Жареный петух

«ЖАРЕНЫЙ  ПЕТУХ».
Январь такого далёкого года (прошло около пятидесяти лет!) был капризным: метели сменялись оттепелью, бураны - тихим снегопадом.
Моя студенческая стипендия давно иссякла, уже несколько дней поджидал возможности поехать к маме в наш маленький посёлок посреди обширных полей.
Не только закончившиеся продукты усиленно звали меня к родному очагу.
Жил тогда на частной квартире у доброй старушки, всё бы хорошо ,да в той её маленькой квартире рядом с рынком, каждую ночь ночевало не менее десятка приехавших на рынок из разных деревень области.
Чаще всего это были женщины  ,торговавшие гончарными изделиями-горшками. Все эти «удобства» мне крепко опостылели, хотелось домой.
Мне показалось, что погода успокоилась, дороги «легли»,твёрдые -пора ехать!
Всесезонное, всепогодное,»ветром подшитое» пальтишко, широко распространённые тогда байковые лыжные штаны, свитер. Долго раздумывал :валенки или ботинки (лёгкие, летние, тогда  утеплённых, по моему не было. По крайней мере ,у меня). Решил в ботинках ,быстрее добегу…
Поезд приходил на мою станцию около полуночи. Ночь выдалась тихая, звёздная, с лёгким морозцем.
С весёлым настроением, приподнятым духом быстро, как на крыльях, промчался по уснувшему городишку под лай собак. Свернул в поле- оставалось до дома около четырёх километров. Да разве это расстояние!
Дорога знакомая, по ней в школу пять лет ежедневно бегал ,в любую погоду, в жару летнюю, осеннюю непогодь и зимнюю стужу.
Всё это мне было привычно и не вызывало никаких опасений. Мигом добегу!
Ноги несут, удержу нет!

 
 
Пройдя сотню-другую метров, понял какую ошибку совершил : дорога оказалась переметённой, попросту  её не было.
В ботинках уже полно снега. Но я почти  на пороге  дома, не возвращаться  ,же мне. Добегу! Ноги не успеют замёрзнуть. Вперёд! Прибавил скорости.
Глубоко проваливаясь в снег, почему то оказавшийся рыхлым и глубоким, а не плотным, как рассчитывал, решил идти напрямик, дорогу я уже потерял.
Звёзды на небе затянуло облаками, откуда  - то надвинулся густой туман.
«Ничего!»-успокаиваю себя.»Поле мне знакомо. Идти совсем ничего. Буду бежать, буду греться! Главное не волноваться!»-не теряю надежду.
Бегу! Был молодой, никаких не преодолимых препятствий не существовало. Верил в свою судьбу, звезду и судьбу.
Мои силы ,казалось, удесятерялись, я же шёл, спешил домой, в самый заветный уголок на земле…
Жарко, из под шапки пот, а вот ноги-с ними,  что то происходит, их уже плохо чувствую.
«Нельзя останавливаться, надо спешить!»- приказываю себе.
По моим расчётам скоро должен быть пруд, плотина, а там совсем рядом и мой дом. Но кругом туман, белый снег.
До боли в ушах тишина. Ни звука! Мне казалось -моё сердце звучит, колотит на весь мир. Впервые остро осознал, один во всём мире и никто не придёт на помощь.
Теперь, когда читаю об одиночном путешествии. слышу по ТВ, кажется, очень точно представляю состояние отважного человека…
Вдруг увидел на снегу свежие следы, человек только прошёл.
«Кто -  то тоже с поезда идёт!» - мелькнула мысль.
Это очень обрадовало, это. конечно, мой односельчанин, возможно сосед.
Но присмотревшись, понял с горечью и тревогой- это мои следы, это я хожу по кругу.
Заблудился. Знаю, где нахожусь, но куда идти, в какую сторону?
Ноги уже не чувствую, ботинки  оледенели. Из под шапки, по спине катятся капли пота.
Стало страшно, жутко. Что делать? Не ко времени вспомнился рассказ мамы: давно ,накануне весны. внезапно налетел буран, на огородах, на опушке леса замёрзло несколько молодых людей, возвращавшихся домой с праздничной встречи у соседей…
Успокаиваю себя, понимаю, нельзя впасть в панику, потерять самообладание. Надо найти  единственно правильное решение.
Не приходится рассчитывать на постороннюю помощь. Главное - не потерять голову, где то совсем рядом люди.
Вдруг услышал лай собаки. Как будто бы где то рядом, близко лает. Обрадовался, это спасительный голос. Я теперь был не один, лай собаки казался добрым, призывающим, придающим силы и надежду. Она единственная стремилась помочь мне. Верил в это. Она спасает, выручает меня!
Но где лает собака? До моего посёлка далековато, может быть в деревне за лесом и рекой? Туда мне идти нельзя, через лес, сугробы не  пробьюсь. Погибну в лесу .Да и сил у меня маловато…
Поразмыслив, понял, у меня нет другого выхода, пойду на спасительный голос, может быть мне повезёт, буду надеяться, что собачка лает в городе ,откуда я только что пришёл.
Молю Бога, чтобы собака не перестала лаять - ускоряя шаг, пытаюсь согреться, перехожу на бег. Впереди что то чернеет - лес или посадка? Посадка!
Узнал много лет знакомое  корявое  дерево ,мы всегда мимо него ходили в школу.
Значит , я возвращаюсь в город. Моей радости не было предела. Забыл о мёрзнущих ногах, об усталости. Вперёд, только вперёд!
Пробиваюсь через заросли посадки, сугробы, кубарем скатываюсь по крутому склону в овраг. Осталось только выбраться из него, а там совсем рядом совхозная ферма, там люди, там тепло.
Теперь уже ориентируюсь в пространстве, понимаю, где нахожусь. Вот и промоина на дне оврага, местами чернеет из -  под снега склоны кручи.
Быстро перемахиваю через промоину. Ноги окоченели, всё хуже слушаются меня. Спешу выбраться из оврага - здесь туман ещё гуще. Собаку еле-еле слышно. Новая неприятность, оказался в ловушке: склон крутой, глубокий мягкий снег. Несколько раз, поднявшись примерно до половины склона, срываюсь вниз. Весь в снегу, он набился в рукава пальто, под свитер.
С трудом в снегу нашёл шапку, свалившуюся с головы при  моём очередном  сползании со склона.
Силы мои на исходе, так хочется присесть и отдохнуть. Понимаю- делать этого никак нельзя, могу уснуть и тогда гибель…
Нашёл выход, утопающий хватается за соломинку, верно говорят.
Иду медленно, осторожно вдоль склона, осторожно поднимаюсь к вершине оврага.
В голове неприятная мыслишка: »Здесь, в этом овраге меня никто не найдёт!»
Успокаиваю себя, скоро утро, туман рассеется. Буду кричать, рядом дорога, кто  то, возможно, услышит.
Весь в снегу, снег всюду, мёрзнут и руки. Всё настойчивее бьётся мысль:»Бесполезны  муки, мне не выбраться!»
Продолжаю карабкаться из оврага, если мне удастся выбраться, я спасён -рядом ферма.
Добрался до вершины оврага и снова неудача. На вершине оврага метели намели огромные «козырьки», »карнизы»,мне их ни за что не преодолеть
Правду говорят: судьба она в полоску, белое чередуется с чёрным, невезение с удачей. В одном месте «карниз» под собственной тяжестью рухнул, обвалился и я сравнительно легко почти выбрался из оврага.
На самой его вершине злые зимние ветры смели снег в овраг ,обнажилась заледеневшая земля и пришлось ползти, цепляясь за каждый выступ.
Собачка заливается совсем рядом, мне ,кажется, она зовёт меня, ободряет, призывает не сдаваться.
Через глубокий снег, заросли репейника, бурьян, где снег ещё глубже. из последних сил бегу. И вот впереди жёлтое пятно-лампочка на столбе. А вот и фермы, знаю, что они отапливаются, значит где то есть котельная и там человек.
Под лампочкой моя спасительница, милая, рвущаяся с цепи собака. Вижу трубу, из неё вьётся дымок, а вот и дощатая дверь.
Стучу: »Откройте! Впустите! Я замерзаю, заблудился!»
Из-за двери голос:»Пьяных не пускаю! Иди своей дорогой!»
Называю посёлок, говорю, что шёл с поезда ,в поле в тумане заблудился!»
«Да чей ты там есть?» -голос из-за двери.
Называю маму, родственников, умоляю пустить…
Дверь открывается. Старичок вглядывается в меня: »Дурья ты голова! Зима. Январь, Мороз и снег .ночь, Поле. А он в пальтишке и  в летних ботинёнках! Да чем ты думал, отправляясь в ночь, в поле?
Речь его сопровождается отборной матерщиной.
«Студент! Да чему вас учат! Ты что не знаешь что такое зима? Первый раз в зимнем поле?»
Помогает мне раздеться. Вытряхивает снег. Усаживает около работающего котла. От меня идёт пар, а мне холодно.
«Дед , у меня ноги окоченели!»-лепечу я.
Дед с трудом стягивает замёрзшие ботинки, шерстяным носком оттирает ноги.
«Раздевайся! Всё с себя снимай!  Буду сушить!»-командует дед.
Уступает мне свой топчан, укутывает каким  - то тёплым тряпьём. И я засыпаю с радостной мыслью: »Спасён! Жив!»
Утро. Меня разбудили. Натягиваю своё подсохшее, тёплое одеяние.
Теперь у меня два « воспитателя», пришёл сменщик. Молча, выслушиваю справедливые слова, мне нечего сказать в своё оправдание.
«Пусть тебе будет наукой на всю жизнь эта ночь! Знай , тебя ночью клюнул «жареный петух» , предупредила судьба…Жизнь потерять легче, чем шапку с головы. Смерть  она ближе, чем думаем , за спиной , в затылок дышит!...»-поучали меня.
Запомнил на всю жизнь.
Дали мне старые , растоптанные валенки ,шерстяные носки.
«Ботинки оставь! На обратном пути возьмёшь!»…
Простился с моей спасительницей собачкой.
Какое прекрасное утро! Белое , ровное поле! Из - за леса встаёт багровое солнце.
А мог бы ничего и не увидеть , всей этой красоты!
Иду прямиком , по глубокому снегу.
Какая благодать валенки: легко , тепло , удобно! И кто вас , какой мудрец придумал!
Прошло много лет и теперь , когда поздней осенью или зимой тем более , собираюсь в поездку на «Жигулях» в недалёкий город, под скептические взгляды соседей, шутки друзей молча кладу в багажник старую , видавшую виды шубу и валенки.
«В Воркуту собирается или на полюс!» - шутят шутники.
А я вспоминаю ту ночь и говорю самому себе: »Вас жареный петух не клевал!»
                Декабрь 2010 г.


Рецензии
Алексей Васильевич, мир вашему дому. Хотела вас от всей души поблагодарить за этот
чудесный рассказ. Именно, чудесный- так как с вами много лет тому назад произошло настоящее Божие чудо. И описали вы его детально точно и достоверно. Многим полезно было бы его прочитать. Особенно, эти слова ваших спасителей:
-------------------------------------------------------------------------------
Жизнь потерять легче, чем шапку с головы. Смерть она ближе, чем думаем , за спиной , в затылок дышит!
-----------------------------------------------------------------------------
Если бы вы потеряли бы тогда надежду, впали в уныние, опустили руки и не стали от всего сердца молить Бога, то в этом овраге замерзли и сгинули навечно. Вас спала крепкая Вера и тяга и любовь к жизни. Думаю, вам не зря Бог послал такое испытание, ничего случайного в нашей жизни не происходит и никакой это не жареный петух.
Если бы у вас такого опыта, вы бы ничего в жизни духовного не осознали. Всего вам доброго и любви. Жму зеленую... Я тоже начала писать повесть. " любовь рожденная на небесах. Буду рада если вы прочитаете три рассказа из нее. С уважением Натали.

http://proza.ru/2020/04/26/338

http://proza.ru/2020/04/28/217

http://proza.ru/2020/05/24/1084

Правдина Натали   09.06.2020 15:33     Заявить о нарушении