Сквозь годы 70

                "Ночи Кабирии". Эссе. Глава 5.

 ...Пресыщенный красавец, развалясь на белом ложе с удовольствием слушает 5-ю неаполитанскую симфонию Бетховена...Под её звуки лакей ввозит изысканный ужин... В этом и цель и вершина материального благополучия... Героизм бетховенских ритмов звучит пародийно...
       Кабирия ест по возможности изящно...но музыка ей не нравится - она предпочитает площадное мамбо: вот вам и все достижения цивилизации!- грубо, зримо говорит Феллини... Бетховен доступен богачу и служит отдохновением его скучающему духу...А такие, как Кабирия не в счёт...

     Своей униженности Кабирия не замечает, жалости к себе не испытывает даже тогда, когда Феллини безжалостно уравнивает её с комнатной собачкой...
"Реалистка" Кабирия принимает неравенство как равенство, как естественную норму общества...По её бодрячеству Феллини наносит ряд метких комедийных ударов... Вот Кабирия оказалась на роскошной Виа Венето, где обосновались проститутки выше рангом: две расфуфыренные длинноногие красавицы, вышагивая важно, как цирковые лошади, мерно раскачиваясь, несут мимо открытых веранд и престижных ресторанов свои холёные тела. Кабирия смешно передразнивает этих торжественных пав. Кто, кто, а уж она-то, проститутка с окраины, знает им цену... Но знает и свою цену: сколь же безмерно её торжество, когда она оказывается в сверкающей открытой автомашине рядом с красавцем-киноактёром, а они, надменные и дорогие женщины с Виа Венето, увидели её в этот момент! Кабирия вскакивает, встаёт во весь рост в машине, гордо взмахивает руками: смотрите, вот она, я! Смотрите и завидуйте!...И падает от толчка автомобиля куда-то в необъятное его нутро... Торжество не состоялось...

     ...В ночной клуб Кабирия входит вслед за своим кумиром , быстро справляется с робостью, уверенная и гордая. Она отдаёт важным жестом свой жалкий зонтик удивлённому швейцару. В конце концов в таких ли переделках она бывала!...Движением герцогини сбрасывает она на руки капельдинеру свой жалкий жакетик из серых пушинок. Независимо направляется вслед за Мадзари... И очередной удар, ещё подножка режиссёра своей героине: она долго, комично долго путается в складках бархатного занавеса. Так что даже войти "как следует" "даме из общества", в ночной кабак ей не удаётся...

     Смешно и горько... Чаплинская буффрнада везде сопутствует фантастическим странствиям Кабирии в стране роскоши... Она здесь оказывается "по ту сторону" зеркала реальной жизни, как Алиса в своём зазеркалье...

     В Кабирии, конечно, живёт подспудно, запрятано, но постоянно утомление своей собачьей жизнью; тоска по какому-то счастью, неосознанная надежда - вот суть её души...
     На религиозном празднике Кабирия пытается хоть в какой-то степени очистить свое грешное бытие, но церковные фокусы не оставляют ей никакой надежды, как всей обманутой толпе...Она ждала, что всё переменится, - ничто не изменилось. Её подружки тут же возле церкви расположились по-семейному на лужайке - обряд закончен, надо выпить, закусить, дело житейское...Распаковывают свёртки с провизией, откупоривают бутылки. всё это делается вполне благодушно, вполне естественно, а Кабирия следит за каждым движением с непонятной напряжённостью, пристально, тревожно. Её приводят в состояние раздражения и страха заурядность, естественность, обыденность происходящего...

     Кабирия в ужасе от того, что всё осталось по-прежнему... Хотя вряд ли она способна объяснить ЧЕГО ожидала, как представляла себе преображение, которое должно было обязательно, непременно произойти... А тут ещё какие-то парни проходят мимо и с грубостью, тоже вполне заурядной, завидев знакомых девушек, отпускают какую-то шуточку... В этот момент Кабирию охватывает приступ бешеной ярости. Она злобно вскакивает, хватает камень и швыряет его в парней, топчет ногами, ругается, плачет... Подружки думают, что Кабирия много выпила... На саамом деле она пережила страшнейшее разочарование, всё ей противно, и сама она себе противна. Ей СТЫДНО за себя, за окружающих...
     Вот с этой боли стыда начинается её духовная жизнь...

                Продолжение следует...


Рецензии