Тропа поиска. 55. Мгновения. Диалоги с Бабочкой

 55

 Она приехала достаточно скоро, с учетом московских пробок. Успокоиться по дороге ей не удалось. Пережитое дома было настолько сильным, что не отпускало ее и сейчас. В очередной раз она подумала о бабушке. Какое это счастье, что они с дедом вернулись в Москву. Прошло не так много времени с ее собственного переезда из дома, но она уже понимала, насколько глупыми были ее мечты жить совершенно самостоятельно в большом городе. Возможно она будет к этому готова, но не сейчас. Это было очевидно.

 На кухне закипел чайник, они устроились за большим круглым столом вдвоем, дед еще не вернулся домой. Он полюбил работать в библиотеке.
- Бабуля, я совершенно не понимаю, что происходило со мной, - голос ее дрожал.
- Ты же знаешь, что лучше начинать в таких случаях с самого начала.
- Мы, наконец, встретились с Тори. Вначале все было хорошо, мы поужинали в кафе, потом пошли гулять. Потом чуть не поссорились. Потом помирились, он проводил меня домой. Он же, как и я – подрабатывает. Я села на кухне, налив себе чай.
- Подожди. Насколько я понимаю – мы будем говорить не о нем и не о вашей ссоре. Верно?
- Верно, это я тебе потом расскажу. Слушай дальше. Я собиралась обдумать итоги нашей встречи, но совершенно не могла на этом сосредоточиться. Меня затягивали, я это почувствовала, совсем другие темы. Я пыталась сопротивляться, но все было напрасно. Постепенно меня понесло в потоке, мысли меняли друг друга, я еле удерживала смысловую нить. Тебе приходилось такое переживать?
- Да, милая, мне это знакомо. Чаще всего у меня такое состояние возникает перед сном, день заполнен разными впечатлениями, возможно, я не замечаю этого.
- Скажи, как же такое может происходить? Я хочу думать об одном, а думаю совершенно о другом. Кто-то думает через меня? Как к компу, если кто-то подсоединится, то он тормозит. Вот и моим намерениям был поставлен тормоз. Кем?

- Давай сразу договоримся. Ты ставишь вопросы, это замечательно. Ответы на них ты будешь искать сама. Они не будут, прости, такими примитивными, как я только что услышала. Тебе многое предстоит понять. Сознание, мышление, участие человека во всем этом – интереснейшие темы. Пойми одно – повода для беспокойства нет. Ты была выведена из обычного состояния тем, что произошло между вами, тобой и Тори. Этого оказалось достаточно. Ты переключилась к более важным вопросам. Вполне возможно, они связаны с тем, о чем ты хотела поразмышлять, но пока ты этой связи не видишь. Может быть и так.
- Ты так думаешь? Но скажи хоть чуточку, - в ее голосе появились детские нотки, так она просила почитать еще перед сном.
- Процесс мышления не есть интимный процесс, ты скоро это поймешь. Есть разные уровни реальности, разные планы ее реализации. Человек в этом участвует, чаще всего не осознавая.
- Так меня кто-то использует втемную?
- Ну что ты такое говоришь. Приучай  себя не давать скоропалительных ответов, лучше такие вопросы оставлять на созревание. Ты не раз к ним будешь возвращаться.  Сейчас давай оставим эту тему, ты совершенно не готова ее обсуждать. Что же было дальше? Было? – она еле сдерживала улыбку, боясь обидеть внучку.

- Тематика потока полностью меня захватила. В чем разница восприятия человеком живописной картины, что стало для меня, неожиданным, и иконы. Тебе интересно это?
- Да, Цесси, пожалуйста, продолжай, - она смотрела на внучку и думала о том, что она становится взрослой, ей придется решать много сложных задач.
- Мы с тобой не раз любовались картиной Рафаэля. Нам же она нравилась, помнишь?
- Сикстинская  Мадонна, конечно.
- Понимаешь, с ней все было почти обычно, я ей залюбовалась, но появилось легкое беспокойство, причину которого я в тот момент не поняла. Неожиданно возникла она, твоя любимая икона. Скажу честно, раньше я мало на нее обращала внимания, просто знала, что ты ее очень любишь. Мы с тобой никогда не говорили о иконописи, почему?
- В тебе еще не выросла готовность к такому разговору. Восприятие иконы – это очень интимный процесс, об этом не говорят, это проживают.
- Похоже, я прожила это сегодня. Буля, я увидела разницу. У Рафаэля это внешнее проявление, событие, момент передачи людям своего ребенка.  Увидев икону, я неожиданно заплакала. Она же всегда знала, что младенец – Бог. Она держала его на руках и всегда знала – он ей не принадлежит, понимаешь меня?
- Конечно, Цесси. Мадонна прекрасна. Искусствоведы любят трактовать это именно так - она отдает людям своего сына. Можно ли отдать то, что ей никогда не принадлежало? Икона глубже передает то, что происходило в душе Богородицы, отсюда твои слезы. Ты прикоснулась к ее боли. Ее подвиг раскрыт значительно глубже. Ты многое поймешь позже. Она приняла и выносила Бога в себе. Ты, верно, почувствовала разницу. Но картина Рафаэля навсегда останется шедевром живописи, это бесспорно.

 Цесси обхватила голову руками и сдавленным голосом произнесла:
-Я так плоско говорю о том, что пережила. Я не все осознала. Мне горько, я не думала, что мой язык настолько беден.
- Он не беден. Ты будешь раскрывать все оттенки пережитого не в словах, а в сердце. Это совершенно иной путь познания. Познания себя, в первую очередь. В тебе многое просыпается. Возможно, твой друг помогает тебе в этом.
- Тори? А какое он имеет отношение ко всему, что со мной произошло? Ты шутишь?
- Нисколько.  Связь есть, - она сказала это как бы себе, уходя в собственные размышления.

 Они не сразу заметили, что дед стоял в дверях и слушал их. Его вопрос застал их врасплох:
- Я не помешаю, дорогие мои? Я уже пришел.
Цесси всегда ими любовалась. В ней жила мечта – встретить такую же любовь, хотя она порой и сомневалась, что такое еще возможно.
- Цесси, думаю пора представить нам твоего друга.
- Ты думаешь, дед? Он сегодня хотел привлечь меня к решению своих проблем. Папа недавно сказал мне, что я не должна примерять на себя мужскую роль. Я отказалась обсуждать с ним его проблемы.
- Ты уверена, что отец говорил именно об этом? Мой сын такое тебе посоветовал? Ты отказала другу в помощи? – он засмеялся, не в силах сдержать себя.

 Цесси покраснела, мгновенно поняв всю нелепость своего заявления. И поведения на бульваре. Опять этот Тори оказался мудрее.


Рецензии
А я как раз накануне перечитывала главу о взрослении Цесси.
Да. Цесси не грозит проходить лабиринты жизни с "завязанными
глазами" – у неё есть потенциал для познания. А ещё: до неё
кто-то из близких уже проходил опыт раскрытия сердца и может
рассказать ей об этом, соблюдая понимание о своевременности
и вызревании опыта в человеке. Когда те, кому ты доверяешь,
могут поделиться опытом и поддержать тебя в любой момент,
понимая: дорогу всё равно придётся идти тебе самой. Здесь –
очень об этом. Кирпичики духовного опыта предыдущих поколений
создают фундамент, как основу, для своих потомков. Такая удача! –
когда близкому человеку можно упасть в ладони…

"Она же всегда знала, что младенец – Бог. Она держала его на руках
и всегда знала – он ей не принадлежит…", (Т. Д.) –

... а "мурашки" мои бежали по этой искренности именно здесь… –
глубиной интимности переживания…

*

Эта глава сильная. В ней во многие строки можно смотреть...
всматриваться... вчувствоваться... обретением опыта сердца…

Галина Харкевич   26.02.2023 00:43     Заявить о нарушении
Вы почувствовали важное, Галя. Я не часто использую личные истории, конечно, несколько изменив, по ситуации.
Для меня это был первый акт самостоятельного мышления. В худ. школе была чудесная преподавательница, глубокий искусствовед. И картина поразила. Но в этом случае я ей не поверила. Ее классическому описанию.

Дошло не сразу, но переживала это с сильными эмоциями, 12-13 лет было...
Тогда защита еще не сформирована...

Татьяна Дума   26.02.2023 10:32   Заявить о нарушении
Живое переживание автора всегда чувствуется в тексте.
Потому как вибрацией особой текст наполняется… Встречи
с удивительными людьми – как окошки для нас и в новый опыт,
и в обогащающие состояния, которые могут ярко проявиться
гораздо позже. Таня, Вам очень, очень! удалось замечательно
воплотить-передать… живое... в человеке... своё...

Галина Харкевич   01.03.2023 00:11   Заявить о нарушении
Вы не могли это не почувствовать, Галя. Как и многое другое.
К сожалению, сейчас мало кто так умеет читать...

С неизменной признательностью.

Татьяна Дума   01.03.2023 08:09   Заявить о нарушении
"Я не часто использую личные истории". По большому счёту ВСЁ, что Вы описываете - это Ваше внутреннее, только Вы как бы фильтруете на внутреннее (текучее, потоковое) и как бы произошедшее в реальности. Тем не менее, между этими, как бы разделёнными сознанием явлениями, нет промежутка. Внутри Вас.

Ваше произведение кристально ясное. Мне понравилось. ((Я пришёл сюда по ссылке в Вашей рецензии на произведение Галины Харкевич. Получил удовольствие от резонанса ваших ощущений. Вот если бы все люди жили в таком резонансе чувств! Это, конечно, фантазия, может быть даже вредная, но, мне кажется, что это объединяющее начало когда-либо, да проявит себя в бОльшей мере, чем это, по крохам, проявляется сейчас))
С уважением, Алиман.

Алиман   12.01.2025 20:08   Заявить о нарушении
Не совсем соглашусь, что это все мое. Да, напмсание романа позволяет рассмотреть вопросы с разных сторон. Но это уже становится не моим личным, оно отпочковалось. Иначе бы не появилась возможность рассмотрения.
Всего доброго. Посмотрите роман "Запики смотрящего" Он написан значительно позже.

Татьяна Дума   12.01.2025 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.