Рассказы из детства. Взаимоотношения в семье

Рассказ третий.

      Неизвестно по каким причинам в памяти остаются лишь некоторые события, которые мы помним всю жизнь. Они всплывают иногда, и мы, словно переносимся назад и проживаем их снова, как в реальности. Похоже, что наш мозг работает как машина времени. Чудеса!
      Помню, как мама укладывала меня спать в своей маленькой комнатке – спальне и, укрывая нежно одеялом, произносила добрые слова, типа:
      «Спи мой маленький, спокойной ночи, пусть тебе приснится что-нибудь хорошее. А завтра проснешься, будет новый день, и он принесёт тебе счастье. На дворе уже темно, все спят, и киски спят, и собачки спят. И маленькие детки давно спят. Спи сынок, закрывай глазки».
      А мне становится очень интересно, почему ночью все ложатся спать и что такое счастье? Много разных вопросов крутится в голове, но задать их не решаюсь, так как вижу мамино волнение, которое переходит в едва заметное нервное состояние. Хотя я ещё малыш, но мои чувства обострены, и я догадываюсь, почему мама волнуется. Нет долго папы. Ворочаясь с боку на бок, долго не могу уснуть, но вот наконец-то сон перебарывает, и я с удовольствием погружаюсь в загадочный мир сновидений.
     Вдруг из-за закрытой в спальню двери, сквозь сон, слышу, как доносятся чьи-то голоса. Среди других узнаю голос отца. Отчётливее стали слышны ещё два голоса незнакомых мне мужчин. Спросонья они показались мне какими-то чересчур неприятными, даже можно сказать омерзительными. Но успокаивало то, что к папе они обращались довольно уважительно.  Видимо его знакомые, значит всё нормально, можно не беспокоиться, думаю я. Слышу, как мама говорит им, чтобы разговаривали тише, потому что я сплю, но видимо зелье, употребляемое ими, не даёт им успокоиться надолго, и через минуту-другую они снова громко разговаривают за столом. Через дверь хорошо слышно, как стучат рюмки, как заплетаются пьяные языки и ведутся бессмысленные, непонятно о чём, споры.
      Отец мой пьяницей не был, но от рюмочки хорошей водочки не отказывался. Да кто же не любит выпить, да вкусно поесть? К тому же нужно учитывать, что в то время все вопросы решались не финансово, а через бутылку. Хочешь, чтобы тебе помогли, ставь на стол пол литра, за неё, родимую, можно было хоть чёрта из преисподней достать. Какая-то национальная традиция, самая отвратительная болезнь общества – пьянство.
     Естественно, что я уже не сплю и не по своей воле слушаю их пьяные разговоры. Отец-то мой, сколько его помню, матершинником был, правда, при детях старался меньше ругаться. Сон, как рукой сняло. В голове одно лишь ожидание, когда же эти люди наговорятся и уйдут восвояси из нашего дома. Моему терпению пришёл конец, потому что я захотел в туалет. Отбросив одеяло в сторону, вскочив с койки, открываю толчком дверь на кухню. Сквозь яркий слепящий от лампочки свет вижу, как все в недоразумении таращатся на меня. Увидев рядом стоящую самую любимую и родную маму, бросаюсь к ней, обнимаю и прошусь в туалет. Она берёт меня на руки с явным недовольством, бросая взор на отца и ругая шумную компанию, заносит меня обратно в спальню. Там усаживает на горшок и снова укладывает в мягкую на пружинах кровать. Все её усилия тщетны. Мужики совсем разошлись, меры не знают, да и мне от их разговоров никак не уснуть. У мамы заканчивалось терпение. Она вышла из спальни, и я слышу, как она хлопочет, перенося закуски в сенцы, подальше от меня. Папа пытается возмущаться, как это – его, хозяина в этом доме, без его ведома, побеспокоили, попросили выйти в сенцы. Мужчины из вежливости извинились за принесённые неудобства и, поддерживая хозяйку, смиренно перешли на новое предложенное место.
      Однозначно в своём доме, своей семье отец выглядел маленьким царьком, где все должны были жить только по его правилам и никак иначе. Хотя никто не сбрасывает со счетов того, что он был довольно волевым, сильным человеком. Приоткрывая занавес секрета нашей семьи, хочу отдать должное маме, которая вышла замуж за папу в трагический период его жизни, когда он попал под поезд, и ему отрезало обе ноги. Мама поступила очень достойно, не бросив папу в трудную минуту, и они прожили вместе всю жизнь. Построили дом, купили машину, родили нас с сестрой Светланой. А вообще судьба их не баловала. Но, как говорится, мусор из избы не выносили, решая все проблемы дома. Моя мама к тому же оказалась очень мудрой женщиной. Даже когда я подрос и у нас с папой случались конфликты, она говорила мне о том, что какой бы он не был – он твой отец. Сейчас, спустя годы, я по-другому смотрю на обстоятельства, приводившие к разногласиям с папой. И от чистого сердца благодарен ему за то, что на сегодняшний день я вырос именно таким. Ещё могу сказать, что он был основательным: если что-либо делал, то надёжно, если решил, то навек, если доверил или попросил, то и спросит за это.
      Отец таскал меня с собой на охоту и рыбалку. Когда я пошёл в школу, у меня уже было своё ружьё. Рыбачить я не любил, даже, наверное, не столько рыбачить, как терпеть чрезмерно требовательное отношение со стороны папы. Если я делал что-то не так, то он начинал сильно нервничать, и это отталкивало меня от поездок с ним. А вот охотиться я обожал, и считал это мероприятие увлекательным и интересным. Наверное, интерес к охоте проявлялся вследствие того, что в лесу я был предоставлен сам себе, и большей частью меня притягивала любовь к природе, где я свободно гулял, познавая её богатство, и любовался прекрасной сибирской тайгой. Попадая в лес, понимаешь, что там всё по-другому, своя, неведомая нам жизнь, другие неписаные законы, не похожие на наши людские. А какой там чистый воздух, вода, и умные, хитрые звери. Естественный отбор заставил их стать такими. Только теперь до меня доходит, что все мои успехи в области спорта закладывались там, в тайге: здоровье, умение выживать, делать первый выход силы, вися на ружье в яме, случайно провалившись сквозь сугроб, и многие другие полезные навыки. Спасибо маме, папе и судьбе за то, что связала нас вместе!

Продолжение: Рассказы из детства. Рассказ четвёртый. Воспоминания о бабуле.

Примечание: На фотографии моя мама - Валентина Егоровна Ткаченко, папа - Сергей Сергеевич Ткаченко, бабушка - Анна Тихоновна Диких, я - Сергей Сергеевич Ткаченко и дочь друзей моих родителей - Надежда Петровна Иванина.


Рецензии