Псалмы с переходом от плача к хвале и обратно

Боюсь, современных христиан может преследовать комплекс победителей.

• Это видно в том, что у нас принято говорить свидетельства о победах и успехах, но не принято – о неудачах, вскрывающих нашу слабость, уязвимость и недостатки (свидетельства кажутся спонтанными, но на самом деле достаточно жестко цензурируются – мы предлагаем говорить их людям с яркими историями, закончившимися благополучно и, желательно, чудесно).
• Это видно по содержанию наших стихов и песен, в которых с избытком строф о торжестве, но маловато – тех, которые отображали бы чувства страдающего и сомневающегося человека.
• Это видно по тому, как мы утешаем унывающих и скорбящих – в наших подбадриваниях, к сожалению, нередко сквозит поверхностный оптимизм: «Бог поможет, верь в лучшее, все ко благу». Но Бог не всегда помогает сразу, а иногда вообще не изменяет некоторые ситуации к лучшему.
• И наконец, это заметно по тому, о каких нуждах к молитве мы не скажем публично, п.ч. побоимся возможного неуспеха и отсутствия ответа на молитву. Либо постыдимся общественного мнения: «Фи, так у него вот какие проблемы?»

Каждая часть Писания, если посвятить ее исследованию определенное время, будет отводить нас от состояния, о котором Пушкин сказал «жрецы минутного, поклонники успеха». И та часть, о которой я хочу говорить дальше, тоже.

Есть несколько основных типов псалмов – хвалебные псалмы, учительные, псалмы-плачи и еще несколько. Псалмов плача в Псалтири достаточно много. Книга, посвященная хвале и даже названная этим словом, пропитана слезами писавших ее псалмопевцев. Вот люди, которые не боялись говорить о своих неудачах и слабостях, проблемах и сомнениях, по крайней мере, перед Богом. А судя по тому, что их молитвы и песни вошли в древний сборник общего пения, и перед людьми тоже.

Сегодня мы рассмотрим, какие бывают псалмы-плачи, а именно, как двигается мысль и изменяется настроение в этих псалмах (деление на пять типов я позаимствовал в написанной Федерико Дж. Вилланьюевой главе сборника «И начав от Моисея»).


1. Движение от плача к хвале: Пс.12

В Пс.12 показан переход от разочарования к надежде. В псалмах-плачах почти всегда показан переход от плача к хвале, и почти всегда именно в этом направлении, не в обратном. В Пс.12 хороший пример этому, начинается псалом с плача:

12:2-3: Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день [и ночь]? Доколе врагу моему возноситься надо мною?

А конец этого короткого псалма говорит об уповании, радости и пении:

12:6: Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня.

Даже в псалмах плача хвала остается центральной темой. Этот короткий псалом показывает путь веры и упования: от плача к хвале. Мы видим это движение не только в псалмах, но и в исторических книгах Библии.

Вот Давид пришел в Секелаг и обнаружил, что город сожжен огнем, а жены и дети взяты в плен. Давид и его воины «плакали, доколе не стало в них силы плакать» (1Цар.30:4). Давид был сильно смущен (стих 6). И только через время он «укрепился надеждою на Господа Бога своего» (стих 7).

Переход от плача к хвале – это правильный путь. Но не всегда этот путь бывает коротким и ровным, и псалмы об этом тоже говорят.


2. Чередование плача и хвалы: Пс.30

Есть как минимум четыре псалма, в которых плач и хвала чередуются. Т.е. псалом начинается с описания проблем и переживаний автора, потом происходит переход к хвале, но на этом псалом не заканчивается, он снова возвращается к плачу, а от плача снова переходит к хвале. Так постороены псалмы 30, 34, 58 и 70.

Рассмотрим вкратце Пс.30. Этот псалом начинается с переживаний автора:

30:2-3: На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня

В стихах 8-9 ясно звучит хвала:

30:8-9: Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей и не предал меня в руки врага…

До этого момента псалом 30 похож на остальные псалмы плача, например, на Пс.12. Но псалом продолжается, и уже в следующем стихе автор снова возвращается к плачу:

30:10-11: Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя. Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.

Псалмопевец опять рассказывает, как ему плохо прямо сейчас. В 9-м стихе он писал, что Господь не предал его в руки врага, а в 12-м и 16-м стихах он снова упоминает врагов и мы видим, что противники/соперники никуда не делись, они доставляют проблемы и переживания ему.

Дальше псалом, как маятник, снова возвращается к хвале:

30:20-22: Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими! Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков. Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе!

В тридцатом псалме плач и хвала чередуются, причем заканчивается псалом все-таки хвалой.

Восстановление сил и утраченного равновесия может занимать время. В проповедях и песнях мы склонны подчеркивать победную, оптимистичную сторону христианства, но в нашей жизни есть место и темным периодам. Мы нуждаемся в помощи, просим о ней, получаем, когда получим – воспрянем. Но мы остаемся слабыми и уязвимыми. Через время снова сталкиваемся с сложностями. И можем снова расстроиться, заунывать. 


3. Обратное движение от хвалы к плачу: Пс.11

Есть третий тип перехода от плача к хвале. Его видно в Пс.11. Начинается псалом с описания переживаний:

11:2: Спаси, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.

До шестого стиха идет описание безрадостной картины, когда в среде верующих один не может положиться на другого. А в шестом мы встречаем непосредственное откровение Бога Давиду:

11:6: Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.

Поворот от плаче к хвале, от разочарования к упованию не раз происходит именно после упоминания откровения Бога, какого-то обетования Бога, здесь это слова Бога «Ныне восстану». После этого идет восьмой стих, прямо выражающий упование, уверенность и спокойствие:

11:8: Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек.

Было бы красиво и догматически правильно, если бы псалом закончился на этом стихе. Но после этого идет последний стих псалма:

11:9: Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.

Фактически заканчивается псалом так же, как начался – описанием того, как все плохо, словами об упадке. Радости, хвалы, славословия нет как во втором стихе, так и в последнем.

Начинается псалом со слов «ибо не стало праведного». После откровения о том, что Бог восстанет и вмешается, логично было бы закончить псалом словами «ибо не стало нечестивых». Но нет, псалом заканчивается в момент, когда проблемы еще не решены, нечестивые люди активны и успешны, чувствуют себя свободными и безнаказанными.

Структура этого псалма такова: плач – хвала – напряженность. Псалом заканчивается не плачем, но и не хвалой, а, скорее, напряженностью (даже после получения ответа от Бога). Нужна смелость, чтобы признать, что вера не дает ответов на все вопросы, что Бог не всегда разрешает наши проблемы и нас не будет везде ожидать успех. Евр.11 показывает, что многие герои веры побеждали, а некоторые – были побеждены.


4. Движение от хвалы к плачу: Пс.9

В Пс.9 мы видим еще один вариант чередования плача и хвалы. Начинается он с прославления:

9:2: Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.

В 10-м стихе Давид выражает уверенность и упование:

9:10: И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби

Сейчас логично ожидать перехода к хвале и нарастания прославления, но настроение и окраска меняется в обратную сторону. В 22-м стихе начинается плач:

9:22: Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?

Слова «во время скорби», которые звучали в 10-м стихе, повторяются, но совсем в другом ключе. Благодарение (стихи 2-21) превращается в плач (стихи 22-39).

Псалмы – это честные примеры разных видов молитвы. Здесь не всегда царит оптимизм и уверенность. Здесь есть место сомнению и слабости. И это пример для нас в том, чтобы в молитве открывать все свое сердце Богу. Конечно же, хорошо, чтобы наши молитвы заканчивались хвалой. И рассмотренные псалмы показывают, как к этому приходить – через опору на Слово Божье, на Его откровение и обетования.

Еще эти псалмы помогут в душепопечении – не спешить «перетаскивать» человека силком из состояния плача к хвале. Иногда надо поплакать вместе с ним или отнестись с пониманием к его переживаниям.


5. Отсутствие движения: Пс.87

Последний тип псалмов, о которых надо сказать в этом перечне, самый статичный из всех. Здесь вообще нет движения и переходов. Здесь мы наблюдаем «подвешенное» состояние. Время остановилось, движения нет, весь псалом – это сплошной плач. Здесь даже нет обращения к Богу с какой-то конкретной просьбой. Псалом настолько мрачный, что в новом переводе РБО заканчивается словом «мрак» (в Синодальном – «не видно»).

Такие псалмы читать и анализировать тоже очень важно, п.ч. они показывают нам ситуации без перспективы скорого избавления и разрешения.


Иисус молился словами псалмов. И в Его молитвах было место не только хвале. Он плакал об Иерусалиме, приближаясь к нему. Он кричал к Богу, когда почувствовал, что Он Его оставил, причем в этом возгласе Иисус повторил слова из Пс.21:2 (Мф.27:46). Мы рассматривали 30-й псалом, в котором происходят переходы от плача к хвале, и именно словами из этого псалма Иисус молился, когда висел на кресте: «В руки Твои предаю дух Мой» (Лук.23:46; Пс.30:6).

Один служитель рассказывает, что однажды после собрания к нему подошла сестра и поделилась с ним своим горем. Она громко говорила и плакала. Это не было свидетельство, построенное по схеме «У меня были проблемы, но теперь по милости Божьей у меня все в порядке». Некоторые члены церкви собрались вокруг и слушали. Когда эта женщина выговорилась, брат встал рядом с ней и стал вслух молиться молитвой-плачем. Эта молитва не завершилась на позитивной ноте. Это была молитва, которая началась с хвалы и закончилась плачем. Когда брат закончил молиться, он увидел, что многие вокруг тоже плакали. Но все испытывали внутренний мир. А женщина пережила облегчение, освобождение благодаря тому, что ее бремя понесли, ее плач разделили. Хотя сама ее плачевная ситуация не изменилась.

Кристофер Райт в книге «Ветхозаветная проповедь. Древняя весть для современного мира» пишет про ситуацию, когда людей на богослужении призывают отложить в сторону все проблемы и поводы для огорчений и просто прославить Бога. По словам Райта, при таком подходе люди складывают трудности у порога Дома молитвы, а на обратном пути снова взваливают их на свои плечи. И это вместо того, чтобы бросить их к ногам Бога и задать Ему все те вопросы, которые нас действительно беспокоят. В результате реальность нашей жизни не соприкасается с реальностью Бога. Райт пишет дальше, что «по этой причине все, что бы мы не делали и не пели в церкви, нельзя назвать хвалой – по крайней мере, в понимании псалмопевцев. Они никогда не откладывали свои беды в сторону, не пытались скрыть их от Бога или сделать вид, будто их ничто не беспокоит. Они рыдали, кричали, жаловались и протестовали, не скрывая растерянности и гнева – однако все это они делали в Божьем присутствии, полагаясь на Его верность и могущество».

Я заметил склонность в наших кругах разделять жизнь на сферы «духовное» (богослужение, чтение Библии, молитва, служение и т.п.) и «недуховное» (быт, проблемы во взаимоотношениях, работа и т.п.). Давно думаю, что такое разделение небиблейское. Писание говорит, что во всем, что мы делаем, мы можем угождать и служить Богу, в том числе в бытовых вопросах, в работе, во взаимоотношениях и т.п.

Разделение на духовную и недуховную сферу может повлиять и на молитвенную жизнь. Хорошо помню момент, когда Бог удивительно помог мне на учебе, вывел из тупика, в который я попал из-за своей расхлябанности. Я тогда поразился – вот это Бог помог, а я даже не смел Его об этом просить, я об этом не молился.

Псалмы плача учат, что молиться можно и нужно обо всем, что нас заботит. О предательстве друга, о разочаровании в людях, да даже о сомнениях в Боге.


И еще один урок из этого цикла псалмов, он не лежит на поверхности. Всем известно, что в конце каждой из пяти книг Псалтири имеется славословие (см. концовки псалмов 40, 71, 88 и 105). Пятая книга, а вместе с ней и вся Псалтирь завершается пятикратным славословием – пять последних псалмов начинаются и оканчиваются словом «аллилуйя».

Псалмов плача и скорби в книге Псалтирь очень много, до двух третей. Но примечательно, что почти все они находятся в первых трех разделах Псалтири, и почти все они индивидуальные, написаны от первого лица и выражают скорбь и переживания отдельного человека.

В четвертой и пятой книгах больше хвалы и прославления Бога, здесь появляется больше упоминаний храма, Дома Божьего, праздников, совместных богослужений, больше говорится о народе и стране в целом.

Т.е. если рассматривать не отдельные псалмы, а книгу Псалтирь в целом, то в ней можно заметить динамику перехода от скорби к хвале, от сфокусированности на переживаниях отдельного человека к народу в целом.

Райт пишет, что такой порядок можно увидеть в миниатюре в Пс.72. В начале псалма вера автора пошатнулась, когда он наблюдал за благоденствием нечестивых. Так продолжалось, пока он не вошел во святилище, т.е. на совместное богослужение. Именно там у него восстановилось и укрепилось упование на Бога.

Отсюда важный практический совет: у тебя проблемы, переживания, сомнения, может быть, даже скорби – тем более иди туда, где собираются верующие, на богослужение, на разбор, просто к кому-то в гости. Не замыкайся, не уединяйся – таков один из уроков псалмов плача и вообщей всей книги Псалтирь.

16.03.2019


Рецензии