Сорок третий вопрос. Что меня тревожит?

У каждого из нас хоть раз в жизни бывало так, что человек, который брался вместе делать какое-то дело и даже считался другом, неожиданно почему-то поступал совсем не так, как мы ожидали. Причем ожидали не в собственных интересах, а в интересах общего дела. Просто у него открывались какие-то свои, более важные для него интересы. И, помимо неожиданности, приходило много разных эмоций: разочарование, обида, даже чувство вины.
И как раз что-то похожее, видимо, произошло с Сергеем. Но начинает он, как всегда, издалека.
– Вот когда двенадцать лет назад у нас собралась замечательная команда во время создания нашего музыкального спектакля «Возвращение Маленького Принца» – помните?
– Конечно, помним, сын! – отвечаю я. –  Тогда произошло что-то похожее на чудо. Сколько в людях открылось талантов!
– Но потом-то очень быстро многие из этой команды ушли из проекта. И было непросто набирать второй состав, а потом и третий! Разве люди не видели, какая перспектива, какое будущее нас всех ждет?
– Тогда приходилось в наш проект очень много вкладывать, очень много отдавать. Сил, времени, энергии, здоровья. Наконец, просто денег. А отдача пришла не сразу.
– Но ведь мы-то ее дождались, верно? А почему другие не дождались?
– Да потому, сынок, – подключается мама, – что у нас с самого начала была мотивация: поделиться с другими, отдать людям то, что у нас есть. Мы в то время буквально спать не могли. Я помню, я каждую ночь просыпалась часа в три и все думала: что мы еще можем улучшить? Наверное, не у всех такая мотивация была.
– Тогда начнем с того, что введем определение, что такое мотивация.
– Как? А разве мы ее еще не определили?
– Строго – еще не определили. Только косвенно, например: моя мотивация в мире изобилия должна начинаться не снаружи, как какая-нибудь тревога, а изнутри, от моей радости.
– Хорошо! Вот что пишет про мотивацию Википедия: Мотива;ция (от лат. movere) – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
– Ну-у, у этого определения очень много неточностей. Почему только потребности, а не цели? Почему только к действию, а не любому процессу, например, осознанию? Почему только поведением? Как связана мотивация со способностью и неспособностью?
– Значит, нам надо дать свое определение!
– Предлагаю такое: мотивация – это побудительная причина появления и осуществления любого замысла.
– Да, такое определение будет справедливым и для целей, и для потребностей, и даже для мечтаний.
– И еще: это определение четко отделяет мотивацию от реакции. Когда я злюсь и хочу кого-то обругать за бестолковость, мотивация здесь ни при чем! Это просто реакция Мизантропа, живущего в моем внутреннем мире в венозном круге.
– Но в мире нищеты одна из самых сильных мотиваций личности– это как раз тревога. А в мире изобилия мотивация индивидуальности – радость осознания, что замысел уже воплощен или проявлен. Но тревога – это и есть реакция на неопределенность будущего. Или нет?
– Именно так! Тревога не первопричина, а только реакция эго на неопределенность. А радость на самом деле – это тоже только реакция на осознание, что событие уже произошло. И неважно, оно на самом деле в настоящий момент уже произошло или еще нет.
– Но тогда получается, что и тревога, и радость возникают от первопричины.  От мотивации?
– Да, так и получается! Тревога – это задание подсознанию на ночь от мотивации, о чем думать и какие подсознанию искать решения задачи, которая пока не решена. А радость – это задание подсознанию на ночь от мотивации радоваться найденным решениям. Результат получается один и тот же, а технологии мотивации противоположные!
– Мотивация нищеты и мотивация изобилия.
– Совершенно верно! А дальше, наверное, все просто: любая мотивация в мире нищеты сводится к тому, чтобы получить, а любая мотивация в мире изобилия – к тому, чтобы отдать.
– А разве в мире нищеты не может быть мотивации дарения, бескорыстной отдачи?
– Мотивация бескорыстного дарения может быть только тогда, когда я не боюсь потерять то, что дарю, – а значит, считаю этот свой ресурс безграничным! И значит, в данный момент нахожусь в мире изобилия. А вот мотивация корыстной отдачи – очень даже может быть! И мы это увидим.
– Хорошо, а в мире изобилия, мире безграничных возможностей, разве не может у меня быть мотивации получения?
– А мы сейчас и в этом как раз и разберемся. По существу, любая моя мотивация сводится либо к тому, чтобы что-то получить, либо к тому, чтобы что-то отдать. Вот теперь вопрос: от кого и кому? И, главное: что?
– Чтобы всем все было ясно, в том числе и мне, я сейчас нарисую картинку-схему на компьютере, – говорит Сергей. – Будем считать, что у любого человека есть два уровня мотивации: один (нижний) – в отношениях с тем, что или кто сильнее его, и другой (верхний) – в отношениях с тем, кто или что его слабее. Вот, смотрите, что получилось!





















– Очень красивая картинка! – говорит мама. – Сила – там, где корни дерева, слабость – там, где его крона. Очень напоминает схему «Воды, текущей вверх» [14].
– Это именно она и есть! – радуется Сергей. – А первопричина любых моих тревог или радостей – одна из двух мотиваций, Инь или Ян. Вода или огонь.
– А как ты разделяешь эти два класса мотиваций?
– В точности так же, как мы их разделяли при ответе на четырнадцатый и семнадцатый вопросы. Инь – это все составляющие моего или чьего-то опыта: знания, умения, навыки, энергия, мнения, оценки и все то, что я создаю с их помощью. Начало воды. А Ян – это прежде всего благодарность в чистом виде и в любой другой форме: радость, признательность и, конечно, деньги как материальные средства. Огонь.
– Ну вот, а теперь можно и со схемами мотиваций разобраться.
– Можно! Обозначим меня, то есть ствол дерева, квадратиком, а мотивации Инь и Ян – волнистой и пунктирной стрелочкой соответственно.



– Итак, первая схема: мотивация получения в мире нищеты: от сильных деньги (Ян), от слабых знания, мнения, оценки (Инь).
– Это поток энтропии: огонь вверх, вода вниз!
– Точно!
– Хорошо, а теперь посмотрим, может ли в принципе быть в мире нищеты мотивация отдать, подарить.
– Может, и еще как!
– Прежде всего, это те оценки и мнения, которые люди так щедро любят «дарить» сильным. Как папаша Гека Финна, который ругал правительство [35]: «Правительство, называется! Да вы посмотрите, на что оно похоже, ваше правительство...  Пустое место, вот что это такое! И они называют это правительством! Иди, добейся от такого правительства, чтобы оно твои законные права соблюдало. Меня иногда так и подмывает уехать из этой страны навсегда, бросить ее на произвол судьбы, и все... Говорю: да я за два цента бросил бы вашу поганую страну и больше к ней близко не подошел бы».
– Да, это от папаши Гека поток Инь вниз, к сильным идет, да еще какой! Вот уж тут точно мотивация отдать!
– А в том же мире нищеты такие, как Геков папаша, эти самые два цента, то есть деньги, поток Ян, понесут в лавки и магазины, чтобы отдать их за товары и услуги подешевле, то есть тем, кто послабее. И мотивация отдачи в мире нищеты будет выглядеть примерно так, как на этой схеме.
– При этом в этом потоке Ян благодарности будет минимум, в лучшем случае только деньги.
– И выходит, что потоки мотивации (неважно, мотивации получить или мотивации отдать) в мире нищеты будут всегда потоками энтропии! «Вода вниз, огонь вверх».
– То есть, получается, что дело не в том, какая мотивация: получить или отдать, а в том, поток энтропии она порождает или поток жизни.
– Вот теперь и с потоками жизни разберемся. Итак, рассмотрим мотивации в мире изобилия. Вначале мотивацию получения.
– Это просто! Мотивация получения в мире изобилия: от сильных знания, мнения, навыки (Инь), от слабых благодарность и, возможно, деньги (Ян).
 – От кого же это деньги?
– От покупателей произведенных мной товаров и услуг, а еще моих знаний, умений и навыков, если я их даю в ответ на запрос этих покупателей.
– А почему они слабее меня?
– Потому что у меня эти знания и услуги есть, а у покупателя нет, они ему нужны, у него есть мотивация их получить от меня как от более сильного. Вот по такой схеме.
– Ну, а с мотивацией дарения совсем просто.
– Действительно, просто. Мотивация дарения в мире изобилия: сильным деньги и благодарность (Ян), слабым (покупатели и клиенты) знания, умения, навыки и все, что я с их помощью создаю (Инь).
– У меня есть частное следствие вашей теории! – радуется мама. – Покупать надо только самое лучшее, у самых сильных производителей!
Мы с Сергеем дружно смеемся.
– Согласны! Но тогда уж доведем дело до конца, посмотрим на все возможные следствия из такой картины мира.
– Ну, во-первых, моя мотивация – только у меня в голове. Настоящую мотивацию кроме меня никто знать не может. Точнее, не может знать, что я хочу получить, а что хочу отдать.
– А вот еще одно следствие! Мотивация получить деньги от партнерства в проекте с сильным партнером – это мотивация нищеты, поток энтропии.
– И наоборот. Мотивация получить знания, умения и навыки от партнерства с сильным партнером – это мотивация изобилия, поток жизни. «Вода, текущая вверх».
– А еще можно из такой картины мира дать не просто выводы, а сформулировать базовые определения. Даже самых простых понятий, которые мы еще не определяли. Вот пример: мой Учитель – тот, кто, по моему мнению, в чем-то сильнее меня.
– Верно! И точно так же: мой ученик – тот, кто, по его мнению, в чем-то слабее меня.
– А отсюда вывод: не Учитель выбирает учеников, а ученики Учителя.
– Вот какой вывод еще напрашивается: если я принял на себя ответственность стать Учителем, то я принял на себя ответственность пополнять свой поток Инь, то есть постоянно учиться, иметь своих Учителей.
– Вывод: учить, не имея постоянно в данный момент своего Учителя – безнравственно.
– Но тогда верно и обратное: учиться, не имея мотивации стать Учителем и отдавать Инь будущим ученикам – безнравственно.
– Вот у нас сколько выводов получилось из вдумчивого рассмотрения понятия мотивации, но пока нет ответа на вопрос «Что меня тревожит?»
– Исходя из того, что первопричина и тревог, и радостей – мотивация, получается ответ: «Меня тревожит мотивация». Но этот ответ мало что дает обычным людям.
– Конечно, сама по себе мотивация тревожить не может. А вот изменение мотивации изобилия на мотивацию нищеты – да.
– Но выбор мотивации изобилия или нищеты – это всего лишь выбор парадигмы изобилия или нищеты. Значит, по-настоящему вопрос может звучать только так: «Что меня тревожит в мире изобилия?».
– А разве тревоги могут быть в мире изобилия, при выборе для мотивации потоков жизни?
– Может! Если я начну учиться чему-то у слабых в этом и пользоваться опытом тех, кого не выбирал себе в Учителя. И еще: когда я пожалею свои знания, умения и навыки для тех, кто выбрал меня своим Учителем, но кто мне не нравится почему-то. То есть буду поступать безнравственно.
– А еще к обучению относится и благодарность тоже! И если я не буду благодарен своим Учителям и не буду делиться с ними своим потоком Ян, или не буду почему-то принимать благодарность от своих учеников, то это тоже будет безнравственно.
– И вот какой получается ответ: в мире изобилия меня тревожит только одно: когда процесс обучения (либо моего, либо моих учеников) становится безнравственным.
– А как этих тревог в мире изобилия избежать?
– Очень просто! Постоянно учиться у сильных Учителей и быть постоянно готовым стать Учителем для тех, кто тебя выберет своим Учителем.
И такой ответ мы, конечно, тут же записываем в нашу Ответную тетрадь.


Сорок третий вопрос:

ЧТО МЕНЯ ТРЕВОЖИТ?

Ответ:

В МИРЕ ИЗОБИЛИЯ МЕНЯ ТРЕВОЖИТ ТОЛЬКО ОДНО: КОГДА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ (ЛИБО МОЕГО, ЛИБО МОИХ УЧЕНИКОВ) СТАНОВИТСЯ БЕЗНРАВСТВЕННЫМ.

А как этих тревог в мире изобилия избежать?

ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ У СИЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ И БЫТЬ ПОСТОЯННО ГОТОВЫМ СТАТЬ УЧИТЕЛЕМ ДЛЯ ТЕХ, КТО ТЕБЯ ВЫБЕРЕТ СВОИМ УЧИТЕЛЕМ.

;
Новая игра. Что меня тревожит?
В мире изобилия меня тревожит только одно: когда процесс обучения становится безнравственным.

Ответ на сорок третий вопрос у нас получается не менее парадоксальным, чем он был семь лет назад: «В мире изобилия все тревоги сменяются осознаниями». В мире нищеты тревога – это инструмент запуска цепочки мотивации, а в мире изобилия выходит, что единственная мотивация связана с обучением?
Наша мама, как всегда, за чистоту и ясность любых построений!
– Это что же у нас такое получилось? – говорит мама. – Выходит, в мире изобилия вообще никаких тревог нет, кроме тех, которые связаны с развитием и обучением?
– А что тут удивительного? – отвечает Сергей. – Если все ресурсы и возможности безграничны, а я постоянно наслаждаюсь путешествием, в том числе развитием как новой игрой, то все тревоги сменяются осознаниями, что я рано или поздно воплощу все свои замыслы, расширяя свой круг влияния. И только одно остается в качестве задания подсознанию на ночь: контролировать нравственность моего развития.
– То есть, – добавляю я, – постоянно учиться у сильных Учителей и быть постоянно готовым стать Учителем для тех, кто тебя выберет своим Учителем.
– Да и это уже не тревога, а всего лишь тот самый нравственный закон, о котором говорил Кант в «Критике чистого разума» [10]: «Я никогда не устаю удивляться двум вещам: звездному небу над нами и нравственному закону внутри нас».
– А нравственное кредо Практической философии изобилия: никогда не уставать учиться у сильных и всегда быть достойным стать Учителем для тех, кто выбирает меня Учителем.
– И какая же новая игра может теперь получиться?
– Конечно же, на тему единственной возможной тревоги в мире изобилия! – говорит мама.
– А я снова вспомнил, – отвечаю ей я, – как на подводных кораблях для повышения боеготовности экипажа проводились учебные тревоги. Во время этих тревог в каждом отсеке и на каждом боевом посту был свой боевой наставник, командир своего участка. Свой Учитель. И выигрыш в игре, которой обучал этот Учитель, был: выжить самому в аварийной ситуации, как штатной, так и не штатной, и помочь выжить другим.
Сергей тут же подхватывает:
– А мы можем придумать такую игру, где нужно выжить в мире изобилия и не перейти «в мир иной». Сохранить парадигму изобилия!
– Представим себе, что снова вернулась ситуация, когда мы творили наш первый спектакль. И когда часть наших со-творцов и участников команды «Возвращения Маленького Принца» не остались с нами в проекте дальше. Они, по сути, перешли из мира безграничных творческих возможностей в мир ограниченных.
– Ну почему же ограниченных? Может быть, кто-то продолжал развиваться по своему плану и программе, и продолжал жить в мире изобилия и после завершения премьерных спектаклей?
– Конечно, может быть, и даже наверняка так и было! Но это событие, отказ от участия в спектакле, могло произойти только в состоянии свободы выбора по отношению к нему. А те, кто в проекте остался и вошли в проект «Творческий поток», по отношению к «Возвращению Маленького Принца» выбрали Свободу. Свободу от свободы выбора.
– То есть, говоря обычным человеческим языком, проявили по отношению к спектаклю ответственность.
– А вот интересно, нравственно или безнравственно поступил человек, который принял решение покинуть проект?
– Конечно, нравственно, если он так захотел! Оси ответственности и нравственности независимы друг от друга. Мы ведь с самого начала предложили всем участникам свободу выбора, и поэтому каждый мог покинуть проект без огорчений для других.
– Кроме тебя, Сергей. На тот момент тебе в спектакле замены не было.
– Но я-то как раз и взял на себя ответственность за «живучесть» в моем «отсеке» нашего «корабля»!
– А значит, для тех, кто остался в проекте и предпочел Свободу, ты был настоящим Учителем.
– Вот у нас и получилась игра на тему тревог, – подводит мама итог. – Как только в мире изобилия наступает состояние тревоги, когда просыпаешься ночами, а уснуть не можешь, нужно просто выбрать Свободу!
– Верно! Надо просто тогда осознать, что «аварийная ситуация» состоит в том, что жизнь почему-либо провоцирует меня либо перестать учиться у нее как у сильного Учителя, либо, что еще хуже, быть не готовым стать Учителем для тех, кто меня выбирает!
– А осознав это, обеспечить «живучесть в своем отсеке»: просто выбрать парадигму изобилия! А для того, чтобы не свалиться обратно на начальный уровень мира нищеты, пробежаться по Лестнице Мироздания и один за другим ответить на ее семь вопросов [2]:
1. «Кто творец твоей жизни?».
2. «Что ты будешь менять, когда столкнешься с непреодолимыми трудностями: себя или свою цель?».
3. «Любую ли цель ты можешь достичь в пределах своей жизни?».
4. «Что ты будешь делать, когда на пути к цели устанешь и захочешь остановиться или даже повернуть назад?»
5. «Как выбрать ближайшую цель?».
6. «Как сохранить веру?».
7. «Как на всем пути к любой цели действовать без тревог и беспокойств?».
Для тех читателей, кто уже подзабыл часть 2 книги «Детский Мир. Практическая философия изобилия», напомним, что ответы на вопросы Лестницы Мироздания приведены в ней в сорок седьмой главе «Что нужно, чтобы получить изобилие?»


Определения, аксиомы и выводы.

43-1. Мотивация – это побудительная причина появления и осуществления любого замысла.
43-2. Мотивация Инь, начало воды, включает в себя все составляющие моего или чьего-то опыта: знания, умения, навыки, энергию, мнения, оценки и все то, что я создаю с их помощью.
43-3. Мотивация Ян, начало огня, включает в себя прежде всего благодарность в чистом виде и в любой другой форме: радость, признательность, а также деньги как материальные средства.
43-4. Мой Учитель – тот, кто, по моему мнению, в чем-то сильнее меня.
43-5. Мой ученик – тот, кто, по его мнению, в чем-то слабее меня.
43-6. Тревога – это задание подсознанию на ночь от мотивации, о чем думать и какие подсознанию искать решения поставленной задачи.
43-7. Радость – это задание подсознанию на ночь от мотивации радоваться найденным решениям.
43-8. Тревога не первопричина, а только реакция эго на неопределенность. Радость не первопричина, а только реакция духа на осознание, что событие уже произошло.
43-9. У любого человека есть два уровня мотивации: один (нижний) – в отношениях с тем, что или кто сильнее его, и другой (верхний) – в отношениях с тем, кто или что его слабее.
43-10. Мотивация получения в мире нищеты: от сильных деньги (Ян), от слабых знания, мнения, оценки (Инь). Поток энтропии: огонь вверх, вода вниз.
43-11. Безнравственно учиться чему-то у тех, кто слабее меня в этом, и не обучать тех, кто считает себя слабее меня и выбирает меня своим Учителем.
43-12. Нравственное кредо Практической философии изобилия: никогда не уставать учиться у сильных и всегда быть достойным стать Учителем для тех, кто выбирает меня Учителем.
43-13. Первопричина и тревог, и радостей – мотивация.
43-14. Любая моя мотивация сводится либо к тому, чтобы что-то получить, либо к тому, чтобы что-то отдать.
43-15. В мире нищеты одна из самых сильных мотиваций личности – это тревога. А в мире изобилия мотивация индивидуальности – радость осознания, что замысел уже воплощен или проявлен.
43-16. Мотивация бескорыстного дарения может быть только тогда, когда я не боюсь потерять то, что дарю, – а значит, считаю этот свой ресурс безграничным. И значит, в данный момент нахожусь в мире изобилия.
43-17. В мире нищеты мотивация отдать – это те оценки и мнения, которые люди «дарят» сильным, и те деньги, как правило, без благодарности, за которые они покупают товары и услуги подешевле. «Вода вниз, огонь вверх».
43-18. Мотивация получения в мире изобилия: от сильных знания, мнения, навыки (Инь), от слабых благодарность и, возможно, деньги (Ян) от покупателей произведенных мной товаров и услуг, а еще моих знаний, умений и навыков, если я их даю в ответ на запрос этих покупателей.
43-19. Мотивация дарения в мире изобилия: сильным деньги и благодарность (Ян), слабым (ученикам, покупателям и клиентам) знания, умения, навыки и все, что я с их помощью создаю (Инь).
43-20. Дело не в том, какова мотивация: получить или отдать, а в том, поток энтропии она порождает или поток жизни.
43-21. Покупать надо только самое лучшее, у самых сильных производителей.
43-22. Моя мотивация – только у меня в голове. Никто не может знать, что я хочу получить, а что хочу отдать.
43-23. Мотивация получить деньги от партнерства в проекте с сильным партнером – это мотивация нищеты, поток энтропии.
43-24. Мотивация получить знания, умения и навыки от партнерства с сильным партнером – это мотивация изобилия, поток жизни.
43-25. Не Учитель выбирает учеников, а ученики Учителя.
43-26. Если я принял на себя ответственность стать Учителем, то я принял на себя ответственность пополнять свой поток Инь, то есть постоянно учиться, иметь своих Учителей.
43-27. Учить, не имея постоянно в данный момент своего Учителя – безнравственно.
43-28. Учиться, не имея мотивации стать Учителем и отдавать Инь будущим ученикам – безнравственно.
43-29. В мире изобилия меня тревожит только одно: когда процесс обучения (либо моего, либо моих учеников) становится безнравственным.
43-30. Чтобы навсегда избавиться от тревог в мире изобилия, надо постоянно учиться у сильных Учителей и быть постоянно готовым стать Учителем для тех, кто тебя выберет своим Учителем.
43-31. В мире изобилия только одно остается в качестве задания подсознанию на ночь: контролировать нравственность моего развития.


Рецензии