Сорок восьмой вопрос. В чем смысл жизни?

Сегодня мы всей семьей испытываем общее торжественное чувство. Может быть, впервые в истории на такой важный вопрос мы будем искать ответ не умозрительный, а доказательный, который станет следствием всех предыдущих изысканий и, главное, принятой нами аксиоматики мировоззрения изобилия.
– О смысле жизни надо говорить так, – начинает мама, – чтобы наши ответы были не заумными, а понятными всем и каждому!
– Само собой! – отвечает Сергей. – Уж раз они мне были понятны в семь лет, а потом в четырнадцать, значит, находить такие ответы – в круге нашего влияния.
– Итак, вспомним. Для семилетнего Серёженьки ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» был такой: «В том, чтобы любить, дарить другим то, что у меня есть в изобилии, и радоваться!»
– А ответ на дополнительный вопрос «Почему?» звучал так: «Потому что тогда я буду счастливым!»
– И это было только начало пути, взгляд вверх на пирамиду смыслов.
– В самом деле, хотя мы четырнадцать лет назад про эту пирамиду не говорили, но игра по сорок восьмому вопросу по факту вела нас на ее вершину.
– А в наивысшей точке нашего пути игра в волшебников объединяла всех людей. Вначале один щедрый волшебник делал волшебниками других, и появлялась команда дружных волшебников, а потом эти дружные волшебники превращали в волшебников всех людей, и игра становилась всеобщей.
– А ее участники превращались в играющих волшебников (Homo Ludens).
– Но семилетнему Серёженьке для понимания смысла жизни этой перспективы было вполне достаточно.
– Пирамида смыслов появилась позже, спустя семь лет.
– Плоскость основания этой пирамиды, по нашему тогдашнему предположению, лежала в мире нищеты, и только вершина поднималась к миру изобилия.
– Три вопроса лежали в основании пирамиды и один – в ее вершине.












– От вопроса «как мне получить?» к вопросу «почему у меня нет?» ведет первый этап пути к вершине пирамиды смыслов – и первая часть книги «Детский Мир».
– От вопроса «почему у меня нет?» к вопросу «зачем это мне?» ведет второй этап пути – и вторая часть книги «Детский Мир».
– И, наконец, от вопроса «зачем это мне?» к вопросу «КАК мне отдать?» ведет третий этап пути, который и приводит к вершине пирамиды смыслов.
– И это третья часть книги «Детский Мир».
– Такой у нас был замысел. И пришла пора воплотить его в жизнь.
– И мы тогда же говорили, что замысел этот воплотится только тогда…
– Станет проявленным, по нашей новой терминологии.
– Станет проявленным… Только тогда, когда как минимум один человек пройдет по «Лестнице Мироздания» на вершину Горы, и перед ним встанет вопрос: «Как мне отдать то изобилие, которое я открыл?»
– А этих людей уже не один и даже не трое!
– Верно! Олимп пирамиды смыслов покорили уже сотни людей. И они заслужили получить практически полезный и эмпирический ответ на этот вопрос.
– Уточним теперь ответ на вопрос о смысле жизни семилетней давности. Так «В чем смысл жизни?»
– В том, чтобы мне не нужны были вопросы: как получить? почему? и зачем?, а был нужен только один вопрос: КАК подарить?
– А зачем тебе знать, как дарить?
– Чтобы я был всемогущим творцом в мире изобилия!
– И вот тут мы замечательным образом смыкались с самым первым вопросом книги, замыкали круг.
– «Кто я?»
– Совершенно верно! «Я – Творец!»
– А потом еще и с третьим вопросом: «Кем я буду?»
– «Всемогущим Творцом»!
– Выходит, что промежуточный смысл моей жизни – это осознать, что я всемогущий Творец, подняться для этого на вершину пирамиды смыслов и найти на этой вершине ответ на вопрос «Как подарить людям всемогущество Творцов?»
– Вот это и был ответ семилетней давности. Не «Как мне вернуть смысл жизни?» и не «Почему жизнь утратила смысл?» и уж тем более не «Зачем мне жить на свете?», а просто: знать «как» и дарить свое изобилие!
– Ну что же, теперь пришла пора вернуть все рассуждения в русло сегодняшней аксиоматики.
– И первым делом определить, о смысле чьей жизни мы будем говорить.
– Может быть, жизни конкретного индивидуума, а может быть, жизни вообще как явления?
– Начнем с жизни как явления! И определим вначале ее смысл.
– А вот тут просто необходимо вспомнить замечательную и единственную в своем роде книгу-исследование Дэна Брауна «Происхождение» [75].
– О профессоре Лэнгдоне?
– И о нем, и о его бывшем ученике, ставшем миллиардером и компьютерным гуру и известным своими удивительными открытиями и предсказаниями, Эдмонде Кирше. Кирш созвал на грандиозную встречу в музей Гуггенхайма в Бильбао весь цвет науки, культуры и просвещения, чтобы перевернуть все современные научные представления о мире, дав ответ на два главных вопроса, волнующих человечество на протяжении всей истории: «Откуда мы? Что нас ждет?»
– Но ответов этих дать не успел, потому что был застрелен прямо на трибуне.
– А ответы эти он получил в результате создания суперкомпьютера E-Wave, способного экспериментально воспроизвести условия возникновения жизни в «первичном бульоне» на Земле методами математического моделирования.
– Не просто математического моделирования, а очень мощным искусственным интеллектом. Таким, равным которому еще не было: качественно превосходящим человеческий интеллект по своим ресурсам.
– На самом деле изобретатель пытался ответить на вопрос: возможно ли без внешнего воздействия в природных условиях возникновение белковой жизни? Без вмешательства внешнего разумного или вообще творящего начала?
– И по сюжету книги E-Wave дал отрицательный ответ. Ни первичная ДНК, ни тем более белковая жизнь сами по себе, как показало моделирование, зародиться не могут.
– Но стоило Киршу ввести в модель целеполагание, то есть предположить, что у природы есть некая цель на уровне ее закона, как – о чудо! – в «первичном бульоне» возникли первые цепочки нуклеотидов!
– И что же это был за закон? Что же за универсальная цель есть у природы, по предположению Эдмонда Кирша?
– Рассеяние энергии. Второе начало термодинамики – аксиома мировоззрения природы. Любая система на любом своем уровне, следуя этому всеобщему закону природы, стремится рассеять, диссипировать энергию.
– Но здесь явное противоречие! Как мы знаем, любая живая система поступает наоборот!
– Оказывается, и не только живая! Вот цитата из «Происхождения»: «Торнадо – это способ природы рассеивать концентрированную область высокого давления, превращая ее во вращательную силу, в конечном итоге исчерпывающую себя… Хлопья снега рассеивали солнечную энергию, образуя многогранные структуры, хаотично отражающие свет во всех направлениях… Структура самоорганизуется в усилие, чтобы лучше разогнать энергию. Природа в попытке развить беспорядок создает небольшие очаги порядка. Эти очаги представляют собой структуры, которые усиливают хаос системы, и тем самым увеличивают энтропию».
– Законы физики создали механизмы для разгона энергии. Чтобы эффективно создать хаос, требуется некоторый порядок.
– Дэн Браун так и пишет: «Ядерные бомбы можно считать энтропийными инструментами – небольшими очагами тщательно организованной материи, которые служили для создания хаоса».
– Оказывается, по его мнению, жизнь – в конечном счете чрезвычайно эффективный инструмент рассеяния энергии.
– «Дерево, например, поглощает интенсивную энергию солнца, используя его для роста и, казалось бы, нарушая второе начало термодинамики, но затем излучает инфракрасный свет — гораздо менее сфокусированную форму энергии. Фотосинтез – очень эффективная энтропийная машина. Концентрированная энергия солнца растворяется и ослабевает на дереве, что приводит к общему увеличению энтропии вселенной. В общем, жизнь не только подчиняется законам физики, но эта жизнь и родилась благодаря этим законам».
– И «всю операционную систему космоса можно было бы суммировать с помощью одной команды: распределить энергию! Мы являемся неизбежным результатом энтропии. Жизнь – это то, что вселенная создает и воспроизводит, чтобы рассеять энергию».
– Итак, если согласиться с Дэном Брауном, только законы физики могут создать жизнь. Но в книге Лэнгдон задает простой вопрос: «Если законы физики настолько сильны, что могут создать жизнь… кто создал законы?»
– Допустим, что мы согласимся с автором: смысл жизни как явления вообще и человеческой жизни в частности – распространять энергию, дарить ее пространству. И для этого во вселенной и зародилась жизнь. И жизнь человека в частности.
– Но кто создал такие законы? Кто создал такой замысел вселенной?
– В нашей аксиоматике ответ очевиден: автор этого замысла – Поле чистого изобилия.
– Тогда начнем выстраивать определения и аксиомы для понятий жизни и ее смысла, а заодно и посмотрим, соответствуют ли выводы «Происхождения» нашим выводам.
– Итак, как мы уже определяли, жизнь – это непрерывный процесс, уменьшающий энтропию.
– Однако теперь нам придется внести в это определение важное дополнение. Необходимо разделить два понятия жизни.
– Жизнь в любой системе – это любой процесс, уменьшающий энтропию этой системы.
– А жизнь как явление природы – это процесс, способствующий более эффективному рассеянию энергии и, как следствие, энтропии во вселенной.
– А так это или не так?
– Поищем ответ в нашей мировоззренческой системе!
– Итак, допустим, что такое определение жизни как явления природы верно. Что отсюда следует?
– Отсюда следует, что Поле чистого изобилия имеет одним из своих основных замыслов замысел рассеивать энергию, дарить ее пространству. Но в таком случае ресурсы этой энергии в любом ограниченном пространстве или объекте должны непрерывно уменьшаться.
– Если этот объект обладает неограниченными запасами энергии, то от распространения этой энергии ее не будет становиться меньше.
– А если ограниченными, то это прямо противоречит нашей парадигме изобилия: «все ресурсы и возможности безграничны».
– Значит, с гипотезой Дэна Брауна мы можем согласиться только в случае не уменьшения общих ресурсов неограниченной энергии в пространстве.
– Но тогда пропадает всякий смысл замысла Поля чистого изобилия: зачем ему закон рассеивания энергии, если ее все равно бесконечно много?
– Вывод получается очень простой: второе начало термодинамики не может быть замыслом Поля чистого изобилия, а жизнь не может быть инструментом природы для увеличения энтропии!
– И получается, что основная гипотеза Брауна о происхождении жизни во вселенной неверна!
– Точнее, она неверна в рамках нашей аксиоматики. Но может быть верна, когда мы для Поля чистого изобилия установим другой замысел, не рассеяние энергии!
– Главный замысел Поля чистого изобилия мы уже установили: проявлять непроявленное.
– И как же этот замысел может быть связан со смыслом жизни как явления?
– Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что непроявленные события, явления и объекты, не говоря уже об открытиях и творениях, из поля чистой потенциальности могут стать проявленными только через посредство человека, более того, его индивидуальности.
– И выходит, что жизнь как явление имела смыслом появление человечества!
– А первичный замысел, творящий импульс, задание природе от Поля чистого изобилия – проявлять непроявленное! А вовсе не рассеивать энергию.
– Интересно, если бы гипотетический Эдмонд Кирш дал другое задание E-Wave в качестве начального импульса зарождения жизни: проявление непроявленного, получился бы у Дэна Брауна в итоге тот же результат или нет?
– В любом случае, получившийся результат был бы гораздо более жизнеутверждающим, чем в «Происхождении».
– Тогда в нашем мировоззрении мы можем уверенно утверждать, что жизнь как явление природы – это процесс, способствующий проявлению непроявленного, а смысл жизни как явления – проявлять непроявленное.
– Да, это сильно! А теперь посмотрим, что можно сказать о смысле жизни индивидуальности.
– Сразу можно уверенно сказать, что ни одна из точек пирамиды смыслов не может считаться смыслом жизни любой индивидуальности за исключением верхней точки: «Как подарить людям всемогущество Творцов?»
– Причем путь к этой верхней точке неизбежно проходит через три точки основания пирамиды смыслов. И смысл ответов на три вопроса «рёбер» этой пирамиды теперь будет другим.
– Первый вопрос: «Почему я не могу проявлять непроявленное, то, чего раньше не было?»
– Второй вопрос: «Зачем мне проявлять непроявленное?»
– И третий вопрос: «Как подарить людям возможности проявлять непроявленное?»
– Вот, собственно, последний вопрос и есть ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» «Делиться с людьми как с индивидуальностями возможностями проявлять непроявленное»!
– А как это делать?
– Любое проявление непроявленного – это творчество. И масштаб этого творчества может быть самым разным.
– А любое ремесло, проявление того, что уже было проявлено, в жизни смысла не имеет, увы!
– Но, чтобы знать, что мое творчество проявляет именно непроявленное, то, что ценно для Поля чистого изобилия и наполнено для него смыслом, надо быть с ним на связи.
– А значит, для того, чтобы моя жизнь имела смысл, мне постоянно необходим разум!
– Что же получается? Чтобы обрести высший смысл жизни, надо, во-первых, самому быть Творцом, то есть заниматься творчеством, а во-вторых, делиться с людьми как с индивидуальностями возможностями проявлять непроявленное, а делать это можно только пребывая в состоянии разумности!
– И значит, творчество – это и фактор разума, и носитель смысла разумной жизни!
И ответ на сорок восьмой вопрос у нас получился неожиданно развернутым:


Сорок восьмой вопрос:

В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?

Ответ:

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ЯВЛЕНИЯ – ПРОЯВЛЯТЬ НЕПРОЯВЛЕННОЕ.
СМЫСЛ ЖИЗНИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ – ТВОРИТЬ И ДЕЛИТЬСЯ С ДРУГИМИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЯМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРОЯВЛЯТЬ НЕПРОЯВЛЕННОЕ.

А как это делать?

ПОСТОЯННО ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ И ПРЕБЫВАТЬ В СОСТОЯНИИ РАЗУМНОСТИ.

;
Новая игра. В чем смысл жизни?
Смысл жизни индивидуальности – творить и делиться с другими индивидуальностями возможностями проявлять непроявленное.

Ответ на сорок восьмой вопрос о смысле жизни как явления прозвучал в наших рассуждениях впервые за четырнадцать лет.
– А можем ли мы быть не правы? – вдруг задумчиво говорит Сергей.
– Не правы в каком смысле?
– В том смысле, что главный замысел Поля чистого изобилия – проявлять непроявленное, а не рассеивать энергию или что-либо еще.
– А наше мировоззрение строится не на угадайке и не на лотерее. Мы просто решили, что главный, а может быть, и единственный замысел Поля чистого изобилия – проявлять непроявленное. Приняли это решение как аксиому и положили его в основу нашего мировоззрения. Но в гипотетическом мировоззрении Эдмонда Кирша и его экспериментальном подтверждении это не так.
– Ну, во всяком случае, наше решение о главном замысле Поля чистого изобилия проявлять непроявленное свободно допускает всеобщий закон энтропии, а вот замысел рассеивания энергии как первопричина и как главный замысел Поля чистого изобилия мира изобилия не допускает, а наоборот, отрицает и его и саму жизнь.
– Хотя жизнь существует и развивается, и это эмпирический факт.
– Профессор Лэнгдон ввел очень хороший критерий первичности и вторичности замыслов. Он разделил все явления мира на коды и закономерности. Вот что он говорил:
«Коды, по определению, должны нести информацию. Они должны не просто формировать закономерности — коды должны передавать данные и передавать смысл. Примеры кодов включают в себя письменный язык, музыкальные записи, математические уравнения, компьютерный язык и даже простые символы, такие как распятие. Все эти примеры могут передавать смысл или информацию таким образом, как не могут расположенные по спирали семена в цветке подсолнуха…
Коды в живой природе не встречаются. Нотная грамота не растет на ветвях деревьев, а символы не вырисовываются на песке сами. Коды – намеренное порождение развитого сознания. За кодами всегда кроется намерение или умысел. Коды не возникают естественным путем; их нужно кому- то создать.
Я с детского возраста интуитивно ощущал, что за вселенной стоит сознание. Когда в математике я нахожу точность, в физике – надежность, а в космосе – симметрию, у меня нет ощущения, что я имею дело с хладнокровной наукой; у меня возникает чувство, что я вижу след чего-то живого… призрак какой-то большей силы, которая просто вне нашей досягаемости».
– О чем говорит профессор Лэнгдон? О высшем смысле познания. Если мы научимся различать коды и закономерности, то закономерности, как и раньше, будут предметом изучения традиционной науки. А вот коды…
– Ты хочешь сказать, что коды вообще непознаваемы?
– Я хочу сказать, что коды познаются другими методами, методами другой науки. Код высшего замысла Поля чистого изобилия вычислить невозможно, но можно определить этот код в пространстве определенного мировоззрения.
– Которое сформировано системой принятых без доказательств определений и аксиом?
– Именно так! Когда Эйнштейн высказал свою знаменитую максиму [58] «Самое непостижимое в этом мире то, что он постижим», он лукаво не договорил ее вторую половину: «в пространстве определенного мировоззрения».
– Верно или неверно мы определили высший замысел Поля чистого изобилия проявлять непроявленное, да заодно и само Поле, это такой же бессодержательный вопрос, как вопрос о том, верно или неверно мы определили главную парадигму нашего мировоззрения «Все ресурсы и возможности безграничны». Мы так решили, а дальше действует наука.
– Ты хочешь сказать, что наши решения, определения и аксиомы – это коды, а наши выводы и теоремы – это закономерности?
– Совершенно верно! И любой спор о правоте с теми, кто придерживается другого мировоззрения, бесполезен. Правы и те, и другие. Вот еще один пример на эту тему из «Происхождения»:
«– Верно или нет? – спросил Лэнгдон.
Амбра озадаченно посмотрела на его каракули – простое уравнение с римскими цифрами.
I + XI = X
– Один плюс одиннадцать – десять? Неверно.
– А ты понимаешь, что это может оказаться правдой?
– Нет, твое утверждение несомненно ложное.
Лэнгдон осторожно взял ее за руку и направил туда, где стоял он. Теперь она увидела равенство со стороны Лэнгдона.
Уравнение было перевернуто.
X = IX + I
– Десять равно девять плюс один, – сказал Лэнгдон с улыбкой. – Иногда нужно лишь поменять свою точку зрения, чтобы увидеть чью-то правду».
Смысл не в том, что кто-то из нас прав. Смысл любой игры в том, какую точку зрения занимает каждый из играющих.


Определения, аксиомы и выводы.

48-1. Жизнь как явление природы – это процесс, способствующий проявлению непроявленного.
48-2. Жизнь в любой системе – это любой процесс, уменьшающий энтропию этой системы.
48-3. Коды – намеренное порождение развитого сознания.
48-4. Смысл жизни как явления – проявлять непроявленное.
48-5. Первичный замысел, творящий импульс, задание природе от Поля чистого изобилия – проявлять непроявленное.
48-6. Промежуточный смысл моей жизни – осознать, что я всемогущий Творец, подняться для этого на вершину пирамиды смыслов и найти на этой вершине ответ на вопрос «Как подарить людям всемогущество Творцов?»
48-7. Второе начало термодинамики – аксиома мировоззрения природы.
48-8. Чтобы эффективно создать хаос, требуется некоторый порядок.
48-9. Второе начало термодинамики не может быть замыслом Поля чистого изобилия, а жизнь не может быть инструментом природы для увеличения энтропии.
48-10. Непроявленные события, явления и объекты, не говоря уже об открытиях и творениях, из поля чистой потенциальности могут стать проявленными только через посредство индивидуальности человека.
48-11. Жизнь как явление имела смыслом появление человечества.
48-12. Смысл ответов на три вопроса пирамиды смыслов:
– «Почему я не могу проявлять непроявленное?»
– «Зачем мне проявлять непроявленное?»
– «Как подарить людям возможности проявлять непроявленное?»
48-13. Смысл жизни индивидуальности – творить и делиться с другими индивидуальностями возможностями проявлять непроявленное.
48-14. Чтобы наполнить жизнь смыслом, надо постоянно заниматься творчеством и пребывать в состоянии разумности.
48-15. Закономерности – это предмет изучения традиционной науки. А коды познаются методами другой науки.
48-16. Код высшего замысла Поля чистого изобилия вычислить невозможно, но можно определить этот код в пространстве определенного мировоззрения.
48-17. «Самое непостижимое в этом мире то, что он постижим»… в пространстве определенного мировоззрения.
48-18. Наши решения, определения и аксиомы – это коды, а наши выводы и теоремы – это закономерности.
48-19. Смысл не в том, что кто-то из нас прав. Смысл любой игры в том, какую точку зрения занимает каждый из играющих.


Рецензии