Институт. продолжение

        Институт.

А летом я поступила в институт. Знакомые по курсам преподаватели, прекрасный курс. Мы до сих пор иногда встречаемся. Вот в прошлом году я ездила на встречу...45 лет окончания института. Ну по порядку.. .Вообще-то по порядку очень сложно. Потому как все годы учёбы института мне кажутся сплошным праздником и пролетели они так же быстро… как и праздники…
   Ну как почти у всех на первом курсе несчастная любовь с вытекающими из всего этого последствиями. Помню приехала я домой...пришла к Гале. К тому времени ей выделили комнату в общей квартире. Сидела на кухне и плакалась ей. А нам всё время мешал её брат, который тоже переехал и поступил в радиотехнический институт в Минске. Галя его всё время прогоняла, а он всё крутился возле нас. Мне было не до него...Я опять ошибалась Галин брат Николай влюбился в меня с первого взгляда. Вот в такую зарёванную и несчастную. Каждый день в почтовом ящике для меня было письмо в стихах. Коля растопил и излечил мою душу. А через год мы поженились. На свадьбе были все мои друзья, кроме Гали. Она принципиально уехала, чтобы не быть на свадьбе. Она сказала:”Я очень люблю вас обоих, но вы не пара. И в этой афёре я участвовать не буду” Но мы были так влюблены, так молоды и очень счастливы! Я обрела ещё одну любящую семью. Моя новая свекровь простая женщина учительница любила меня, как дочку. Я никогда вслух не называла ее мамой, но в душе чувствовала, что она любит и заботиться обо мне, как мать. Ну мы с Колей студенты . Колина мама учительница с мизерной зарплатой. Мой отец одиночка журналист...Но он ещё получал какие то деньги военной пенсии за выслугу лет. Короче от папы я получала 30 рублей плюс 28 стипендия и я ещё жила в общежитии! Так что я была довольно богатой студенткой.  А тут замужняя женщина… Снимаем с Колей комнату...30 рублей за комнату. И так остаётся у нас моя стипендия 28 рублей и Колина 35(технарям платили больше). В первый месяц нашего проживания на квартире у Коли совсем протёрлись его единственные брюки...И так мой Николай Петрович 1. 90 роста..неимоверно худой...ну где в конце 60...в Минске можно купить брюки на такую жердь… Пришлось заказывать у портнихи… Помню, как сейчас , 34 рубля обошлись нам эти брюки...ну и на проезд надо было...далеко мы от наших институтов жили...В общем, как понимаете на еду у нас почти не оставалось… А ведь хотелось ещё домой съездить...сестрёнка с папой там у меня...ну ещё что нибудь вкусненькое ей привезти. Ко всему прочему хозяин нашей квартиры повадился так сказать нас навещать и довольно открыто приставать ко мне. От недоедания я совсем ослабла . А однажды вечером , выходя из института, я просто упала в обморок…. Положение было серьезное. И мы решили отказаться от квартиры. Я вернулась в общежитие. А у Коли не было общежития и он ездил каждый день домой. Встречались мы только на выходной день. Хотелось бы написать, что наша “любовная лодка” разбилась о быт...но это неправда. Первая любовная страсть прошла и оказалось, как и говорила его сестра Галя, мы просто не подходим друг к другу. Я слишком активная, слишком темпераментная и совсем нет у меня терпения… Если что то влезает мне в голову, то я должна получить это немедленно...и ещё я мечтала, чтобы мой муж был как мой отец. А Коля...Коля замечательный! Медлительный, умный, сто раз подумает, прежде чем что либо сделать….ну очень правильный...во всём. Ну а я совсем неправильная… В общем мне стало скучно с ним...а ему ну слишком много разных эмоций слишком неспокойно со мной… И мы по тихому  этак медленно, не признаваясь, друг другу, расставались… Коля оставлял мне записки в почтовом ящике института...мол встретимся дома в воскресенье...ну а я ему ответ, что не смогу…репетиции…
А между тем институт-праздник продолжался. У меня был прекрасный контакт с зав отделения...ну он меня очень уважал и прислушивался к моему мнению. Жизнь в общежитии, учёба в любимом институте и вдобавок прекрасные ребята на курсе! Ну просто мечта! Я, как режиссер очень успешно репетировала спектакль по пьесе Александра Галича “ Походный марш” очень патриотическая интересна пьеса, но...это были тяжёлые годы...В 1971 году, когда наша работа почти была завершена меня вызвал в свой кабинет куратор курса и сообщил что Галича выгнали из союза писателей и нашу постановку придется снять… Это меня совсем убило… я ещё пыталась ему доказать, что пьеса очень патриотическая и ничего в ней нет крамольного… Всё было бесполезно… от нас да и от руководства института  это не зависело… помню неделю мы были в трауре...Нужно было срочно искать новый репертуар. Ведь будут экзамены и по мастерству актёра и по режиссуре...Чтобы так сказать не рисковать было решено брать классику...Кого… ну взяли Чехова “Вишневый сад” Чехов безопасен… Честно признаться не помню, какой ещё спектакль мы делали.. вот сейчас спросила у своего однокурсника (он живёт в Германии) и он сказал, что пьеса Кривина “Происшествие” вообще не помню… Прошло более 45 лет, а память очень избирательна.
   Ну и обязательно нужно немного рассказать о “картошке” В наше время было заведено, что студентов перед началом учебного года отправляли на сельскохозяйственные работы. И очень немногим удавалось отлынивать от них. У нас в Белоруссии это была картошка. То есть комбайн вспахивал поле, а мы ходили за ним с вёдрами и потом эти полные ведра высыпали в телегу. Не лёгкая работа...да мы и не были особенно добросовестны. Подбирали только то, что лежало сверху… горе работнички...Я всегда с удовольствием ездила на картошку. Помню почти все наши “картошки”... Очень было весело. Однажды мы поехали на картошку в Стародорожский район… Тем, кто когда то жил в Белоруссии это должно много сказать… Стародорожский район славился своей самогонкой на всю республику. Помню, как после тяжёлого рабочего дня, поев какой то каши, мы отправлялись в лес и наш самый высокий однокурссник поднимался на пригорочек и высматривал дымок(самогонку гнать запрещалось и гнали её втихаря ,в лесу)  Ну так вот увидит он дымок ближайший и мы все гуськом в темноте к этому дымку движемся. И наконец открывается картинка: сидит дедок с табакуркой во рту перед костром, а там хитрый аппарат и капает она родная… 1 рубль за бутылку… Купим мы в складчину эту бутылку и заваливаемся в стог сена. Почему в стог? А куда ещё. В стогу тепло плюс колосья-закуска. Ужас, как противно было...но зато весело… каждый глоток с горла и колосок на закуску. Я, честно, когда оказалась на западе и попробовала виски… меня чуть не вывернуло...настоящий самогон! После гулянок наши мальчики разводили нас девочек по хатам, где мы ночевали. Надо заметить, что мальчиков у нас было гораздо больше девочек, но никогда ни они ни мы не позволяли никаких вольностей. Мы были одна семья, как братья с сестрами. Я с двумя девчонками спала у одной бабке на печке. Было твёрдо, но зато тепло! Другим повезло меньше… они ночевали в сенях… а осень в Белоруссии холодная...
   Хотелось бы отклониться от учёбы  и картошки и опять личное. После моего неудачного замужества я вернулась в общежитие. И тут какой то мальчик с художественного отделения начал по настоящему опекать меня. Он буквально спас меня. Я уже не хотела есть...весила 45 кг… меня буквально тошнило после еды. Он же на каждом нашем перерыве после репетиций приносил мне что нибудь вкусненького.. то первые ягоды, то свежую булочку с соком…. И ещё каждое утро ждал меня возле комнаты и по дороге в институт заводил в кафетерий и заставлял что нибудь съесть. Вначале в меня, в полном смысле этого слова, ничего не лезло. Но он был настойчив и я выздоровела. Большое спасибо тебе Серёжа. А ещё он сделал для меня очень красивую брошь из чеканки и вычеканил потрясающую синюю птицу. Со словами” Я не принёс тебе счастья, но эта птица обязательно принесёт ”Я хранила свою “синию птицу” до самого отъезда...но на границе и брошь и синюю птицу у меня забрали таможенники. Сказали, что старина и произведение искусства.

СЕРГЕЮ
Синюю птицу ты мне подарил
И любил меня
Как любил! Ты сказал
Принесёт тебе она счастье
А я, как всегда не ценила
Искала Его...
Не любила...
Но птицу твою хранила
И верила ей и молила
Любви из романов хотела
Но время летело...
И грязные руки коснулись её
Забрали, украли!
И птица исчезла...летает ли где?
Скучаю по ней я во сне
И верю вернётся та птица другой...
С любовью созданная тобой...!

    Пронеслись годы учёбы…как один день… У меня были хорошие оценки и я оказалась первой по распределению. Но места, которые были мне предложены, все были на периферии. А я хотела остаться в Минске. К тому времени я ещё официально была замужем...всё руки не доходили до развода…а может быть ещё были мысли, что мы с Николаем когда нибудь будем вместе. Во всяком случае о разводе мы не говорили. В общем я взяла свободный диплом. У меня “наклёвывалась” работа на телестудии. Но пока будет эта работа и пока я получу первую зарплату… надо было где то жить...а денег на съемное жильё нет...ну это уже следующая глава….


Рецензии