Идиот. Несуществующие главы романа Идиот

(ЦДР, площадка на Беговой)

***

«наверное любить себЯ

значит любить мир сотворенный БогОм

и себя как часть ЕгО

как иногда это и не труднО

ибо полюбить себЯ

значит заглянуть в себЯ

и увидеть весь Ад

неверия...»
(KLIM. “Идиот»)

***

Полутьма, синий свет льётся из поднебесья... Громадная полная Луна дарует свое серебристое безумие художникам, поэтам, сумасшедшим, эпилептикам и влюблённым. Ну, и простым смертным заодно: жалко ей, что ли, Луне?
Японская поэтесса Оно-но Комати, помнится, все пыталась разглядеть на лунном диске двух зайцев, но как я ни вглядываюсь в верную спутницу старушки-Земли - «ушастиков» узреть не могу.

Сцена на сей раз та же, что и в спектакле «Ветеран», состоявшемся двумя днями раньше: с зеркалами вдоль стен. Только мы уже не в сумасшедшем доме, а в пространстве с более светлой аурой. Даже столик «кафешный» со стульчиком сбоку имеется. И герой у нас сегодня самый что ни на есть безобидный - князь Мышкин.

Петр Куликов, исполнитель главной (и единственной) роли в спектакле по текстам «тренера» KLIMa - настоящий артист, отдающийся действу целиком, без остатка. Хотелось бы передать громадный респект режиссеру постановки сей, мудро позволившему этому артисту делать то, что он умеет лучше всего.

А умеет Петр многое. Так, в самом начале спектакля он минут десять пребывает неподвижным в позе Ваджрасаны, или «асане алмазной твёрдости».  Это, согласно буддийским практикам, способствует пробуждению сознания. Князя Мышкина и его, Пётра Куликова.

В процессе действа артист, не забывая о монологах, демонстрирует нам  асану воина и элементы восточных единоборств: упражнения с одной палкой, двумя палками, копьем... Несколько минут кружится он в танце, красивым баритоном воспевая высший восторг в момент эпилепсии. «Времени нет, времени нет», - поёт Петр, и я, наблюдая за его бесконечным движением, начинаю думать, что ему действительно под силу остановить время.
И лишь когда артист заканчивает свой танец, разгоняется маятник гигантских небесных часов и, натыкаясь на полные груди Вселенной, издает мерный звук: «тик-так, тик-так...» Ну прямо как в анекдоте, рассказанном князем Мышкиным незадолго до своего сценического «припадка» ;!

Знающий человек поведал мне, что танец сей содержит элементы, необходимые для раскрутки энергетических сфер человеческого тела и пополнения энергии из пространства (!!!) Это вполне логично: во время более чем трехчасового спектакля артист  затратил сил немало.  Но, если честно, мне было немного не по себе наблюдать за этим вращением. Раз виток, два виток, десять витков, двадцать, тридцать... И все это, заметьте, в одну сторону. А потом - плавная остановка;  руки, сложенные у груди как в молитве; отрешенный взгляд в пространство; вдох-выдох... Все, «князь» готов для новых свершений!

Неописуемо, что ещё можно сказать! И при этом  у меня совершенно не возникало недоумения или отторжения при виде того, что творит «князь Мышкин». Все воспринималось вполне логично: вот он плачет, рассказывая о своей несостоявшейся любви. А после этого выполняет асану, помогающую ему успокоиться и продолжить повествование.
А вот он осторожно идёт по краю сцены - как по канату. На этот трюк смотреть было страшновато: совершенно исчезла реальность, в которой существует зрительный зал и невысокая сцена, с коей можно безопасно спрыгнуть, если что пойдёт не так. Я поймала себя на том, что успокоилась только тогда, когда артист, постояв на углу спиной к зрителям, сделал «спасительный» поворот вглубь сцены. Как верно сказано:

«убедительно только однО

это единственный способ бЫть

птицЕй

жизнь на гранИ

на пределЕ

сил и возможностей когда смЕрть

идет по пятАм».

В KLIMовском спектакле «Ветеран» мы вдоволь наслушались от Фердыщенко (Степан Мощенко) о роли фамилии в жизни человека. Не мудрено, что «шут» своей фамилией не был доволен, и завидовал всем тем, кому повезло «не родиться Фердыщенкой».
А князь Мышкин, будучи человеком по натуре позитивным, фамилию свою очень даже жалует. И зрителям о детской сказке «Репка» с улыбкой напоминает. О том, как  Мышка своей мизерной силенкой всех выручила. А для тех, кого трудно убедить - есть ещё «Курочка Ряба». Это ведь она, Мышка яичко простое расколола, тем самым побудив курочку «поработать над созданием» яичка золотого.

Улыбаются зрители, а герой спектакля, как-то сразу становясь серьезным, произносит: «Мышка - это последняя капля терпения...»
Надо же, скажете, «завернул» князь! А ведь всё верно сказал!

«так вот меня зовут ЛЕв

Лев НиколаевИч

правда странное сочетание диковинного зверЯ

с народным святЫм

лЕв

и Николай УгоднИк

угодник потому что в России греческое НиколАй

или победитель народА

тирАн

в народном сознании святОй

и получалось лев угоднИк

смешно».

Монологи князя  - это необыкновенные откровения, обнажающие то, что скрывается у героя в подсознании. А может то, что он узрел во сне или во время своих припадков:

«так вот в моих видениях Я

всегда являюсь себЕ

ребенком с картины Леонардо с этим взглядОм

очень взрослым взглядОм

взглядом человека знающего свою судьбУ

вопрекИ

вопреки тому что видят окружающиЕ».

Слушаю этот монолог - и перед глазами тут же возникает картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»...

А вот это - уже совсем серьёзно:

«только ведь детствО

это всего лишь местО

откуда нас забираЮт

чтобы мы не сложили случайно слово вечнОсть».

Считая себя соучастником убийства Настасьи Филипповны, Мышкин осознаёт, что она:

«просто дьявОл

в обличии Ангела

приносящий безднУ».

С Аглаей - все сложнее: очень грустно повествует князь о девушке, которую решили выдать замуж «за деньги», то есть, за него. И ничего не получилось, потому что эта свадьба уже задолго до их встречи была «прописана на небесах». И, кинув в руки Господа данный им подарок, девушка так и не дождалась от желанного ею «принца» предложения руки и сердца.

«у меня же от прИнца

были только дЕньги

которые мне достались как прИнцу

неведомо откуда с нЕба

свалились на гОлову», -

грустно откровенничает Мышкин.

А спустя энное количество времени после тех, как сказал бы Фердыщенко, «революционных событий», когда наш герой понял, что не может жить без своей возлюбленной, не пришла на свидание сама Аглая...

Раскрою секрет для тех, кто не знаком с текстами KLIMa: «она просидела в станционном кафе, пропустила три поезда, да так и не решила свой гамлетовский женский вопрос: «с КЕМ...»»

Но это - тема совсем другой постановки по «Идиоту», и называется она «Печальный спектакль».


Рецензии