Собирай скорей рюкзак

Творчество – один из лучших способов самовыражения. Оно охватывает различные виды искусства: одни пишут картины, другие сочиняют музыку, третьи создают книги.
Я выбрал книги давно, хотя точнее это будет назвать тетрадками. Маленькие истории или рассказы подлиннее – практически все остается на бумаге, на листочке в линеечку. Наверное, печатать все же лучше: быстрее, вероятность пустить в массы выше, а возможность издания попросту имеется. Но я остаюсь в рамках этого «школьного» занятия, покупая тетрадки в линейку снова и снова.
Собственно, все началось со школьной скамьи, а если быть еще точнее, то с зависти. Брат начал писать стихи в моем шестом классе, друг начал писать рассказы про рыцарей в седьмом… Меня это зацепило, и я пытался им подражать. Стихи не шли вовсе, но что-то про рыцарей и про космических бандитов с ничтожной лексикой на бумаге вышло. В восьмом классе появился этот первый стихи из зависти брату и на фоне душевного порыва. Одиннадцатый класс стал апогеем – в свет вышел роман: подготовка к ЕГЭ, 10 дней, 70 страниц в линейку – все как нельзя лучше.  Правда, по моей вине его потеряли, но это уже другая история.
А дальше все пошло-поехало. Этот процесс уже нельзя было остановить. Поэтому можно присаживаться поудобнее и читать очередной небольшой рассказ.

Кто из нас не любит лето?! Можно найти тысячу и одну причину, почему лето можно любить. Начиная каникулами, купанием и жаркой погодой и заканчивая ягодами белой земляники на даче. У кого-то лето является любимым временем года, и я понимаю таких людей. Что же лето значит лично для меня? На самом деле оно значит очень много. И среди прочего выделяются походы.
Как вообще можно не любить походы? Кто-то ссылается на стоптанные ноги, кто-то – на обилие комаров, кто-то – на отсутствие электропитания, удобной кровати и санитарных норм. Туристов не смущает ни одна из этих причин и подобных напастей, и при первой же возможности они готовы сорваться. Сорваться на Байкал или Кавказ, да еще и с кругом единомышленников. Святое дело.
Любой поход начинается с планирования. Время, место, финансы, инвентарь – все должно быть расписано до мелочей (или почти до мелочей). Задержка поезда, потеря канов, беспрерывный ливень – в теории стоит рассмотреть целый список возможных рисков. Я этим никогда не занимался, поэтому о дотошности такого анализа ничего толком не знаю.
После окончания этого самого трудного и важного шага будущая команда начинает свою подготовку. Это может быть пять человек, десять, сорок – все зависит от условий похода, цифра всегда меняется. Все туристы получают необходимый инвентарь (т.н. КЛМН, спальник, пенка, …), а потом до кучи им накладывают гитары, топоры, палаты и прочее необходимое барахло.
Теперь рюкзаки собраны (с этим столитровым зверем за плечами тебе придется тащиться не один день), туристы по нескольку раз проверяют инвентарь и готовятся к отправлению. Зачастую и сама подготовка инвентаря занимает не один день, поэтому накануне дня выезда туристы уже готовы к походу, хотя бы и в голове.
В рюкзаки попадают последние продукты, и туристы отправляются в путь, но до места начала непосредственно туристического маршрута еще предстоит добраться. И это заслуживает отдельного упоминания.
Обычно туристы выбирают поезд или самолет. Добраться до того же Байкала на Boing—737 – удовольствие быстрое, но далеко не дешевое. Если поход водный с каяками и тому подобным, то особо не полетаешь – тут кроме поезда ни на что рассчитывать не приходится. Пара дней в кругу друзей пролетит незаметно, и после тысячи сменившихся за окном картинок ты выйдешь на своей станции со всеми этими катамаранами, каяками и веслами.
Если ехать недалеко (на выходных вряд ли успеешь покорить Россию за тысячу километров), нередко туристы прибегают к электричкам. Это случает еще чаще, в течение всего года – туристов слишком заманивают леса, пещеры и реки. Тогда эта мини-версия поезда везет тебя вглубь области, и ты на радостях готов посвятить субботу и воскресенье очередному походу с маленькой буквы.
Последним в этом списке значится автобус (не всюду же можно добраться на электричке). И вот в наваленной доверху «буханке» людьми, веревками и рюкзаками предстоит добраться до отправной точки, и дальше начать покорять местные красоты.

Вот туристы благополучно добрались до своего начала. Теперь можно забыть про инфраструктуры, про супермаркеты и условия класса «люкс». Теперь у тебя есть две ноги (в случае водников сюда добавятся катамараны и каяки) и намеченный маршрут. Действуй, отправляйся куда-то далеко от цивилизации навстречу потаенным красотам нашего мира.
Путешествие началось. Вы углубляетесь все дальше в лес, все выше в горы, в ближе к речке. Скоро шум шоссе, железнодорожного полотна и городской суеты стихнет, стихнут на сутки или несколько недель, а навстречу ему появятся журчание воды, пение птиц зазывание ветра и покалывания раскалившихся поленьев.
Не стоит ждать «Вау!» в первые часы пути – первые пейзажи не всегда вдохновляют – настоящая первозданная красота спрятана, и до нее надо добраться, что нередко занимает пару дней. Многие готовы проделать нелегкий путь до умопомрачительных видов, но кто-то идет совсем не за ними – костры, гитара и пороги для них намного важнее…
Туристы идут ровным строем до своего первого привала или ночлега и осматриваются по сторонам. Теплая июльская погода всем приходится по душе, и это природа ей вторит: зеленый лес со статными соснами и березами, попадающиеся красные и черные ягоды, приятный уху свист птиц… Нередко становится жарко, и туристы снимают верхнюю одежду, чтобы избавиться от испарины и глубже вдохнуть свежий воздух, невзирая на комаров и возможность солнечного ожога.
В действительности не все походы связаны с лесом – зимой туристу в снегу с голыми деревьями делать нечего, поэтому холодные месяцы часто ассоциируются с пещерами.  Это такой же поход со спальниками, костром и гитарой – просто со своими изысками в виде спелео-инвентаря, фонариков и термобелья. Не лето всегда остается за речкой (которая зимой к тому же покрыта льдом), за лесом и горами.

Пройдя пять-десять километров от начала пути, туристы останавливаются разбить лагерь. Сегодня они останутся здесь ночевать, а уже завтра вновь продолжат свой путь. Сначала, распределив обязанности, все трудятся над постановкой лагеря: одни ищут дрова и разводят костер, другие машинально ставят палатки, кто-то натягивает тент или идет к речке за водой.
Надо успеть сделать все до темноты, чтобы лишний раз не ломать глаза и не тратить батарейки на фонарике. Сегодня вроде бы успели расставить палатки и развести костер до заката, так что теперь можно отдохнуть после первого дня пусти. Хотя кто-то все же продолжает заниматься общественно полезными делами в виде заготовления дров и приготовления пищи.
Кто-то захочет нырнуть вечером в теплые речку, кто-то начнет говорить о сегодняшнем или завтрашнем дне, кто-то будет с прикованным на занявшееся огнем полено взглядом сидеть на самодельной скамье из длинного бревна. Солнце в это время постепенно начинает закатываться, , небо начинает плавиться, и туристы отвлекаются от своих занятий и любуются закатом.
Солнце все заходит, в лесу начинает смеркаться, и туристы один за одни усаживаются вокруг костра. Буквально через пару минут как с гречкой и тушенкой снимают с огня, из рюкзаков начинают доставаться тарелки. Теперь весь оставшийся вечер туристы будут сидеть возле единственного источника света, есть туристическую пищу и травить свои байки.
Гречка с тушенкой, бутерброды с плавленым сыром и жирным кусками колбасы – вкусным и сытным ужином посиделки у костра только начинаются. Через какое-то время стук ложе и жующих ртов утихнет, и туристы примутся за самое любимое дело, гитару.
В самом деле, какой поход без гитары?! Это чуть ли не первое, что приходит в голову при слове «поход». Поэтому и сегодня вечером будут звучать звуки струн, голоса туристов да аккомпанирующий им трескающий огонь.
У всех туристов свой ассортимент любимых песен. Многие любят Цоя, «Башкирию», Сплинов, «Батарейку», ДДТ и т.д. Нередко можно услышать «Деда Максима», «Наше лето» или «Гореть». Кто-то придумывает и свои песня, а потом они становятся неотъемлемой часть вечернего репертуара.
Мне же лично больше всего запомнилось «Семихолмие» Эту мало кому известную песню в нашей группе (она состоит из лицеистов прошлых, настоящих и будущих) скорее всего каждый знает наизусть, а любой владеющий гитарой без труда возьмет знакомые аккорды.
И затянут туристы: «О-о-о, мое семихолмие! А-а-а, мне бы безмолвия!» И разлетаются песня единым словом, единым ураганом по всему лесом. Туристы вкладывают в песню душу, хоть и чувствуют себя при этом умиротворенно.
Только представьте себе этот момент! Лес, ночь, на небе сверкают мириады звезд (в Москве и других промышленных городах такого в принципе не бывает), тихо течет река, и где-то виднеется слабенький огонек. Оттуда доносятся какие-то голоса, но если прислушаться, - это льется музыка гитары, и ей вторят люди. И уютно туристам сидеть так до часу ночи, напевая одну песню за другой.
Нередко на костре готовят глинтвейн, который потом пойдет по кругу. Песни всегда перемежаются с какой-то интересной историей, а глинтвейн идет по кругу. Кто-то пропустит свою очередь – ему и так хорошо.
Наверное, эти вечера являются лучшим временем в походе. Ты расслабляешься, забываешь обо всех проблемах, находишь единение с природой. Рядом с тобой твои новые или старые, проверенные временем, друзья, и вы вместе напеваете задушевную песню или слушаете невероятную историю. И ничто не может испортить это счастье! Абсолютно ничего!...
Лишь время расставляет все на свои места. Сидеть бы так возле огня целую вечность и затягивать «Коня», но утром надо двигаться дальше. И вот начинают туристу потихоньку расходиться по палаткам, довольные и счастливые.
Скоро у костра никого не останется и сам костер начнет тлеть. Над лесом воцарятся полный мрак и абсолютное молчание. Проснутся туристы только утром, отдохнувшие и готовые к дальнейшему пути.
 
Утром снова разведут костер, постепенно проснется весь лагерь и новый день окончательно вступит в силу. После сладкой каши и крепкого чая туристы начнут постепенно готовиться к дальнейшему пути. Кто-то начнет накачивать катамараны, кто-то снимет тент или натянутый слэклайн, от палаток вскоре не останется следа – буквально через час-другой поляна опустеет.
Дальше туристы разделятся на два отряда. Одни, поопытнее и посмелее, нагрузят свои катамараны двойки или четверки и поплывут по течению. Другие, оставшиеся, продолжат свой путь пешком, поэтому всегда буду приходить на контрольные точки позже водников.
На воде, конечно, быстрее и, субъективно, интереснее, но всегда надо держать ухо востро. От членов экипажа, будь то двойка или четверка, требуется сосредоточенность и хорошая командная работа, чтобы не дай бог не перевернуться. Большую опасность представляют пороги, каменистый или скалистый участок в русле реки, на котором можно легко налететь на камень или сесть на мель на большой скорости.
Некоторые, относительно слабые пороги, отважная команда проходит с блеском, но на других смельчаки решают все же не рисковать. Тогда катамаран переносят ниже по течению, и водники продолжают свою путь.
Сложные пороги облюбовали каякеры – это их излюбленное развлечение на стоянке в походах. Пройти порог третьей категории – какой любитель откажется от такой возможности? И они готовы проводить часы, преодолевая один и тот же порог, повышая тем самым свое мастерство и по-настоящему кайфуя.
В походе всегда есть новички, и кто-то из них обязательно попробует свои силы на воде. Первый пройденный порог – это своего рода посвящение для всех каякеров без исключения. И вот ряд безбашенных ребят пополняется еще парочкой человек.
Тем временем пешая группа продолжает свой путь через лес, то приближаясь к речке, то удаляясь от нее. Идти приходится долго, зато нет никакой опасности на воде. Иной сезон тебя закусают комары, в другой от них не видно и следа и можно напрочь забыть про репеллент (если не учитывать клещей). И вот идут туристы по чистому и свежему лесу, дышат свежим воздухом, наслаждаются видами вокруг, переговариваются между собой, и тоже кайфуют, как и водники.
Скоро обе группы сомкнутся на перекус, сделают небольшой отдых. Руководитель скорректирует план действий, даст ценные указания по будущему размещению лагеря на ночлег. Через какое-то время все снова тронутся в путь, с сытыми желудками, отдохнувшими ногами и просохшими катамаранами…
На место ночлега пешая группа опять придет позже и увидит наполовину готовый лагерь. Они быстро втянутся в работу, а потом вечер у костра повторится. Сегодня на ужин уже макароны с тушенкой, но звезды и песни останутся на своем месте. И вечерняя история повторится.

В особенно живописном или благоприятном месте туристы могут провести не один день. Это может быть массивный лес с видом на горы, подходящее место для посвящения каякеров или что-нибудь еще. Тогда не надо никуда спешить, только расслабляйся и радуйся жизни, позабыв про время.
Кто-то весь день проведет в юбке и успеет кильнуться не один десяток раз, кто-то будет прыгать в воду с уступа и снимать прыжок на экшн-камеру, кто-то постарается стать мастером равновесия на слэклайне. Найдутся любители веревок, которые натянут бабочку и троллей для всех желающих. Кто-то захочет провести день за чтением книги, созерцая время от времени окружающую красоту. В общем, каждый находит себе развлечение по вкусу.
Каждый поход всегда запоминается чем-то необычным и неординарным. Где-то приходится, например, совершать заброску на вертолете, в другой раз в лагерь забредет маленький медвежонок и съест чью-то кашу. Его так и заснимут с кусочками каши на мордашке. В некоторые походы туристы берут с собой арбузы и их меню становится еще более привлекательнее… Так и проходят походы.

Так и проходят походы. В зависимости от места, длительности и прочих условий вы встречаете одно, второе или третье. Когда-то вам приходится натягивать веревку над рекой, чтобы спустить катамараны с рюкзаками В другой раз приходится переходить речку вброд по колено в воде. Иногда случается сутками не вылезать из-под дождевика. Можно нахватать клещей, а потом снимать их, перевернуться на катамаране с вещами, сломать гитару, уронить тент или опрокинуть ужин в костер.
Турист готов ко всем подобным поворотам судьбы. С каждым походом он становится все увереннее, все опытнее и мастеровитее. Любовь к походам только крепчает, а лето становится долгожданным, лишь бы только выбраться на природу с палаткой.
Два дня, неделя, месяц – походы могут быть разными. Саяны, Старицы, Тумча, Бельково – мест уйма. Катамаран, альп-снаряжение, пешка – вариант можно выбирать. Но несколько вещей остаются неизменными.
Во-первых, природа. Неизведанные и не облагороженные территории, сводящие с ума – туристы знают об этом не понаслышке.
Во-вторых, атмосфера. Пройти весь долгий путь среди друзей, попеть песни у костра, пройти с другом весь поход на двойке. Здесь царствуют мир, порядок, счастье.
В-третьих, неожиданные повороты судьбы. Волки ночью, найденная советская вилка, нерастаявший лед в майском походе – что-то из этого обязательно случится.
Итого всего становятся впечатления от похода. Во время всего пути и немного погодя на душе будет радость, ты будешь чувствовать себя счастливым. Впрочем, это и есть счастье.

Я связал свою жизнь с походами меньше, чем многие наши лицеисты. У меня нет такого опыта вязания булиня для переправки катамарана, мне никогда не нравилось разводить костер на время, лицейская юбка от каяка не знает о моем существовании.
Я не был на Тумче, Байкале, в Лисичке, - все ограничивалось непродолжительными выходами на школы безопасности да выпускными походами (вторыми и походами назвать по-настоящему нельзя). Поэтому о настоящих длительным и умопомрачительной красоты походах я знаю только по рассказам, видео и фотографиям. Поэтому и рассказ может показаться немного бедным.
В любом случае я попытался рассказать о походах, проецируя их во многом на наш лицейский турклуб «Килятор», попытался заинтересовать в них (в походах).
Думаю, скоро я все-таки отправлюсь в свой первый настоящий поход с большой буквы. Вам же остается самим решить для себя, стоит ли оно того. Мне кажется, что стоит! 


Рецензии