Не бойся быть счастливым

(Театр-студия «Откровение», по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат»)

***

«И поздний дождь в окно стучал,
И она молчала, и он молчал...
И он повернулся, чтобы уйти,
И она не припала к его груди.

Я клянусь, что это любовь была.
Посмотри - ведь это ее дела.
Но знаешь, хоть Господа ты призови:
Разве можно понять что-нибудь в любви?»

(Булат Окуджава. «Он наконец явился в дом»)

***
Сегодня,  после почти 20-летнего перерыва - я снова в Театре-студии «Откровение», в конце 90-х годов прошлого века частенько посещаемой мною  по долгу службы в местной газете. До сих пор помню блистательные спектакли «Фантазии Фарятьева» и «Старомодная комедия», шедшие тогда на сцене театра, а также яркую игру артистов, в том числе и очень юных.

Сегодняшнее посещение стало для меня не только ностальгией по прошлому, но и ни с чем не сравнимым удовольствием.
Во-первых, я просто обожаю пьесы А. Арбузова, отличающиеся интересным содержанием и глубокой психологичностью характеров и мотивов поведения героев.
Во-вторых, я с радостью отметила, что хотя старые артисты театра здесь больше не играют, но и новые (для меня) актёры талантливы настолько, что буквально «вживаются» в своих персонажей, становясь ими на сцене.

«Не покидай меня» - таково название старой песни, «открывавшей» спектакль и звучавшей в нем несколько раз - сначала на французском, а потом на английском языке. На белой простыне-занавесе, словно при показе военной хроники, мелькали даты и годы: 1942, 1946, 1959... Менялась мебель в комнате Марата, менялись и герои постановки: взрослели, ссорились, мирились, любили, расставались...

Сегодня на сцене Театра-студии «Откровение» было всего три артиста, но до чего же сложные им достались роли! И не только потому, что пьеса охватывает три временных периода, а стало быть, между началом и концом ее «пролетает» 17 лет. Но актёры справились  со своей задачей  просто блестяще.

Алексею  Тимошину очень удалась  роль Марата: сначала - «ершистого», энергичного юноши, делавшего все возможное  для спасения людей в блокадном Ленинграде, а потом - героя, вернувшегося с войны и принявшегося за строительство мостов. Гордость, чувство совести и благодарность погибшим за «подаренную» ими жизнь столь велики в душе Марата, что он, искренне любя Лику, отказывается от семейного счастья, «даря» его своему товарищу.

Лика в исполнении актрисы Анны Поповой - сначала испуганная девчонка, оказавшаяся одна в чужой квартире в блокадном Ленинграде. Под влиянием Марата она становится сильной и смелой девушкой, поступает на работу в госпиталь, тем самым приближая нашу  победу в той страшной войне.
Просто невероятно видеть, как легко Анна меняется на сцене. Всего-то два часа прошло - и вот уже девочка становится взрослой  женщиной, разрывающейся между устоявшимся бытом и «как снег на голову свалившимся» Маратом, возродившим в ее сердце прежнюю любовь.

У Кирилла Пономарева, исполняющего роль Леонидика - тоже нелёгкая задача. В начале спектакля он - болезненный юноша, живущий воспоминаниями о мирном времени и дорогой маме, которая брала на себя все его проблемы. Но как преображается этот человек, вернувшись с войны! Потеряв руку, он полон решимости «делать все сам».
Так куда же девается эта его решимость, когда он женится на Лике? Теперь перед нами прежний слабый Леонидик, счастливо нашедший в жене свою «вторую маму».
И очень радостно видеть, как этот «муж-мальчик» совершает в конце спектакля рывок невиданной силы, показывая  всем, что он  все-таки -Настоящий мужчина.

Этот спектакль - о жизни простых советских людей в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. О любви, верности и о том,  как часто крылатые мечты о светлом будущем, рождённые под обстрелом, в мирное время «разбиваются о быт».
Как же скучно, тяжело, молчаливо возвращаются из театра супруги Лика и Леонидик! Им по тридцать с лишним лет, но ведут они себя как дряхлые старики. Правда, Леонидик стал-таки поэтом, и у него регулярно выходят сборники стихов, но они пылятся на полках магазинов...
А Лика? Куда же делись  ее мечты стать «врачом-исследователем» и «победить все болезни»? Они разбились о... Леонидика, которого она холит, лелеет и так трогательно за ним ухаживает.

И зрители в зале вздыхают облегченно, когда в эту сомнительную «семейную идиллию» вихрем врывается Марат и обращает к Лике горькие, но  честные слова:
«Тринадцать лет назад я оставил вас вдвоем в этой комнате… В комнате, где прошло мое детство... Вот почему я могу спросить тебя любым тоном – любым, поняла? – вы счастливы?»

«Даже за день до смерти не поздно начать жизнь сначала», - как хорошо и правильно сказал это Марат! И Лика, услышав эти слова, словно пробудилась ото сна. «Проснулся» и Леонидик...

Этот спектакль - и веселый, и грустный одновременно. Кто-то из зрителей всплакнёт, вспомнив свою молодость и несбывшиеся надежды, а кто-то из молодых почерпнет опыт для  жизни будущей.
А все потому, что пьесы Арбузова актуальны во все времена. И останутся таковыми до тех пор, пока живы на свете доброта, честь, совесть, верная дружба и любовь.


Рецензии
Ирина, здравствуйте. Вот о чем хотел попросить. Можно ли в качестве фотографий к этим театральным рецензиям выкладывать фотографии программок. Сейчас они такие интересные.
Заранее спасибо!

Владимир Мальцевъ   19.03.2019 08:21     Заявить о нарушении
Хорошо, Володь, буду иметь в виду. Другое дело, что я часто хожу как блогер, то есть, по приглашениям. Программок блогерам не выделяют, а если они дорогие - то жаба зажирает их покупать...

Ирина Красильникова 2   24.03.2019 20:09   Заявить о нарушении