17. Ржевская битва

После победы под Москвой Красная армия гнала фашистов прочь, пока хватило сил. Гитлеровцы удержали наших бойцов только у города Ржева. В те дни фюрер сказал своим генералам: «Ржев — ворота на Берлин! Его нельзя отдавать русским». 2 января 1942 г. началась Ржевская битва. Она длилась целый год и ещё два с половиной месяца! Эту битву можно сравнить со схваткой двух могучих силачей, которые стиснули друг друга в смертельных объятиях, но ни на шаг не могут сдвинуть врага с места.

На войне людей убивают. В Ржевской битве красноармейцев и фашистов погибло больше, чем в любых других сражениях мировой войны. Поэтому битва эта получила название «ржевская мясорубка». Там не было грандиозных схваток. Просто каждый день противники убивали понемногу живую силу врага. А вместе получилась самая смертоубийственная схватка в мировой истории. Ржев и земля вокруг него стали местом великой скорби нашего народа.

Гитлеровцы знали, что Георгий Жуков всегда приезжает туда, где готовится главное сражение. Их шпионы неусыпно следили за его передвижениями. Наши об этой слежке тоже знали. Чтобы сохранить в тайне операцию «Уран», под Сталинградом командовал схваткой Василевский, а Жуков отправился к Ржеву. Обман удался. Фашисты поверили, будто главное сражение Красная армия даст именно там.

Сокрушительный сталинградский удар ошеломил и испугал врага! Но Гитлер горевал не долго. Он приказал отомстить русским, заманить Красную армию в подобную сталинградской ловушку и уничтожить её. Местом для ловушки фашисты выбрали Курскую дугу, где они стали собирать все свои главные боевые силы.

В самом начале марта 1943 г. наша разведка доложила, что немцы сами тайно ушли из Ржева. Ржевская битва закончилась так же почти незаметно, как и шла все четырнадцать месяцев.

Гитлеровцы направились к местам будущей великой битвы на Курской дуге. Красная армия пустилась в погоню. Фюрер думал, что заманивает русских в ловушку, а на самом деле, оставив Ржев, он и впрямь распахнул перед нашими бойцами ворота на Берлин.

Дополнения:

Спасение

Покидая Ржев, фашисты заперли всех жителей города в церкви. Они хотели их взорвать. Узников спасли наши. Одна женщина вспоминала: «Смотрим — идут осторожно один за другим военные. На немцев не похожи. Попросила я мальчишек: — Кричите ура, там наши идут! — Мальчишки закричали. Только те услышали, как бросились к нам… Кинулись мы друг к другу, тут и рассказать невозможно что было: и слезы, и объятия, и поцелуи... «Сынки наши, дорогие...» «Мамашеньки, наконец-то вас нашли, уж сколько времени людей живых ищем, нет никого, весь город прошли». В церкви обнаружили и обезвредили готовую к взрыву бомбу.

Маршал Иосиф Сталин

Через четыре дня после освобождения Ржева воинское звание Маршал Советского Союза было присвоено верховному главнокомандующему Иосифу Сталину. Он стал третьим маршалом Великой войны.

Через месяц после Дня Победы в 1945 г. Сталину присвоили самое высокое воинское звание — генералиссимус, т.е. «самый главный» или «генерал генералов». Ведь к тому времени в Красной армии было уже 13 маршалов, а кто-то же должен был стать главнее всех. Сами маршалы как один настояли на том, чтобы присвоить Сталину звание генералиссимуса.

Завещание потомкам

Великий русский поэт Александр Твардовский написал стихотворение «Я убит подо Ржевом…», которое признано наши народом завещанием всех погибших в Великой Отечественной войне тем, кто победил и вернулся домой, а ещё всем потомкам народа-победителя. В конце большого стихотворения сказано:

Я вам жизнь завещаю, —
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
Горевать — горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать — не хвастливо
В час победы самой.
И беречь её свято,
Братья, счастье своё —
В память воина-брата,
Что погиб за неё.


Рецензии