45 вопрос. Как люди дружат и как они ссорятся?

Перечень наших вопросов уже подходит к концу, а увлекательное приключение познания и творчества, кажется, только начинается!
И на очереди у нас вопрос, который, казалось бы, не имеет прямого отношения к олимпийской программе вообще и к программе «Звездного Олимпа» в частности.
Но этот вопрос не случайно появился еще в самой ранней, первой части книги совсем не в связи с Законами жизни, в частности, с эмпатией. Ведь мы сейчас завершаем построение целостного мировоззрения, а многие иные мировоззрения именно этот вопрос кладут в основу своей неосознанной аксиоматики.
– Самый распространенный лозунг о дружбе людей – девиз Великой французской революции, республики Франция и государства Гаити. Кстати, и один из девизов масонства. «Свобода. Равенство. Братство».
– Точнее, Сергей, «Liberte, Egalite, Fraternite». Но ведь все эти три термина для французской аксиоматики наполнены конкретным содержанием, строго определимы?
– Конечно! Этот республиканский девиз впервые сформулирован в «Декларации прав и обязанностей человека и гражданина» 1795 года [72]. И вот как определяется там понятие «свобода»: «Свобода состоит в возможности делать всё, что не наносит вреда другому».
– Ну, в нашей аксиоматике это определение не свободы, а свободы выбора, хотя и выбора нравственного.
– Согласен! И потому наши мировоззрения уже можно назвать разными. Но гораздо интереснее для нас определение понятия «равенство».
– Действительно. Второе слово девиза означает, что все равны перед законом: «Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям в соответствии с их способностями и без каких-либо иных различий».
– Кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.
– Ну да. Именно равенство, определенное французской Декларацией прав и обязанностей гражданина, и создало основы демократической республики и вообще сегодняшней демократии.
– И тут сразу возникает масса вопросов. Во-первых, что такое добродетели и способности?
– А вот послушаем, что на эту тему думает акунинский Фандорин [73]: «Я, Варвара Андреевна, вообще противник д-демократии… Один человек изначально не равен другому, и тут уж ничего не поделаешь. Демократический принцип ущемляет в правах тех, кто умнее, т-талантливее, работоспособнее, ставит их в зависимость от тупой воли глупых, бездарных и ленивых, п-потому что таковых в обществе всегда больше. Пусть наши с вами соотечественники сначала отучатся от свинства и заслужат право носить звание г-гражданина, а уж тогда можно будет и о парламенте подумать».
– Эраст Петрович, конечно же, умница, но какое отношение к дружбе и ссорам людей может иметь понятие равенство?
– Сейчас увидим. Но вначале закончим с третьим термином: братство. Вот как его понимает Декларация прав человека и гражданина: «Не делай другим того, что не хотел бы получить сам; делай по отношению к другим такие благие поступки, какие хотел бы по отношению к себе».
– При чем же здесь братство? В нашей аксиоматике это вторая составляющая нравственности.
– Вот именно! Получается не только путаница понятий, но и их наложение, избыточность.
– Ну хорошо, а как бы мы определили понятия равенства и братства?
– Сейчас определим. Только прежде определимся с понятием демократии.
– Что на эту тему говорит Википедия? «Демокра;тия – политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В различные исторические эпохи в понятие «демократия» вкладывался различный смысл. По Платону, демократия – это власть завистливых бедняков. Не жаловал демократию и Аристотель. Он рассматривал ее как правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно данного большинства. Это худшая форма правления, так как рано или поздно из-за низкой культуры людей превращается в охлократию, т. е. власть толпы».
– А вот еще: «Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, – это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты».
– А куда нас понесло в политические устройства государств?
– Да потому что любая форма государственного правления, даже анархия – это, как справедливо отметил Фандорин, форма неравенства. При земельной аристократии власть принадлежит имущественной знати, при монархии царствующей династии, а в буржуазной республике, например, французской – денежной аристократии. Даже при меритократии, где власть принадлежит самым достойным, специально воспитываемым членам общества, неравенство лежит в основе государственного устройства.
– Не говоря уже об аристономии по Акунину.
– Вот именно. Но что касается аристономического государства, то наша аксиоматика позволяет легко определить, кто в таком государстве может представлять власть.
– Действительно легко! Это те люди, которые по всем четырем координатам пространства души постоянно находятся в зонах положительных значений! Нравственности, ответственности, развития и духовности!
– И ведь вот что интересно: когда любые два человека находятся в этих зонах, никакие ссоры между ними невозможны!
– Действительно! Можно сказать, что причина любой ссоры или раздора, или даже непонимания между людьми – это всегда несовпадение знаков координат какой-то или каких-то их осей НОРД!
– А тогда легко определить, что такое дружба! Дружба – это постоянное совпадение знаков координат души по всем четырем осям НОРД.
– Интересно, а если эти знаки совпадают не в положительных, а в отрицательных зонах?
– Тогда тоже получается дружба, но уже не как аристономическая категория! Например, если два друга находятся вместе в зоне безнравственности против кого-либо…
– Например, ругают правительство.
– Или, скажем, какого-то общего знакомого. Есть даже такая присказка: «Против кого сегодня дружим?»
– А когда любимое место на работе – курилка, то это тоже место дружбы – безответственной, с отрицательными координатами на оси ответственности.
– Вот как интересно получается! Когда четырнадцать лет назад мы говорили о дружбе, у нас получился замечательный пример: мы все были когда-то частями одного большого куска магнита, который потом разрезали на отдельные части. И два маленьких магнитика отталкиваются друг от друга только потому, что они повернуты друг к другу не теми сторонами. И одному из них просто надо перевернуться!
– Ну да, только теперь нам придется признать, что полярность этих магнитов не одномерная (плюс и минус), а четырехмерная, и перевернуться надо в каждом измерении.
– Перейти в зону совпадающих значений координат. Желательно положительных.
– Круто! Но при чем же здесь все-таки свобода, равенство и братство?
– А мы сейчас ответим на этот вопрос! Начнем со свободы.
– По нашей аксиоматике конкретный человек обретает свободу, когда отказывается от свободы выбора. И в данном случае от свободы выбора каждой из зон координат: с отрицательными или положительными значениями.
– А это ни что иное, как свобода мировоззрения! Можно, как Хранитель, выбрать для себя навсегда зону старого опыта на оси развития, и это тоже будет составляющей мировоззрения.
– Но свобода в мировоззрении Практической философии изобилия – это нравственность, ответственность, развитие, духовность.
– Итак, свобода – это не «возможность делать то, что не наносит вреда другому», а реально – свобода мировоззрения в терминах нашей аксиоматики.
– Или, говоря по-другому, выбор своей зоны координат, своей «среды обитания».
– Теперь о равенстве. В чем равенство и где?
– Наверное, надо говорить о двух разных аспектах равенства. Во-первых, равенство как свобода выбора мировоззрения. Каждый равен в своих правах выбирать для себя любое мировоззрение.
– Верно! До того, как этот выбор сделан, все равны в праве его сделать.
– А вот когда этот выбор сделан и свобода мировоззрения обретена, после этого априори люди в разных координатных зонах не могут быть равны между собой. Равенство ответственного и безответственного, нравственного и безнравственного, разумного и неразумного невозможно.
– А в одном и том же подпространстве координат? Возможно равенство, например, в подпространстве нравственности, безответственности, опыта и эго?
– А в одном и том же подпространстве как раз и возможно братство! Равными там люди все равно стать не смогут, а вот братьями по мировоззрению – да.
– Значит, братство возможно с теми, кто обрел свободу такого же, как и у меня мировоззрения?
– И возможно и, получается, неизбежно. По сути, братство – это то, что объединяет людей в этническом сообществе в терминологии Гумилева, или в одном подпространстве координат души – в нашей терминологии.
– Но тогда получается, что равенство в принципе невозможно за исключением равенства в свободе выбора мировоззрения?
– Почему же? В одном особом координатном подпространстве как раз наоборот: неравенство невозможно.
– И это подпространство аристономии! Нравственность, ответственность, развитие, духовность.
– Точно! И получается, что равенство – это очень крутое состояние, круче братства и круче дружбы.
– Действительно, братство может быть в разных подпространствах, дружба тоже, с той лишь разницей, что дружба – изначальное, природное состояние человека, а братство связано с одинаковым мировоззрением.
– А может быть дружба людей из разных подпространств? Ответственного и безответственного, например?
– Может, конечно, но не долговременной. По каким-то координатам их значения совпадают, и «магнитики» притягиваются, а по какой-то – нет, и рано или поздно случится отторжение, конфликт.
– Ну что же, пора дать ответ на вопрос: «Как люди дружат и как они ссорятся?»
– Ответ прост: люди дружат, когда совпадают знаки их осей координат души!
– А как сделать дружбу постоянной?
– Постоянной дружба может быть только в аристономической зоне души: нравственность, ответственность, развитие, духовность!
И вот пришла, наконец, пора нашей Ответной тетради!



Сорок пятый вопрос:

КАК ЛЮДИ ДРУЖАТ И КАК ОНИ ССОРЯТСЯ?

Ответ:

ЛЮДИ ДРУЖАТ, КОГДА СОВПАДАЮТ ЗНАКИ ИХ ОСЕЙ КООРДИНАТ ДУШИ!

А как сделать дружбу постоянной?

ПОСТОЯННОЙ ДРУЖБА МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО В АРИСТОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ ДУШИ: НРАВСТВЕННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, РАЗВИТИЕ, ДУХОВНОСТЬ!

;
Новая игра. Как люди дружат и как они ссорятся?
Люди дружат, когда совпадают знаки их осей координат души.

– В нашем спектакле «Возвращение Маленького Принца», – начинает Сергей новую игру, – тему дружбы представляют сразу два персонажа: Кошка и Змея. Кошка дружит так, чтобы не утратить своего права гулять сама по себе…
– И для этого всегда сама, по собственной прихоти, бросает своих друзей, уходя от них «как вздумается ей».
– А Змея, наоборот, готова бросить свои интересы, репутацию и даже свободу, чтобы оказать услугу другу.
– Змея готова на даже изгнание и проклятия, если для ее друга будет жизненно важна ее помощь.
– Такие два разных полюса дружбы.
– И вот теперь интересно: а в каких подпространствах души, в каких координатах находятся Кошка и Змея?
– Ну, что касается Кошки, тут все просто. Нравственность по отношению к другим ее не волнует, она считается только со своим удовольствием, а значит, на оси нравственности она – в отрицательной зоне.
– А Змея? Конечно, ее друзьям нравится ее самопожертвование, но ведь сама-то она в результате страдает от одиночества в песках!
– А так ли? Для нее высшее удовольствие – осознание своего подвига самопожертвования для друга.
– Что-то Иуда Искариот из одноименного рассказа Леонида Андреева [74] не очень-то радовался своему поступку, исполнив волю своего Учителя и принеся навеки свое имя в жертву проклятиям. И даже удавился на осине.
– А если бы не удавился, а ходил и гордился своим жертвенным поступком? Тогда бы вся его жертва была бы бессмысленной! Смерть Иуды была, по Андрееву, частью плана Иисуса. Так Иуда ушел в свою пустыню изгнания. И его поступок при такой трактовке был, безусловно, нравственным – и для него, и для Иисуса.
– Хорошо. Что касается ответственности, тут обе героини находятся в одной зоне, Кошка так прямо и говорит: «А подружусь с тобой – мне станет важно за жизнь твою ответственность принять».
– Ну про ответственность Змеи и говорить нечего, тут все ясно.
– А развитие? В каких зонах этой оси они обе находятся?
– Конечно, обе – в зоне опыта! Ни та, ни другая никаких действий, связанных с развитием, совершать не собираются, во всяком случае на протяжении спектакля.
– Кошка так и говорит: «Детей и змей – вообще не понимаю! И лапы я на этом умываю…».
– И не собирается понимать.
– А Змея в свою очередь не собирается понимать Кошку. Так что по оси развития обе находятся в зоне отрицательных значений, в зоне опыта!
– Ну и наконец, ось разума, ось действий индивидуальности.
– Тут все просто. Кошка – личность, и ее личность для нее превыше всего. В том числе превыше какого-то там Поля чистого изобилия, с которым она если и связывается во сне, то наутро эго ее личности результаты этой связи умножает на ноль.
– Кошка, выходит, неразумна и пребывает в зоне бездуховности.
– Но и Змея не нуждается в связи с Полем чистого изобилия, правда, по другой причине. Она говорит Маленькому Принцу еще в его первое посещение Земли: «Я решаю все проблемы». Точнее, не сама Змея, а ее эго. И значит, в Змее тоже главенствует эго личности.
– Выходит, что две разных дружбы – дружба Кошки и дружба Змеи – имеют одинаковые знаки координат: ответственности, опыта и бездуховности, а отличаются друг от друга только по оси нравственности. Безнравственность у Кошки и нравственность у Змеи.
– И уж точно отличаются от дружбы Маленького Принца – аристонома по всем четырем осям!
– А как доказать, что Маленький Принц – аристоном?
– Очень просто! Строчками из его песен-антитез! Вот, пожалуйста:
Нравственность: «Всё, что есть на белом свете – радость для души!»
Ответственность: «Ответственность нести – моя награда!»
Развитие: «В любую новую игру мне нравится играть!»
Действие: «Мне нравится все время что-то делать!»
– А что это значит? Тем, кто хочет подружиться с Маленьким Принцем, надо тоже становиться аристономами!
Вот какая у нас получилась новая игра! Даже сами не могли предположить…


Определения, аксиомы и выводы.

45-1. Дружба – это постоянное совпадение знаков координат души по всем четырем осям нравственности, ответственности, развития и духовности.
45-2. Братство – это то, что объединяет людей в этническом сообществе в терминологии Гумилева, или в одном подпространстве координат души – в терминологии Практической философии изобилия.
45-3. Любая форма государственного правления, даже анархия – это, форма неравенства.
45-4. Каждый равен в своих правах выбирать для себя любое мировоззрение.
45-5. Люди в разных координатных зонах не могут быть равны между собой.
45-6. Мы все были когда-то частями одного большого куска магнита, который потом разрезали на отдельные части. И два маленьких магнитика отталкиваются друг от друга только потому, что они повернуты друг к другу не теми сторонами. Полярность этих магнитов не одномерная (плюс и минус), а четырехмерная, и перевернуться надо в каждом измерении.
45-7. Свобода мировоззрения – это выбор своей зоны координат, своей «среды обитания».
45-8. В аристономическом государстве власть могут представлять только те люди, которые по всем четырем координатам пространства души постоянно находятся в зонах положительных значений: нравственности, ответственности, развития и духовности.
45-9. Когда любые два человека находятся в зонах положительных значений всех четырех осей, никакие ссоры между ними невозможны.
45-10. Причина любой ссоры или раздора, или даже непонимания между людьми – это всегда несовпадение знаков координат какой-то или каких-то их осей нравственности, ответственности, развития и духовности
45-11. В координатном подпространстве аристономии неравенство невозможно.
45-12. Братство может быть в разных подпространствах, дружба тоже, с той лишь разницей, что дружба – изначальное, природное состояние человека, а братство связано с одинаковым мировоззрением.
45-13. Люди дружат, когда совпадают знаки их осей координат души.
45-14. Постоянной дружба может быть только в аристономической зоне души: нравственность, ответственность, развитие, духовность.
45-15. Маленький Принц – аристоном по всем четырем осям.
45-16. Тем, кто хочет подружиться с Маленьким Принцем, надо тоже становиться аристономами.


Рецензии