Похвала глупости

"Моя глупость многогранна и несокрушима, ее глубину нельзя, как и Россiю постичь токмо умом". Косьма Непрутков

Что проку в споры с Глупостью вступать?
Ее не вразумишь, хоть будь сто раз Сократ!
Стара она как мiр и вечно молода,
Она присуща всем, чего таить греха...

Хочу попробовать открыть тебе читатель,
Что нынче общество за мудрость принимает,
Безчисленных ошибок прошлых повторенье
Считать интеллигентности ярчайшим проявленьем.

Культ Денег божеством прогресса почитать,
Уметь все оценить и с барышом продать,
Неважно что: народ, Россiю, совесть,
Что проку в них, коль прибыль не приносят.

Новый Завет не чтя, считать за архиглупость,
Фашизмом называть во корне всяку русскость,
Аборты, содомию нормой полагать,
Квадрат Малевича шедевром признавать.

Свободы массы чтить и все ее хотенья,
Глубокомудрым мнить явленьем Провиденья,
Отрыжкой избирательной судьбу страны решать,
Гражданским обществом расхристанных считать.

Все логикой объять, святыню мiрозданья,
Раскрыть дарвинистической догадкой обезьяньей,
Жить без царя в главе, Царя царей воленье
Считать за мракобесие, невежества явленье.
 
Все, уморился азъ, сей список бесконечен,
Продолжи без меня, коль буйный ты, как ветер,
Ведь неспроста избрал Иисус Христос глупцов,
Чтоб посрамить всех закулисных мудрецов!

1999 - 2019

«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мiра сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мiр, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше; вы же – Христовы, а Христос — Божий». (1 Кор. 3, 18–23)

«Что же такое толпа? Нечто шумное, многомятежное, большею частью глупое, без цели носящееся туда и сюда, подобно волнам моря, составляемое часто из разнообразных и противоположных мнений. Кто имеет у себя такого владыку, не будет ли тот жалок более всякого другого? Если каждый из толпы сам по себе достоин презрения, то, когда таких много, они заслуживают еще большего презрения. Глупость каждого из них, когда они собраны вместе, становится еще большею, увеличиваясь от многочисленности. Поэтому каждого из них порознь, конечно, можно бы исправить, но нелегко было бы исправить всех их вместе, – оттого что безумие их в таком случае увеличивается. Народ Божий составляют святые (царственное священство исцеленных - рожденных свыше православных мирян), а не толпа». Св. Иоанн Златоуст



"Глупцы все, кто глупцами кажутся и половина тех, что не кажется". Бальтасар Грасиан

5 законов глупости К. Чиполла и Парламент России

Жил в прошлом веке итальянский историк экономики — Карло М. Чиполла, весьма успешно преподавал в университетах Италии, в 1960 году даже стал почетным профессором истории экономики университета Berkeley (Калифорния). За свою достаточно долгую жизнь (а умер он в возрасте 78 лет в 2000 году) профессор написал много умных научных трудов, посвященных проблемам демографии, монетного дела, истории цен, экономики докапиталистических формаций и многому чему еще. Но мировую известность «Луковица» (именно так переводится его фамилия) получил после опубликования в 1976 году очень небольшого трактата под названием «Основные законы человеческой глупости».

Историк-экономист так основательно подошел к изучению природы глупости, что смог сформулировать пять универсальных законов, работающих в любом обществе. Предлагаем читателям ознакомиться с ними в целях профилактики: ведь, как оказалось глупость не только намного распространеннее, но и опаснее, чем мы привыкли думать.

Итак, закон № 1. Человек всегда недооценивает количество идиотов, которые его окружают. Ученый доказывает этот тезис частотой следующих ситуаций: человек, который всегда выглядел умным и рациональным, оказывается невероятным идиотом; глупцы все время возникают в самых неожиданных местах в самое неподходящее время, чтобы разрушить ваши планы.

Закон № 2. Вероятность того, что человек глуп, не зависит от других его качеств. На основании многолетних наблюдений и опытов (в университетах с пятью группами: студенты, офисные служащие, обслуживающий персонал, сотрудники администрации и преподаватели) Карло Чиполла заявляет, что глупость как качество закладывается природой, а не культурными факторами. Человек является глупцом так же, как он является рыжим или имеет первую группу крови, он «таким родился по воле Провидения».

Причем, образование никак не сказывается на соотношении умных и глупцов: оно оказалось равным как среди низкоквалифицированных сотрудников, белых воротничков и студентов, так и среди преподавателей и даже Нобелевских лауреатов. «Итог подтвердил суперсилы природы: то же определенное количество лауреатов были глупы», - пишет в своей работе автор и продолжает: «Выводы из Второго закона пугают: станете ли вы вращаться в британском высшем обществе или переедете в Полинезию, подружившись с местными охотниками за головами; заточите ли вы себя в монастыре или проведете остаток жизни в казино в окружении продажных женщин, вам везде придется сталкиваться с таким же количеством идиотов, которое (Первый закон) всегда будет превышать ваши ожидания».

Закон № 3. Глупец — это человек, чьи действия ведут к потерям для другого человека или группы людей, и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него. В соответствии с законом по их поведению в социуме все люди делятся на 4 группы: неудачники (простаки), умники, преступники (бандиты) и глупцы (идиоты). Неудачник своими действиями вредит самому себе, но приносит выгоду другим; умник действует ради своей выгоды, но при этом выигрывают и другие; преступник действует ради собственной наживы, но при этом вредит другим; глупец своими действиями вредит другому человеку или группе людей без видимой для себя выгоды, а иногда и во вред себе.

Можно проиллюстрировать представителей выделенных групп при помощи расположения их на двумерной т.н. «диаграмме Чиполлы». По вертикальной оси на ней откладывается польза обществу от действий человека, а по горизонтальной – польза самому человеку. В результате картинка разбивается на четыре части: неудачники (Н), умники (У), преступники (П) и глупцы (Г). В зависимости от расположения в этой системе координат людям присущ больший или меньший градус глупости, ума, преступности и т.д. Понятно, что в зависимости от соотношения выгода/вред существует масса комбинаций: умные преступники и обделенные умники и пр.

Закон № 4. Не-глупцы всегда недооценивают разрушительный потенциал глупцов. Не-глупцы постоянно забывают о том, что иметь дело с дураком, в любой момент времени, в любом месте и при любых обстоятельствах — означает совершать ошибку, которая дорого обойдется в будущем. Более того, часто они путают дураков с беспомощными простаками.

Закон № 5. Глупец — самый опасный тип личности, и, как следствие, он опаснее преступника. Результат действий идеального бандита — простой переход благ от одного человека к другому, обществу в принципе от этого ни холодно и ни жарко. Если бы все члены этого социума были идеальными бандитами, оно бы тихо гнило, но катастрофы бы не случилось. Когда к власти приходят дураки, то они наносят урон, не извлекая никакой выгоды, блага уничтожаются, и общество в итоге беднеет.

«Нетрудно вообразить масштабы урона, который способны нанести дураки, попадая в управленческие органы и обладая политическими и социальными полномочиями», - восклицает Марко Чиполла. При этом он поясняет, что именно делает дурака опасным. Глупые люди опасны потому, что рациональные люди с трудом могут представить логику неразумного поведения. Умный человек способен понять логику бандита, потому что бандит рационален — он всего лишь хочет получить больше благ и при этом недостаточно умен, чтобы заработать их. Бандит предсказуем, потому против него можно выстроить защиту.

«История подтверждает, что в любой период страна прогрессирует тогда, когда у власти находится достаточно умных людей, чтобы сдерживать активных дураков и не давать им разрушить то, что умники произвели. В регрессирующей стране дураков столько же, однако среди верхушки наблюдается рост доли глупых бандитов, а среди остального населения — наивных простаков. Такая смена расклада неизменно усиливает деструктивные последствия действий дураков, и вся страна катится к чертям», - делает вывод Марко Чиполла.

Не правда ли, очень напоминает сегодняшнюю ситуацию в России? Но и не только российскую. В 2011 году итальянские математики во главе с Алессандро Плучино провели исследование, выбрав в качестве экспериментальной модели парламент некоей страны (ее название не называется), в котором представлены всего две партии. Руководствуясь диаграммой Чиполлы, ученые нарисовали два круга, центры которых определяли общее направление действий партии. Внутри них располагались 500 точек, олицетворявшие парламентариев, каждый из которых мог совершать только два действия – голосовать и предлагать проекты. Эффективность его работы также оценивалась только по двум критериям – общее количество принятых законов и их суммарная полезность для общества.

Итоги исследования неприятно удивили его авторов: среди депутатов «умники» оказались в меньшинстве, зато хватало «простаков» и даже «преступников», которые голосовали как бог на душу положит и отнюдь не всегда за проекты, позволяющие максимально принести пользу и лично им, и обществу в рамках генеральной линии их партии. Вполне предсказуемо, эффективность деятельности такого парламента стремилась к нулю.

Однако было сделано и положительное открытие. Как только в высший законодательный орган просачивалось несколько независимых депутатов, не связанных круговой порукой ни с одной партией, парламентарии начинали работать гораздо прилежнее, и принимаемые ими законы переставали быть совсем уж «дурацкими».

Но, как показывает практика, эта зависимость не срабатывает в случае с российским парламентом, где непрофессионалов становится больше день ото дня. Кого только не увидишь там: и актеры, и режиссеры, и спортсмены, и журналисты. Список профессий можно продолжать и продолжать, но почему-то законы, принимаемые этими дилетантами (вопреки заявлениям итальянских исследователей), не становятся менее «дурацкими». К большому сожалению.




ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ГЛУПОСТИ
Карло М. Чиппола


Первый основной закон человеческой глупости

Первый основной закон человеческой глупости безапелляционно утверждает:

Человек всегда безнадежно недооценивает количество окружающих его глупцов.

На первый взгляд это утверждение звучит весьма банально, размыто и ужасно неблагородно. Однако при ближайшем рассмотрении раскрывается его истинная достоверность. И дело даже не в том, насколько глупы могут быть люди, но постоянное изумление вызывает тот факт, что:

а) люди, которые казались умными и рассудительными, оказываются беспросветно глупы;

б) изо дня в день вас отвлекают от дел глупцы, совершенно неожиданно появляющиеся в самых неподходящих местах, выбирая при этом самые невероятные моменты.

Первое основное правило удерживает меня от определения точной доли глупцов в общей популяции: любая количественная оценка обернется преуменьшением. Так что далее я буду обозначать долю глупцов символом G.

Второй основной закон

Культурные веяния, популярные сейчас на Западе, поддерживают идею уравнительного подхода к жизни. Людям нравится думать о человеческих индивидуумах как о продукте, выпускаемом некоей высокотехнологичной машиной массового производства. Приводя впечатляющие научные данные и исследования, генетики и социологи всячески стараются доказать, что все люди имеют одинаковые способности от рождения, и если одни более способны, чем другие, то это не от природы, а благодаря воспитанию. Я против этой обобщенной точки зрения. По моему стойкому, подтвержденному годами наблюдений и экспериментов, убеждению люди не имеют равных способностей – одни глупее других от природы, а не по причине влияния культурных факторов. Один человек глуп так же, как другой человек рыжеволос; один человек принадлежит к категории людей с низкими умственными способностями, так же как другой – к категории людей с определенной группой крови. Глупый человек рождается глупым по воле Провидения. Хотя я и убежден, что какая-то часть человеческих индивидуумов глупа на уровне генетики, я не призываю к классовой или расовой дискриминации. Я твердо уверен, что глупость может присутствовать в любой группе людей, равномерно распределяясь в фиксированном пропорциональном соотношении. Научно этот факт выражается Вторым основным правилом, которое утверждает, что

Вероятность того, что человек может оказаться глуп, не зависит от любых других качеств этого человека.

И тут Природа, кажется, превзошла саму себя. Известно, что каким-то мистическим образом Природе удается сохранять фиксированную периодичность определенных естественных явлений. Например, рождаются ли дети на северном полюсе, или на экваторе, живут ли их родители в развитой стране или в развивающейся, принадлежат ли они к негроидной, европеоидной или монголоидной расе, соотношение новорожденных девочек и мальчиков сохраняется постоянным с небольшим преимуществом мальчиков. Мы не знаем, как Природа добивается такого поразительного результата, но мы знаем, что для его достижения ей приходится оперировать крупными категориями. Наиболее примечательный факт заключается в том, что Природе удалось добиться срабатывания фактора вероятности появления глупцов с одинаковой периодичностью вне зависимости от размеров группы.

Таким образом, процентное соотношение глупых и умных людей оказывается одинаковым как в больших, так и в маленьких группах. Ни одно из изучаемых явлений еще не являло такого яркого доказательства сил Природы.

Подтверждение того, что уровень образованности не имеет никакого отношения к вероятности появления глупцов, было получено в ходе экспериментов, проведенных во множестве университетов по всему миру. Возьмем некое комбинированное сообщество, представляющее собой университет и состоящее из пяти основных групп: рабочие («синие воротнички»), служащие («белые воротнички»), студенты, представители администрации и профессора. При анализе группы «синих воротничков» я обнаружил, что часть из них глупы. Так как доля глупцов (G) оказалась больше, чем я ожидал (Первый закон), то сначала я традиционно отнес это за счет расслоения общества, бедности и отсутствия образования. Но продвигаясь в своем исследовании вверх по социальной лестнице, я обнаружил тот же уровень G в группах «белых воротничков» и студентов. При этом наиболее впечатляющими оказались результаты по группе профессоров. Где бы я ни проводил исследования – в крупном университете или маленьком колледже, в известном или скромном учебном заведении, я обнаруживал один и тот же уровень G глупых профессоров. Я был настолько обескуражен результатами, что специально решил включить в свое исследование особо подобранную элитную группу – нобелевских лауреатов. Результат подтвердил превосходство сил природы: та же доля глупцов G есть и среди них.

В это было трудно поверить, но результаты множества экспериментов говорили сами за себя. Второй основной закон – это железный закон, не допускающий исключений. Женское феминистское движение поддержит его, т.к. он демонстрирует, что глупцы пропорционально распределены как среди мужчин, так и среди женщин. Жители развивающихся стран третьего мира, возможно, найдут утешение во Втором основном законе, т.к. они смогут найти в нем подтверждение того, что живущие в развитых странах не так уж и развиты. Нравится нам Второй основной закон или нет, но в любом случае пугает то, что из него следует: вне зависимости от того, вхож ли ты в высший свет или нашел себе пристанище среди полинезийских охотников за головами, закрылся ли ты в монастыре или решил провести остаток своей жизни в компании прекрасных сладострастных женщин, ты всегда будешь сталкиваться с одним и тем же процентным соотношением глупцов, которое (в соответствии с Первым законом) всегда будет превосходить твои ожидания.

Третий основной (золотой) закон

Третий основной закон предполагает, хотя и не заявляет об этом прямо, что люди делятся на четыре основные категории: простаки (зона Н), умники (зона I), преступники (зона B) и глупцы (зона S).

Если Том своими действиями навредит себе, принеся при этом выгоду Дику, то он попадет в категорию «простаки». Если Том своими действиями принесет пользу себе и Дику, то он попадет в категорию «умники». Если Том своими действиями принесет пользу себе и навредит Дику, то он попадет в категорию «преступники». Глупость попадает в зону S и в любую область ниже нуля по оси Y. Как недвусмысленно объясняет Третий основной закон:

Глупец – это человек, вредящий другим без выгоды для себя, а, возможно, даже и во вред себе.

Сталкиваясь в первый раз с Третьим основным законом, здравомыслящие люди реагируют на него с недоверием и скептицизмом, так как они с трудом воспринимают неразумное поведение. Но давайте оставим высокую теорию и посмотрим на нашу повседневную жизнь с точки зрения практичности. Все мы помним случаи, когда кто-то своим поступком вредил нам, извлекая из этого выгоду: мы имели дело с преступником. Мы также помним случаи, когда кто-то действовал нам на пользу, но в ущерб себе: это мы имели дело с простаком. Мы можем вспомнить случаи, когда от действия, совершенного человеком, в выигрыше оставались обе стороны: это был умный человек. Такие случаи действительно происходят. Но, тщательно все обдумав, вы должны прийти к выводу, что не с этими событиями мы наиболее часто сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Наша повседневная жизнь в основном состоит из ситуаций, когда нашим деньгам и/или времени и/или усилиям и/или аппетиту, радостному настроению и здоровью наносится ущерб в результате невероятного поступка какого-то нелепого создания, которое ничего не получает и не может получить от того, что навредил нам. Никто не знает, не может понять или объяснить, почему это нелепое создание делает то, что оно делает. На самом деле, этому нет объяснения, или лучше сказать – этому есть только одно объяснение: человек, о котором идет речь, глуп.

Распределение по категориям

Большинство людей ведет себя непоследовательно. Под влиянием одних обстоятельств человек поступает разумно, а под влиянием других тот же человек ведет себя, как простак. Единственное важное исключение из этого правила составляют глупцы, которые демонстрируют стойкую тенденцию к постоянству во всех областях человеческой деятельности. Все, что будет сказано ниже, свидетельствует о том, что мы можем определить на рисунке 1 не только месторасположение глупцов, но и средневзвешенную позицию для каждого человека, вне зависимости от степени его непостоянства. Простак иногда тоже может повести себя разумно, а иногда он может совершать поступки, свойственные преступникам. Но если рассматривать совершенного простака, то основная масса его поступков – это типичные поступки простака. Таким образом, общая средневзвешенная позиция такого человека с учетом всех его поступков попадает в зону «простаки» рисунка 1.

Тот факт, что на зонах рисунка вместо поступков можно размещать персоналии, позволяет сделать некоторое допущение в части распределения преступников и глупцов.

Идеальный преступник наносит ущерб, равный извлекаемой им выгоде. Самый примитивный тип преступлений – воровство. Человек, укравший у вас 100 фунтов, не причинив вам при этом больше никакого вреда – идеальный преступник: вы потеряли 100 фунтов, он получил 100 фунтов. На рисунке идеальные преступники размещаются на диагонали, делящей зону «преступники» на две одинаковые области (линия ОМ на рис. 2)

Однако «идеальных» преступников мало. Линия ОМ делит зону «преступники» на две области – В1 и В2, и, вне сомнений, большинство преступников попадает в одну из этих областей.

Преступники, попадающие в область В1, получают выгоду большую, чем наносимый ими ущерб. Они не лишены здравого смысла и, будучи ближе к правой половине оси Х, обладают характеристиками умного человека.

К сожалению, их не так уж много. Основная масса преступников попадает в область В2. Их действия приносят им выгоду меньшую, чем наносимый другим людям ущерб. Если вас убивают ради 50 фунтов или того, чтобы провести выходные с вашей женой в Монте Карло, мы можем быть уверены, что это не идеальный преступник. Даже если оценить его выгоду по его системе ценностей (но используя вашу систему ценностей для оценки вашего ущерба), он все равно попадает очень близко к границе полнейшей глупости области В2. Генералы, которые за награду или продвижение по службе отдают приказы на масштабные разрушения и многочисленные жертвы, попадают в ту же область.

Распределение глупцов сильно отличается от распределения преступников. В то время как преступники равномерно рассеяны в своей области на рисунке, глупцы группируются вдоль одной линии, преимущественно по оси Y, ниже нулевой отметки. Несомненно, это происходит по причине того, что основная масса глупцов глупы глубоко и основательно – другими словами, они упорствуют в своем стремлении наносить другим людям ущерб, не получая от этого ни вреда, ни пользы. Однако существуют люди, которые своими невероятными поступками не только наносят ущерб другим людям, но и вдобавок вредят себе. Это суперглупцы, которые на нашем рисунке будут располагаться в зоне «глупцов» слева от оси Y.

Сила глупости

Несложно понять, насколько социальная, политическая и ведомственная власть усиливает разрушительный потенциал глупца. Но все же нужно разобраться, что именно делает глупца опасным для других людей, другими словами – в чем сила глупости.

В принципе, глупые люди опасны и разрушительны потому, что разумным людям сложно представить и понять иррациональное поведение. Умный человек может понять логику преступника. Его поведение разумно. Отвратительно, конечно, но разумно. Преступник хочет иметь хорошую репутацию. В силу недостатка интеллекта он не может придумать способ улучшить свою и вашу репутацию одновременно, поэтому улучшает свою за счет вашей. Ничего хорошего в этом нет, но это разумно и предсказуемо. Вы можете предвидеть его поведение, его мерзкие интриги и гадкие притязания, и зачастую вы успеваете от этого защититься.

В соответствии с Третьим основным законом все это совершенно невозможно, когда имеешь дело с глупцом, который в самом неподходящем месте и в самое неподходящее время будет беспричинно, бестолково и бесполезно доставать вас. Невозможно предугадать разумом, когда, как и почему вы будете атакованы глупцом. Сталкиваясь с глупцом, вы оказываетесь целиком и полностью в его власти. И по причине того, что его поведение лишено здравого смысла, происходит следующее:

а) глупец атакует внезапно; б) даже если вы ожидаете нападения, то у вас не получится дать рациональный отпор, т.к. само нападение не имеет какой-либо рациональной структуры.

Из-за неуправляемости и иррациональности поведения глупца защищаться от него весьма сложно, но еще сложнее ответно его атаковать – это как стрельба по хаотично движущейся мишени. Вот что имел в виду Диккенс, сказав: «глупец с хорошим пищеварением может противостоять многому», и Шиллер, написав, что «против глупости и сам Господь бессилен».

Четвертый основной закон

То, что наивные люди, особенно попадающие в категорию «простаки», обычно не отдают себе отчета в том, насколько опасны глупцы, совершенно неудивительно. Это лишь подтверждает их наивность. Однако больше всего удивляет, что и умные люди, равно как и преступники, зачастую не осознают разрушительный потенциал глупости. Можно отметить, что, сталкиваясь с глупцами, они делают ошибку, высокомерно задирая нос, вместо того, чтобы сразу же запускать защитные реакции. И объяснить это явление крайне сложно.

Люди склонны верить, что глупец может навредить только себе, но тут мы путаем глупость с наивностью. При определенных обстоятельствах вы можете вступить с глупцом в партнерские отношения, имея намерение использовать его в своих интересах. Ни к чему, кроме печальных последствий, это не приведет, потому что а) вы абсолютно не понимаете сущности глупости и б) вы даете глупцу простор для развития его таланта. Вы можете надеяться перехитрить глупца и, в некоторой степени, это может получиться. Но так как из-за нестабильности поведения его действия и реакции предвидеть невозможно, то вскорости вы будете уничтожены непредсказуемыми действиями своего глупого партнера.

Все вышесказанное резюмируется Четвертым основным законом, утверждающим, что:

Неглупые люди всегда недооценивают разрушительную силу глупцов. В частности, они постоянно забывают, что если ты свяжешься с глупцом, то вне зависимости от времени, места и обстоятельств, это всегда обернется дорогостоящей ошибкой.

На протяжении веков и столетий как в личной, так и в общественной жизни, люди никак не могут научиться принимать в расчет Четвертый основной закон, и эта ошибка уже принесла человечеству неисчислимые потери.

Пятый основной закон

Давайте вместо того, чтобы обсуждать благополучие отдельных людей, порассуждаем о благополучии общества как об арифметической сумме состояний индивидуумов. Для этого нам необходимо полное понимание Пятого основного закона. Здесь можно добавить, что Пятый закон безусловно является наиболее известным и люди довольно часто цитируют фразу, являющуюся следствием этого закона.

Пятый основной закон гласит, что:

Глупец – это самый опасный тип человека.

И как следствие:
Глупец опаснее преступника.

Результат действий идеального преступника (человека, находящегося на линии ОМ рисунка 2) прост и очевиден – это перемещение благосостояния и/или достатка. Идеальный преступник получает выгоду, равную нанесенному им убытку. Равновесие в обществе не нарушается. Если бы все члены общества были идеальными преступниками, то общество было бы ущербным, но серьезной катастрофы бы не произошло. Весь бизнес свелся бы к массовому перемещению материальных ценностей и достатка в руки тех, кто этим бы занимался. Если бы все члены общества занимались этим по очереди, то не только общество в целом, но и все его члены пребывали бы в стабильном неизменном состоянии.

Когда же в дело вступают глупцы, ситуация меняется кардинальным образом. Глупцы причиняют ущерб другим людям, не извлекая из этого никакой выгоды. Общество в целом приходит в упадок.

Отображаемая на рисунках система оценки говорит о том, что все действия, попадающие в область справа от линии РОМ, в разной степени полезны обществу, а действия, попадающие в область слева от этой линии РОМ, вредят ему.

Другими словами, простаки с намеком на интеллект (зона Н1 на рисунке), неглупые преступники (зона В1), и, в первую очередь, умные люди (зона I) – все вносят свою, хоть и разную, лепту в благосостояние общества. С другой стороны, глупые преступники (зона В2) и глупые простаки (зона Н2) добавляют ущерба к тому, что уже нанесли глупцы, усиливая таким образом их гнусную разрушительную силу глупцов.

Все это не может не находить отражения в жизнедеятельности общества. В соответствии со Вторым основным законом доля глупцов является постоянной величиной, на нее не влияют ни время, ни пространство, ни раса, ни классовая принадлежность, ни какие-либо другие социокультурные или исторические факторы. Грубой ошибкой было бы думать, что в приходящем в упадок обществе глупцов больше, чем в развивающемся. Одна и та же доля глупцов изводит оба этих общества с той лишь разницей, что в менее развитом обществе:

а) глупцы более активны; б) в составе «не глупых» зон происходят количественные изменения со значительным снижением количества индивидуумов в зонах I, H1 и B1 с пропорциональным увеличением количества индивидуумов в зонах Н2 и В2.

Рассматриваем ли мы античность, средневековье, или современный исторический период, впечатляет тот факт, что в любой развивающейся стране всегда неизбежно присутствует доля глупцов G. Однако в развивающейся стране необычайно высока доля умных людей, которым удается сдерживать долю глупцов, принося при этом пользу себе и другим членам сообщества достаточную, чтобы не перестать развиваться.

В приходящей в упадок стране доля глупцов G остается такой же неизменной, как и всегда, но среди предержащих власть людей наблюдается тревожный рост количества глупых преступников (область В2 зоны В на рисунке 3), а среди простого населения в той же мере наблюдается тревожный рост простаков (зона Н на рисунке 1). Такое изменение в количестве неглупых людей неизбежно усиливает разрушительную силу доли глупцов G и делает упадок неминуемым. Страну ждет крах.

Перевод Анастасии Ландарь

http://diderix.petergen.com/stup5.htm
----------------
* Александр Бенуа, современник К.Малевича, великолепный художник и критик искусства, писал: «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели». Малевич назвал свою «картину» - «Икона нашего времени» и на открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года выставке первых футуристов, где она впервые была представлена, её разместили в «красном углу», где обычно размещают главную икону жилища.

** Еще в древние времена мы среди народов крикнули слова: «Свобода, равенство, братство», - слова, столь много раз повторенные с тех пор бессознательными попугаями, отовсюду налетевшими на эти приманки, с которыми они унесли благосостояние мiра, истинную свободу личности, прежде так огражденную от давления толпы. Якобы умные, интеллигентные гои, не разобрались в отвлеченности произнесенных слов, не заметили противоречия их значения и не соответствия их между собой, не увидели, что в природе нет равенства, не может быть и свободы; что сама природа установила неравенство умов, характеров и способностей, равно и подвластность ее законам; не рассудили, что толпа слепая, что выскочки, избранные из нее для управления, в отношении политики такие же слепцы, как и она сама, что посвященный, хотя бы и дурак, может править, а непосвященный, будь он даже гений, ничего не поймет в политике. Все это гоями упущено было из виду. А между тем, на этом зиждилась династическое правление: отец передавал сыну знание хода политических дел так, чтобы никто не ведал, кроме членов династии, и не мог выдать тайну управляемому народу. Со временем смысл династической передачи истинного положения дел политики был утрачен, что послужило к успеху нашего дела.

Свобода не состоит в распущенности и в праве на разнузданность; как равно достоинство и сила человека не состоит в праве каждому провозглашать разрушительные принципы, вроде свободы совести, равенства и им подобных; что свобода личности отнюдь не состоит в праве волновать себя и других, безобразничая ораторством в беспорядочных скопищах; а истинная Свобода состоит в неприкосновенности личности, честно и точно соблюдающей все законы Общежития, что человеческое достоинство заключается в сознании своих Прав и вместе Бесправия, а не одно только фантазирование на тему своего Я!

Во всех концах мiра слова: «Свобода, равенство, братство» - становили при посредстве наших слепых агентов целые легионы людей, которые с восторгом несли наши знамена! Между тем эти слова были червяками, которые подтачивали благополучие гоев, уничтожая всюду мир, спокойствие, солидарность, разрушая все основы своих государств.

Свобода могла бы быть безвредной и просуществовать в государственном обиходе без ущерба для благоденствия народа, если бы она держалась на принципах веры в Бога, равенстве пред Ним, братстве человечества и мысли которая не противоречит самим законам творения, (установившим подвластность) - о сословном неравенстве. При такой вере народ был бы управляем опекой приходов, и шел бы смиренно и кротко под рукой своего духовного пастыря, повинуясь Божию распределению на земле. Вот почему нам необходимо подорвать веру, вырвать из ума гоев самый принцип Божества и Духа и заменить все арифметическими расчетами и материальными потребностями. ПСМ

*** «...но Бог избрал буяя мiра, чтобы посрамить мудрых, и немощное мiра избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Кор.1:27)


Толкования на 1 Кор. 3:19

«Ибо мудрость мiра сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их».


Свт. Иоанн Златоуст:

«Премудрость бо мiра сего, буйство у Бога есть. Писано бо есть: запинаяй премудрым в коварстве их. Мiрская мудрость – буйство пред Богом, строгий приговор, но совершенно справедливый, повсюдным опытом оправдываемый. Сами мудрецы мiра тот же произносят приговор над сею мудростию, когда познают истину и вступят вседушно в область премудрости Божией. То, что она считает себя вседовлетельною,– не буйство ли? То, что она высится над откровенною мудростию и ставит ее почти ни во что,– не буйство ли? То, что она только внешним, земным и тварным ограничивает свой кругозор, будучи сама, хотя и неблагопотребная, умного выспреннего (ранга) свойства,– не буйство ли? То, что она быт свой, свое счастие и дела, думает устроять по своим смышлениям, тогда как осязательно видит, как все вокруг течет помимо и наперекор человеческим соображениям,– не буйство ли? То, что она выбросила из предметов своего обсуждения, что будет за гробом, тогда как ясно видит, что настоящая жизнь мгновенна и последней цели бытия человека вместить не может,– не буйство ли? То, что она и думать не думает, что питомец ее человек ныне-завтра умрет, тогда как человечество широкою рекою течет во врата смерти,– не буйство ли? Так она – буйство, и буйство пред Богом, потому что не видит осязательных порядков Божиих, осуждает их, когда другие о том ей возвещают, и питомцев своих удерживает в своем мрачном буйстве, не позволяя им возникнуть от опутания собою и обратиться к истинной премудрости Божией. В этом отношении она богоборна. И выходит, что «она не только не помогает (человеку в последних целях его), но еще служит препятствием; следовательно надобно оставить ее, как вредную. Видишь ли как победоносно святой Павел опроверг ее, доказав, что она не только бесполезна, но еще приносит нам вред? Впрочем он не довольствуется собственными доказательствами, а приводит еще свидетельство: писано бо есть: запинаяй премудрым в коварстве их (Иов. 5, 13)».


Свт. Феофан Затворник:

Коварство премудрых не злонамеренность означает, а их всяческое ухищрение, чтоб все постигнуть и все в жизни своей и других устроить здесь, на земле, по своему смышлению. Пока это имеет свойство только пустоделия и не разоряет планов промышления Божия о роде человеческом, дотоле Бог оставляет их копаться в своем муравейнике, сколько хотят, и все строить и перестраивать, как им угодно; но когда покушения их заходят далеко, тогда Бог полагает им преграды, разоряет их планы, как паутинное плетение разоряет дитя легким прикосновением тонкого прутика. Разительный пример тому – столпотворение и рассеяние людей по лицу земли. Мудрецы во времена Апостолов до чего дошли? – До того, что и сами уже не знали, на чем остановиться: так разрознились в мыслях и так много надумали учений. И належала необходимость научить людей истине чрез неученых. – Святой Златоуст в этом видит уловление премудрых в коварстве их. «В коварстве их, то есть уловляя их собственным их оружием. Так как они употребляли мудрость свою на то, чтобы обходиться без Бога, то он чрез нее самую доказал им, что они имеют великую нужду в Боге. Как и каким образом? – Они чрез нее дошли до того, что сами не знали, куда деваться; следовательно чрез нее и уловлены. Ибо, думая обходиться без Бога, они пришли в такое бедственное состояние, что оказались хуже рыбарей и неученых, и в них же стали иметь нужду. Потому Апостол и говорит: запинаяй их в коварстве их. Слова: погублю премудрость – выражают совершенную ее бесполезность; а слова: запинаяй премудрым в коварстве их – показывают силу Божию». (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном).


Свт. Лука Крымский:

На слова: «Мудрость мiра сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:19)

Никто да не мудрствует высоко о себе самом, да не считает себя мудрым и разумным, да не гордится своей ученостью, своей начитанностью, своей мудростью житейской — мудростью века сего. Если кто желает быть мудрым, оставь всё это и будь безумным.

Ну скажите, кто кроме апостола Павла мог бы сказать такие удивительные слова? Если кто хочет быть мудрым, тот будь безумным. Совершенно необыкновенные слова, а тем не менее в них кроется глубочайшая божественная мудрость и истина.

Было много людей, которые понимали эти слова в самом точном смысле слова и, желая быть мудрыми во Христе, мудрыми в очах Божиих, становились безумными в глазах мiра: они представлялись безумными. Они бегали по городу в одной рубахе, босиком, они вытворяли странные штуки, вызывая насмешки. Гонялись за ними толпы мальчишек, которые издевались над ними и бросали в них камни. Подвергались они преследованиям, гонениям, насмешкам, и никто не знал, как проводили они ночи. Обычно они проводили ночи на паперти церковной в непрестанной молитве.

За такую тяжкую жизнь, за поношения и гонения, за непрестанную молитву Господь даровал им духовные дары: прозорливость, дар пророчества. Они читали в сердцах людей, как в открытой книге, предсказывали будущее, и пророчества их сбывались; они приобретали такое дерзновение, такую свободу от всякого страха перед людьми, что творили дела, о которых и помыслить не посмели бы обычные люди.

Когда приехал царь Иван Грозный в Новгород, намереваясь учинить жестокую кровавую расправу, к нему подошел юродивый — блаженный Николай — и подал кусок сырого мяса.

Царь сказал:

— Я православный, мяса Великим постом не ем.

— Ты мяса не ешь, — ответил святой, — а делаешь хуже: ты пьешь кровь христианскую.

Удивительные чудеса творил блаженный Василий Московский. Его очень почитал Иван Грозный, приглашал на свои пиры. Однажды поднесли ему на царском пиру кубок вина, он его не выпил, а вылил на пол, поднесли второй — вылил, поднесли третий — опять вылил. Грозный рассердился и потребовал у Василия объяснений, почему не пьет он царского вина.

— Тушу, заливаю пожар в Великом Новгороде.

В это время бушевал страшный пожар в Новгороде, истребивший почти весь город.

Вот кто были юродивые, желавшие быть безумными в глазах людей. Смотрите, как оценивает святой апостол Павел мудрость века сего — мудрость нашу: мудрость философии, мудрость политическую. Философы были людьми огромной глубины ума, они создавали учения, которые поражают своей глубиной. В науке глубокие ученые достигали чрезвычайно многого, познали различные тайны бытия, и тем не менее святой апостол Павел говорит, что мудрость мiра сего есть безумие пред Богом: Бог уловляет мудрых в лукавстве их.

В послании к Колоссянам он предостерегает христиан: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мiра, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:8-9). Что значит: по стихиям мiра? Апостол Павел предостерегает, чтобы мы не носились духом своим по стихиям мiра сего, чтобы в Одном Христе видели истинную мудрость, ибо в Нем вся полнота Божества, ибо Он — Истинный Бог Воплотившийся, у Него Одного надо искать мудрости, как искали смиренные юродивые.

Все не могут юродствовать, это доля лишь избранников Божиих, способных переносить то, чего не перенесет никто из нас: ходить в рубище, босиком в страшные морозы. Кто может переносить это: босиком и в одной рубахе, нося тяжкие вериги на теле своем, проводить ночи на церковной паперти, молясь всю ночь? Кто может сносить издевательства, побои за свое юродство?

Нам надлежит исполнить эти слова Павловы не в такой крайней форме. Помня предостережение Павлово, что мудрость мiра сего есть безумие в очах Божиих, надо не увлекаться философией и наукой, хотя должно изучать их, как изучали великие Отцы Церкви, образованнейшие люди того времени. Но изучая, мы должны помнить эти слова Павловы и не увлекаться философией, не следовать за ней.

Высшей мудрости мы должны искать только у Господа Иисуса Христа, в Его Святом Евангелии, во святых писаниях апостольских. Этим путем идите все — и придете туда, где сияет Вечная Истина.

Спешите идти за Христом. помятця: «Мудрость мiра сего есть безумие пред Богом»!


Прп. Ефрем Сирин:

Ибо мудрость сего мiра глупость есть, то есть отвержена, у Бога; ибо так написано: уловляет мудрецов в хитрости их (Иов. 5:14), то есть Тот, Кто судит их по помышлениям ихним.


Блаж. Феофилакт Болгарский:

Ибо мудрость мiра сего есть безумие пред Богом. Ибо она не только не способствует к приобретению истинной мудрости, но, напротив, еще препятствует этому, потому что, высоко думая о себе, отвергает божественное учение и таким образом оставляет во всегдашнем неведении тех, кто имеет эту мудрость; поэтому они и уловляются Богом, как безумцы. Как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

Приводит свидетельство на то, каким образом человеческая мудрость есть безумие пред Богом, и говорит, что Бог уловляет мудрых, как безумных, то есть покоряет их собственным их оружием. Ибо, при всем своем лукавстве и мудрости, они обличаются в глупости и безумии. Например: одни думали, что не имеют нужды в Боге, а все могут постигать сами собой; но Бог делом показал им, что и сила и искусство слова нисколько не принесли им пользы, и что они особенно пред другими имели нужду в Боге, они, которые думали обойтись без всякой помощи. Итак, при всем своем искусстве, по которому почитали себя всеведущими, они оказались совершенными невеждами, и в предметах необходимых более необразованными, чем рыбаки и кожевники.


Блаж. Феодорит Кирский:

Мудростью мiра апостол называет мудрость, лишенную благодати Духа, которая опирается только на человеческие помыслы.


-----------------------
*** «Демократическая революция (1905, 1917, 1991, 1993 г.) очень сложное и многосоставное явление, вожди революции знали куда они ведут русский народ – к установлению господства для себя и рабства для всех остальных… Эта мысль не покинула их , теперь они кличут новое поколение русских: мы выведем вас на другую дорогу, обещая сытую жизнь и золотые горы, «рай» для всех, успех славу и власть для себя лично – они лгут во всем! Здесь будет карикатура на Америку. Нынешнее время – время третьей мiровой войны, которая уже почти заканчивается и проходит на наших глазах. Страна уничтожена, разгрызана на части (Россия, Украина, Белоруссия, Прибалтика, КазаКстан и пр.) все малые, а отчасти большие народы получают условную независимость. Безоружные, нищие, малообразованные остатки бывшей России будут управляться со стороны, а русский народ перестает существовать как целое, как Нация, как быстро все произошло, с такой быстротой оказалась завоевана великая в прошлом Держава… Чудны дела Твои Господи!» Георгий Свиридов.

«Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте. Россия вместе со всеми слОвянскими народами и землями составит могучее Царство...» Старец Архимандрит Серафим

**** «Война ведется за выбор основных путей человеческого духа. Поработится ли вновь, и уже окончательно, ныне полусвободное племя, называвшее себя племенем Слова - слОвяне!, но издревле понесшее знак рабий и знаменательно переименованное (немцами) в племя рабов слАвян (слав - slave - slavi – sclavi – sclaven - невольник, раб), и послужит ли новым слоем удобрения для западной «культуры», подобно безчисленным своим предкам, стертым с лица земли паразитическою кровожадностью некогда сильнейшего в борьбе за существование вида? или скажет, наконец, СЛОВЯНСТВО свое доныне несказанное СЛОВО?!» В.Ф. Эрн

«Остатки восточного православия сейчас сконцентрированы в славянских странах Восточной Европы. Чтобы понять, какому насилию подвергались православные, как со стороны мусульман, так и со стороны западных христиан, подумайте о том, что во всех основных западноевропейских языках слово «раб» – «slave» происходит от слова «Slav» – «славянин». Славянские страны всегда были источником рабов для Западной Европы и для мусульман. «История Крестовых походов» Дж.В.Смит

Апостол Павел говорит: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мiра сего есть безумие пред Господом».

Что проку в споры с глупостью вступать?
Ее не вразумишь, хоть будь сто раз Сократ,
Стара она как мiр и вечно молода,
Она присуща всем, чего таить греха.

Хочу открыть тебе, мой вдумчивый читатель,
Что нынче большинство за мудрость принимает,
Безчисленных ошибок предков повторенье
Глубокого ума, теперь суть проявленье:

«Культ Денег» - божеством прогресса почитать,
Уметь все оценить и с барышом продать,
Неважно что - хоть Родину, хоть совесть,
Что проку в них, коль прибыль не приносят!

Святую Веру понимать, как архиглупость,
Фашизмом называть во корне всяку русскость,
Аборты, содомию нормой полагать,
Квадрат Малёвича - шедевром признавать!

Свободы массы чтить и все ее хотенья,
Глубокомудрым мнить явленьем Провиденья,
Отрыжкой избирателей судьбу страны решать,
Гражданским обществом - безбожников считать!

Все логикой объять, святыню мiрозданья,
Раскрыть дарвинистической догадкой - обезьяньей,
Жить без царя в главе, Царя царей воленье
Считать за мракобесие, невежества явленье.
 
Все, уморился аз, сей список бесконечен,
Продолжи без меня, коль буйный ты, как ветер,
Ведь неспроста избрал Иисус Христос глупцов,
Чтоб посрамить всех закулисных мудрецов!

P.S.

Неспроста говорят, что чужая душа потемки и неспроста существует в интеллигентских кругах доморощенной образованщины, такое культовое поклонение «черному квадрату», как и написанные в явном помешательстве тома восторженных  исследований, раскрывающие всю гениальную глубину палитры черной краски этого Каземировского исчадия...  В сравнении с сокрытыми от широкой публики работами Художника П. В. Рыженко, просто диву даешься слепоте этих восторженных экспертов и экспегток имя им легион!

Александр Бенуа, современник К.Малевича, великолепный художник и критик искусства, писал: «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели». Малевич назвал свою «картину» - «Икона нашего времени» и на открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года выставке первых футуристов, где она впервые была представлена, её разместили в «красном углу», где обычно размещают главную икону жилища.

Дополняя Бенуа, хочется сказать, что для души, как и для тела, так же необходимо Зеркало (Евангелие), которое позволит ужаснувшись, познать самого себя без прикрас (фарисейской лукавой закваски) при ежедневной гигиене смыть эту многолетнюю копоть язв коросты греха, скрывающую фаворский свет теосиса - подобия Божеского. Но без трех, четырех летнего оглашения, «духовного фитнеса»: образовательного искуса многолетних, регулярных групповых тренировок, часто до молитвенного изнеможения под руководством опытных и духовно просветленных «тренеров наставников», без глубокого знания психологии Нового Завета, церковных догматов, канонов и преданий святых отцов. Для получения заслуженной и самой ценной награды в жизни, по прохождению этой начальной подготовки, «Аттестата аттестатов» - Крещения!

Не формальным абы-кабы, как теперь принято «обрядом», по которому миллионы на словах во Христа крестятся, но во Христа по делам до гробовой доски так и не облекошася, а выстраданным, пламенным чувством, пьянящим «Рождением Свыше» в покаянии всецелом, в осознанном и полном отречением от дел сатанинских… в дерзновенном последовании за Царем царей.

Вся история Экклесии (греч. Народное собрание) указует, что в гордом  одиночестве, вне соборного Литургийно-евхаристического братолюбивого общения в лазарете церковном - эта основная цель каждого человека по стяжанию жизни вечной в Духе Святом, становится недосягаемой.

Хуже того, таковые неофиты не прошедшие этих первых ступеней оглашения по лествице спасения, жаждущие скорых и легких плодов, по своему произволу так и остаются в помраченном состоянии ветхого человека в порочных рамках «черного квадрата»… И в этом плачевном состоянии пытаются реформировать, по их мнению архаические устои Православной Церкви Христовой, впадая в самоубийственное неожидовство: папизм, протестантство, блаватчину, атеизм и прочие многочисленные антиправославные ереси и культы, ведущие последовательно от света Истины в сумраки священного и далее по наклонной во мрак кромешный в коем слышен лишь озлобленный вой и скрежет зубов.

P.S.
На пятом десятке, видя в зеркале свое отражение, воплощение единственное и неповторимое несущее Образ Божеский, начинаешь иногда до бегающих мурашек прозревать, как мимолетна жизнь и то, как просто оставаться «черным квадратом», и как трудно до крестных страданий... преображаться во Христе в «освященную икону -царственного священства»...

Господи Иисусе Христе Сыне Божий наставь на путь спасения, укрепи  помилуй погибающих вне тела Твоей Победоносной Экклесии.

-----------------------
*** «Демократическая революция (1905, 1917, 1991, 1993 г.) очень сложное и многосоставное явление, вожди революции знали куда они ведут русский народ – к установлению господства для себя и рабства для всех остальных… Эта мысль не покинула их , теперь они кличут новое поколение русских: мы выведем вас на другую дорогу, обещая сытую жизнь и золотые горы, «рай» для всех, успех славу и власть для себя лично – они лгут во всем! Здесь будет карикатура на Америку. Нынешнее время – время третьей мiровой войны, которая уже почти заканчивается и проходит на наших глазах. Страна уничтожена, разгрызана на части (Россия, Украина, Белоруссия, Прибалтика, КазаКстан и пр.) все малые, а отчасти большие народы получают условную независимость. Безоружные, нищие, малообразованные остатки бывшей России будут управляться со стороны, а русский народ перестает существовать как целое, как Нация, как быстро все произошло, с такой быстротой оказалась завоевана великая в прошлом Держава… Чудны дела Твои Господи!» Георгий  Свиридов.

«Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте. Россия вместе со всеми слОвянскими народами и землями составит могучее Царство...» Старец Архимандрит Серафим

**** «Война ведется за выбор основных путей человеческого духа. Поработится ли вновь, и уже окончательно, ныне полусвободное племя, называвшее себя племенем Слова - слОвяне!, но издревле понесшее знак рабий и знаменательно переименованное (немцами) в племя рабов слАвян (слав - slave - slavi – sclavi – sclaven - невольник, раб), и послужит ли новым слоем удобрения для западной «культуры», подобно безчисленным своим предкам, стертым с лица земли паразитическою кровожадностью некогда сильнейшего в борьбе за существование вида? или скажет, наконец, СЛОВЯНСТВО свое доныне несказанное СЛОВО?!» В.Ф. Эрн

«Остатки восточного православия сейчас сконцентрированы в славянских странах Восточной Европы. Чтобы понять, какому насилию подвергались православные, как со стороны мусульман, так и со стороны западных христиан, подумайте о том, что во всех основных западноевропейских языках слово «раб» – «slave» происходит от слова «Slav» – «славянин». Славянские страны всегда были источником рабов для Западной Европы и для мусульман. «История Крестовых походов»  Дж.В.Смит


Рецензии