Братья Вайнеры. Место встречи изменить нельзя

Вряд ли найдутся люди, которые не смотрели "Место встречи изменить нельзя" с его очаровательными капитаном Жегловым в исполнении Владимира Высоцкого и лейтенантом Шараповым, которого сыграл Владимир Конкин. Та самая Эра Милосердия, о которой говорит на кухне Зиновий Гердт, играющий соседа по коммуналке, послужила изначально названием для этой книги. Помните, "настанет эра, когда не нужна будет милиция". Как и водится, книгу открываешь для того, чтобы еще раз мысленно пережить все основные эпизоды фильма, ибо образы в твоем сознании теперь только киношные, а также - сравнить то, что ты видел на экране, с первоначальной задумкой авторов.

Жеглов и Шарапов в книге нравятся меньше, они более реалистичны и грубы. С одной стороны, это очень верно, тем более, что повествование идет от лица Шарапова и, хотя этот человек производит несколько иное впечатление, нежели образ Конкина, ощущение того, что он командовал разведвзводом и много раз ходил за линию фронта, есть. На противостоянии этого человека прописным истинам службы в МУРе и строится все повествование. Шарапов слишком наивен и светел, чтобы долго задержаться на подобной работе. По сути, "Эра милосердия" рассказывает о том, что братья Вайнеры (они в книге мыслят за Шарапова) не годятся для работы в советской милиции.

Нужно сказать, что авторы все это понимают и в одном месте Шарапов задумывается над вопросом - что же в его характере такого, если каждый встречный пытается им командовать. Жеглов же и вовсе в книге ведет себя гораздо более цинично, поэтому все слова Груздева о нем гораздо более обоснованы. Многочисленные же спорные эпизоды между Жегловым и Шараповым, да и многие известные сюжетные моменты, в книге поданы однозначно и без капли романтики. В этот, конечно, основной недостаток книги в сравнении с фильмом - фильм более лиричен и оставляет больше простора для надежды.

Из особенно позабавивших меня эпизодов можно отметить то, как писатели объяснили радость соседей по коммуналке при появлении в их рядах Жеглова. "Он нравился им своей чистоплотностью". Действительно, большой начальник поселился на переполненной жилплощади и ты должен найти повод для радости. А Пасюк в школьном сочинении по "Капитанской дочке" написал, что Гринев - бестолковый барчук, зато Швабрин хотя бы воевал с Пугачевым против проклятого царизма. Обхохочешься вместе с Жегловым.

В общем же и целом, книга очень логична, последовательна и скрупулезна. Все события описаны очень подробно и логически обоснованы, поэтому какие-то сомнительные эпизоды фильма станут более понятны. И хотя таким способом можно убить все собственные романтические воспоминания о фильме, они могут и наоборот, войти в другое качество. Особенно, если много раз смотрел фильм.


Рецензии