,дальше появляются Епанчины,ещё позже Иволгины и кульминацией - знакомство читателя с Настасьей Филипповной.Что,на мой взгляд,Достоевский хотел этим сказать?На мой взгляд,он выстраивает "классический треугольник" - нет,не любовный,а миросозерцательный:Рогожин не есть Абсолютное Зло,Мышкин не есть Абсолютное Добро,и Настасья Филипповна не есть Абсолютное Нечто Среднее.Достоевский выстраивает классическую,но так и не понятую многими модель мира.
       У Бортко первая же сцена делает Настасью Филипповну Абсолютным Абсолютом:она "подминает под себя" дальнейшее появление Мышкина с Рогожиным,хотя они равновелики и равнозначны:"Идиот",повторюсь - это роман о "классическом миропорядке",а не о мучительных колебаниях молодой куртизанки.Это не "Дама с камелиями".
       Мышкин в исполнении Миронова...Извините - явный идиот:он излишне горяч и быстр в движениях и разговорах.Мышкин Достоевского - человек,не вылечившийся от "падучей",он постоянно в преддверии нового припадка,и вся его жизнь после Швейцарии постепенно подводит его к этому:его мозг всё более и более затуманивается,а речь всё более и более замедляется,не поспевая за молниеносными посылами мысли.Мышкин же Миронова так страшно вращает глазами и так торопится донести свою мысль до собеседника,что ему и впрямь впору подвязывать салфетку за завтраком...
                Конец первой серии.


Рецензии