Как портной Шкамрав Виряву пивом поил

(по мотивам мордовской народной сказки)
(издано в 2019 г. в книге "Мордовские народные сказки"[изд-во АО "Мордовкнига"], ISBN 978-5-7493-1967-5)


Было это давным-давно в нашем селе... А может и не в нашем... Но в старину наше село тоже очень большое было, и народу здесь жило много всякого... Так вот, жил тут молодой портной. А как же в большом селе без портных и без прочего мастерового люду? Звали того портного Шкамрав.

И был Шкамрав большой выдумщик. То на быка штаны сошьёт, то на петуха куртку. А однажды Шкамрав сшил из двух старых мешков костюм на пугало огородное. Да такой получился у него этот костюм приглядный, что сельский староста тому пугалу целый день поклоны бил, думал, что это барин приехал и посреди огорода стоит. Смеялся Шкамрав, говорил, что не для птиц пугало его оказалось!

Ну, и ругали парня за такие проделки, конечно, сильно. Особенно староста. Даже били иногда...

Но портной-то он был хороший. Бывало, сошьёт молодой девушке наряд - та словно солнышко блистает. А подруги её сразу на Шкамрава начинали ругаться, мол, зачем такой наряд сделал, что они рядом стали дурнушками казаться... Сошьёт старику рубаху, так его старуха приходит ругаться, говорит, мол, зачем старику такую рубаху сшил - он теперь гоголем ходит, на молодух заглядывается! 

Надоело парню, что все его ругают, собрал свои пожитки, сложил в сундучок иголки, нитки, ножницы, лоскуты ткани, пуговицы, взял аршин железный, которым мерки делал, да и говорит матери, с которой жил:

- Не могу я больше, матушка, терпеть того, что все на меня бранятся. Хочу, чтоб людям веселее было - так они ругаются, кричат, что я дурачу их, к чёрту посылают. А сделаю для кого-то одежду, так ещё пуще ругаются, друг другу завидуют, а про меня говорят, чтоб меня чёрт забрал... Пойду я отсюда, может в других местах люди добрее есть...

Заплакала мать, просит, чтоб остался Шкамрав. Но тот не унимается:

- Нет, матушка, пойду. Тебе братья помогут, а мне тут делать нечего...

- Да куда ж ты пойдёшь?! - спрашивает мать.

- А вот куда люди меня посылают, туда и пойду, к чёрту, - сказал сгоряча Шкамрав, поклонился матери и ушёл.

Вот идёт он, идёт - зашёл в лес. А вечереет уже - темно, страшно. Думать начал Шкамрав, что зря он так погорячился, может и не сильно ругали-то его, да и матушка наверняка сидит у окошка и плачет. Но гордый был Шкамрав, тряхнул головой, схватил аршин покрепче и дальше пошёл. А тьма всё гуще.

Вдруг видит портной - стоит у дороги кто-то: не то человек, не то зверь. Испугался парень и прыгнул в кусты. А тот, что у дороги стоял, тоже испугался и тоже прыгнул, но в другую сторону. Сидят они молчат, выйти боятся. Наконец, Шкамрав не выдержал и позвал:

- Эй! Кто ты там? Если человек добрый, то выходи, я не трону. А если не добрый, то проваливай к чёрту, у меня аршин железный - он как сабля!

Слышит он, что на другой стороне дороги кто-то захихикал. Удивился Шкамрав и спрашивает:

- Ты чего смеёшься? Говори, а то аршином поколочу!

А с другой стороны дороги ему голос отвечает:

- Хех, чудак, да как не смеяться?! Ты ж меня сейчас к чёрту послал, а я и есть чёрт! Я сам к себе проваливать не могу!

Удивился Шкамрав ещё сильнее, даже бояться перестал. Вышел на дорогу и говорит:

- А, ну-ка, покажись!

Ну и вышел к нему тот, который прятался: человек или зверь - не понятно. То ли башмаки на нём деревянные, то ли копыта. То ли волосы так спутались, то ли рога торчат. А сзади - то ли пояс так размотался и по земле волочится, то ли хвост...

- Не пойму, кто ты таков, - говорит Шкамрав. А тот ему в ответ:

- Неужто не видишь? Чёрт я...

Рассмеялся Шкамрав:

- Вот, уж не знал, что встречу того, чьим именем меня все ругают и к кому меня тоже посылают! Я - портной Шкамрав! Шумбрат, сюро! Здорово, чёрт!

- Шумбрат, Шкамрав! - ответил чёрт. - А куда ты идёшь?

- Иду добрую землю искать. Уж очень мне надоело, что на меня всегда ругаются.

- Так я тоже иду куда подальше! - воскликнул чёрт. - Устал я уже проклятья про себя слушать. Давай вместе пойдём!

Согласился Шкамрав, ведь вдвоём, даже с чёртом, веселее. И пошли они дальше вместе. Выбрали полянку для ночлега, развели костёр. Перекусили, решили поспать. Вдруг слышат в лесу топот, треск сучьев и громкий рёв.

Испугались Шкамрав и чёрт, заметались туда-сюда, а деваться некуда - кругом чёрный ночной лес, а треск и страшный рёв кажутся отовсюду. Прижались друг к другу портной и чёрт, пошевелиться боятся, а шум всё ближе. Не выдержал, закричал Шкамрав:

- Уходи отсюда, страшилище! Не пугай добрых путников! А то возьму огонь и спалю тебя!

- Спасибо, что ты его к чёрту не послал, - прошептал чёрт и тоже закричал. - Уходи, не пугай нас! У меня рога есть острые, забодаю тебя!

А им из темноты в ответ:

- Не бойтесь меня, добрые путники, и не бейте, не гоните! Я не пугаю вас, я плачу от горя...

- А что за горе у тебя?

- Да все меня ругают и гонят. Я людям помочь хочу, а они на меня бранятся и убить грозят. Хотел тут мужика повыше до пчельника на дерево подсадить, так он на дерево прытко залез и оттуда стал в меня палками кидаться. Хотел другому мужику помочь из ямы телегу вытащить, так его лошадь меня увидела и околела, а он на меня собак спустил - я еле ноги унес. Хотел девкам показать, где малина послаще растёт, так они в деревню от меня убежали и охотников позвали... Ох, нет мне житья на этой земле!

Переглянулись Шкамрав с чёртом и спрашивают:

- Так кто ж ты такой, чудище?

- Да не чудище я, а обычный медведь, - ответил им медведь и вышел к костру.

- Шумбрат, овта! Здорово, медведь! - сказал Шкамрав. - Я портной Шкамрав, а это - чёрт. Нас тоже все бранят и гонят. Давай с нами будь.

- Шумбрат. Здравствуйте, - ответил медведь с поклоном. - А что вы здесь на голой поляне ночуете под звёздами. Давайте я вас в избушку лесную провожу, всё-равно там никто не живёт.

И пошли они втроём в ту избушку. Печь затопили, заночевали. А утром вышел Шкамрав на крыльцо и видит хозяйство справное - и забор высокий, и сараи, и хлев, и амбар, и погреб, и дом большой с печью белой. Спрашивает он медведя:

- Как же ты эту избушку нашёл, и давно ли она пустая?

Медведь лишь лапами разводит:

- Не знаю. Я как тут неподалёку шёл, слушал собаки лаяли. Решил, давай зайду, люди одни посреди леса живут, вдруг помощь какая нужна. А как во двор зашёл, смотрю - нет никого. Подождал немного, но никто так и не пришёл. С тех пор хожу вокруг, сторожу, а никто не возвращается. Пустая, значит, избушка...

Покачал Шкамрав головой и сказал:

- Ну и ладно. Не пропадать же добру. Будем здесь жить.

И стали жить они в той избушке. Все у них хорошо заладилось, справно. Шкамрав нашёл в доме холсты да сукно и стал одежду шить. А чёрт стал в купца-коробейника обращаться и в ближайших деревнях той одеждой торговать, пока его другие купцы-коробейники из деревни не прогоняли. Медведь же рыбу в дом ловил, мёд собирал, да лесные ягоды приносил.

И вот, однажды, собрались они за столом и говорит Шкамрав:

- Сытно мы живём, братья, но скучно. Не стало у нас в доме веселья. Давайте пиво сварим. 

- Давайте, - подхватил медведь. - Я как раз в лесу хмель нашёл и в амбаре свалил.

- Но одного хмеля для пива мало, - сказал портной. - Без солода пиво не получится, а солода у нас нет.

Чёрт говорит:

- Я тут у одной деревни мельницу видел, в этой мельнице солода полно, я принесу, - и побежал за солодом.

А Шкамрав поискал в доме и говорит:

- Корчаги у нас нет. Где же мы будем пиво варить? Корчага нужна.

- Я видел корчагу, - сказал медведь. - По лесной дороге мужик на телеге горшки вёз. Колесо о корень зацепилось, и корчага в кусты свалилась. Я хотел мужика кликнуть, да он что-то заторопился и уехал. Пойду принесу.

А Шкамрав в сарае большую бочку нашёл. Вот, собрали они всё, что нужно, и наварили пива полную бочку, подсластили мёдом и снесли в погреб студить да дозревать. Решили через три дня праздник себе устроить и пива попить.

Утром вышел Шкамрав во двор, смотрит, а дверка-то в погреб не заперта. Спустился парень в погреб проведать - всё ли на месте, и видит, что бочка-то открыта, да пиво на три вершка выпито.

Побежал он к друзьям и говорит:

- Братья, кто-то наше пиво сегодня ночью воровал. Надо пиво сторожить.

Кинули они жребий: кому и когда охрану нести. В первую ночь выпал жребий сторожить медведю, во вторую - чёрту, а в третью - Шкамраву.

Наступил вечер. Портной и чёрт пошли в дом спать, а медведь полез в погреб, сел на бочку и стал песню петь, чтоб не уснуть.

В полночь вдруг засвистел ветер, задрожала земля, заскрипели ступени на лестнице. Увидел медведь - лезет в погреб большая горбатая старуха. Как она спустилась, так сразу к бочке кинулась. Вскочил медведь, да как заорёт:

- Так вот кто наше пиво повадился воровать! Ну-ка пошла прочь, старуха!

А старуха схватила его длинными костлявыми руками за уши и давай его в разные стороны мотать, да ногами бить.

- Ах ты, дурень косолапый, - закричала старуха. - Меня, лесную хозяйку Виряву не признал! Пугать меня решил?! Я из тебя сейчас душу вытрясу, а шкуру себе на шубу заберу! 

Колотила, колотила, пока он, еле живой, в угол не свалился.

- Утомил ты меня, косолапый, - проворчала Вирява. - Я за это из твоей бочки еще больше пива выпью. Но если ты про меня расскажешь кому, то я ночью за тобой приду и шкуру твою себе заберу!

Потом выбила она крышку у бочки и стала пиво хлебать. Как нахлебалась, ушла из погреба. Выполз медведь на двор, а там ветер свищет, пыль вихрем крутится - улетела Вирява.

Утром нашли портной и чёрт медведя на дворе. Лежит медведь и охает.

- Ну, что, овта, видел кого ночью? - спрашивают.

- Никого не видел, - отвечает медведь.

- А почему такой побитый и охаешь?

- Да с лестницы я упал, бока помял да головой о бочку стукнулся. Еле выбрался, - ответил медведь и поплёлся на печку спать.

Спустился Шкамрав в погреб, видит, пива стало меньше ещё на пять вершков. Покачал парень головой, забил крышку обратно и пошёл дела свои делать.

Вечером настало время идти на стражу чёрту. Залез чёрт в погреб и за бочку спрятался. Опять, как только наступила полночь, задрожало всё вокруг, зашумело, затрещали ступени в погреб. Это Вирява снова пришла пиво пить.

Выскочил чёрт из-за бочки, голову свою рогатую наклонил и закричал:

- Уходи, Вирява, подобру-поздорову, - все черти Виряву-то знают. - Не смей наше пиво воровать. Уходи, а то я тебя забодаю!

Захохотала Вирява:

- Да ты смелый, бес, но глупый! Куда ты лезешь на Виряву бодаться?! Я сейчас тебя проучу!

Наступила Вирява на хвост чёрту и давай его бить-колотить. Как ни вырывался чёрт - только ещё больше тумаков получал. Наконец, из последних сил дёрнулся и кончик хвоста себе оторвал, но вырвался. Взвыл от боли чёрт и под лестницу уполз.

А Вирява топнула ногой и говорит:

- Не по чину тебе, нечистый, со мной, Вирявой, тягаться. Но утомил ты меня. Я теперь ещё больше твоего пива выпью. А если ты про меня кому расскажешь, то я ночью приду, схвачу тебя за твой хвост драный и на Луну заброшу...

Выбила Вирява крышку бочки и давай пиво хлебать. Как напилась, рукавом губы утёрла, поганкой закусила и ушла. Только ветры засвистели, да деревья затрещали...

Утром нашли Шкамрав и медведь чёрта в погребе под лестницей. Сидит он там, плачет и хвост драный зализывает.

Медведь вздыхает сочувственно, а Шкамрав спрашивает:

- Ну что, братец чёрт, видал ты, кто у нас пиво ворует ночью?

- Нет, никого не видал, - отвечает чёрт.

- А почто хвост твой такой драный? - спрашивает Шкамрав.

- Да хотел бочку поправить, - отвечает чёрт. - И хвост прищемил...

Повёл медведь чёрта в дом, травами хвост лечить. А Шкамрав к бочке подошёл. Смотрит - пива в бочке стало меньше ещё на семь вершков. Покачал головой парень, эдак скоро совсем пива не останется. Заколотил он крышку и пошёл к своей страже готовиться.

Велел Шкамрав медведю принести в погреб пень дубовый. Взял топор и сделал во пне щель, да вогнал в щель клин, чтоб не сходилась. Как наступил вечер, взял Шкамрав балалайку, аршин свой железный, иголки с нитками и пошёл в погреб пиво охранять.

Ну, в полночь опять - шум, треск, грохот - явилась Вирява. Видит Вирява - сидит в погребе парень на пеньке. Удивилась:

- Ты чего не ругаешься и меня не гонишь?

- А я, бабушка, специально пришёл проследить, чтоб никто тебе не помешал пиво пить, - отвечает ей парень.

Ухмыльнулась Вирява, кинулась к бочке и давай пиво хлебать. Выпила на четыре вершка, а Шкамрав её спрашивает:

- Ну как, бабушка, хорошо ли тебе, весело?

- Хорошо, - отвечает Вирява. - Очень хмельное твоё пиво, весело мне.

- А сейчас еще веселее будет, - сказал Шкамрав и на балалайке заиграл плясовую.

Заплясала, закружилась хмельная Вирява. Плясала, плясала, уморилась, на пол села.

- Ой, - говорит. - Порадовал ты меня, парень, но теперь проголодалась я. Подойди поближе буду тебя есть.

- Конечно, бабушка, - говорит хитрый портной. - Только я к тебе не пойду, я ноги чисто мыл, если на пол встану - испачкаюсь и придётся тебе меня грязного есть. Лучше подвинь меня к себе поближе за пенёк.

Цепляется Вирява за пенёк, да тот круглый, тяжёлый, никак не ухватиться.

- Бабушка, - посоветовал Шкамрав. - А ты вот в эту щель пальцы запусти. Тебе и будет сподручней пенёк тащить.

Послушалась Вирява, и как только она запустила пальцы в щель - Шкамрав вскочил, клин из щели выбил - щель-то сомкнулась и пальцы Виряве зажала намертво. Бьётся Вирява, во все стороны рвётся, ногами упирается, а тяжёлый дубовый пень её не отпускает.

Взял тогда Шкамрав аршин железный и давай Виряву аршином охаживать. Бьёт он её и приговаривает:

- Вот тебе, ведьма, за моих друзей. Вот тебе за побитую шкуру медвежью. Вот тебе за драный чёртов хвост.

Избил-исколотил он старуху Виряву, того и гляди дух испустит. Взмолилась Вирява:

- Отпусти меня, богатырь, не буду я больше к вам приходить. Только живою оставь. Хочешь, сделаю так, чтоб у тебя скота был полный двор?

- Да врёшь ты всё, - сказал портной. - Не верю я тебе.

- Возьми у меня в сумке горсть железных желудей, - сказала Вирява. - Выйдешь во двор, брось эти жёлуди на землю, тут тебе и будет скота полный двор.

Засунул Шкамрав руку в вирявину сумку, а там и правда разные жёлуди. Набрал себе горсть железных и засунул их за пазуху. Подумал и достал иглу острую.

- А вдруг, обманешь, старая, - говорит парень. - Я тебя выпущу, а ты завтра ночью прилетишь и скот этот изведёшь и меня погубишь. Не верю я тебе. Вот, видишь у меня есть игла волшебная - уколю тебя три раза и выйдет из тебя весь дух.

Начал он Виряву колоть. Два раза уколол, только третий раз руку занёс, как закричала Вирява:

- Не губи, добрый человек, никогда я к тебе не приду. Выпусти меня, я тебе пять сундуков серебра дам. Возьми у меня на поясе кисет с табаком. Рассыпь дома этот табак, только по ветру его не пускай. И как рассыплешь - встанут перед тобой пять сундуков полных серебра!

Забрал Шкамрав кисет у Вирявы и себе на пояс привязал. Задумался и говорит:

- Сомневаюсь я, ведьма. Ведь как только отпущу тебя сотрёшь ты меня в пыль и не видать мне ни скота, ни серебра. Не верю я тебе. Вот возьму волшебную нить и подожгу её. Как только она сгорит, и ты тоже истлеешь и рассыпишься, как будто не было тебя.

Видит Вирява - не врёт парень, горит нить в руке его. И взмолилась хозяйка леса:

- Не изводи меня со свету, парень. Ты хороший и умный, выпусти меня, я за тебя дочь мою младшую отдам - красавицу. Буду тёщей тебе, а ты мне зятем. Не стану же я зятя своего родного в пыль стирать!

- Как же мне понять, что ты не врёшь мне, старая? - спрашивает Шкамрав.

- Возьми вот этот платок, - говорит Вирява. - Его моя младшая дочь вышивала. Если ты вышивку понимаешь, то поверишь мне. Как махнёшь этим платочком на четыре стороны, то явится моя дочь перед тобой и женой твоей станет на веки.

Взял Шкамрав платок, рассмотрел вышивки. Потом взял клин, сунул в щель дубового пня, стукнул топором, и пальцы Вирявы из пня вышли.

- Смотри, старая, помни наш уговор, - строго сказал Шкамрав.

Вирява кивнула молча и убралась восвояси.

Утром Шкамрав рассказал всё друзьям. Винить их он ни за что не стал. На том и отпраздновали. Целых три дня пиво пили и песни пели. Но вот зашептались что-то медведь и чёрт между собой и говорят Шкамраву:

- Не справедливо всё получается, брат. Пиво мы вместе варили. Охраняли тоже вместе честно, по жребию. Пострадали мы, побила нас Вирява, покалечила, а у тебя все её подарки. Давай делиться по-честному!

- Хорошо, братья, - согласился Шкамрав. - Только давайте поступим так. Пусть каждый попробует других напугать. Кто сильнее других двух напугает, тот всё себе возьмёт, а потом поделится, как сам рассудит.

Согласились медведь и чёрт. Решили, что первым пугать будет медведь. Вот, когда наступила ночь, услышали Шамкрав и чёрт топот и рёв на дворе, услышали, как стены трещат и двери стучат.

Закричали чёрт и Шкамрав в окно:

- Успокойся, брат медведь, знаем, что это ты ходишь, не страшно нам. Этим только деток стращать.

Что ж, на следующий день пришёл черёд чёрту друзей пугать. Спрятался он в колодец и стал выть оттуда страшным голосом. Так сильно и жутко выл, что в округе все птицы замолчали, а в ближайших деревнях куры нестись перестали. А Шкамрав с медведем смеются:

- Знаем, чёрт, что ты в колодце прячешься. Холодно тебе, вот ты и воешь. Не страшно нам. Так только баб молодух в деревне пугать можно.

Вылез чёрт, обиделся, говорит:

- Ладно, посмотрим, что ты, Шкамрав, придумаешь...

А Шкамрав на следующее утро собрал свой швейный инструмент, ткани разной и пошёл со двора. Друзьям сказал, что заказ у него в деревне есть, на месте надо пошить. А сам только за поворот дороги зашёл - сразу в кусты спрятался и давай мастерить.

Спустился вечер. Слышат медведь и чёрт шум по лесу идёт, ветки трещат, земля дрожит. Выбегает на двор горбатая старуха и кричит:

- Что, медведь и чёрт, думаете, я про вас забыла? Шкамрав ушёл, так я вас сейчас съем!

Подумали чёрт и медведь, что это Вирява за ними вернулась, испугались до смерти и прямо в тёмный лес побежали. А вокруг - крики, топот, рёв. Думают они, что Вирява за ними гонится, и ещё быстрее бегут, ног под собой не чуют.

А старуха стоит посреди двора и хохочет. Скинула с себя лохмотья, сбросила горб и оказалось, это - Шкамрав. Просто сшил он себе костюм Вирявы, а перед тем, как во двор войти бросил железных желудей на землю. Явилось тут скота разного множество - эти коровы, козы, свиньи и зашумели-то в лесу.

Согнал Шкамрав весь скот в хлев. Зашёл в дом, высыпал на пол табак и встало перед ним пять сундуков серебра. Истопил Шкамрав баню, помылся, надел красивый костюм, который сам себе сшил, взял платок вирявиной дочери и махнул им на четыре стороны.

Пролился тут свет с неба, упала на двор соколица с медными перьями и обернулась красавицей девушкой. Стоит девушка, вокруг себя смотрит и говорит:

- Где же мой суженый, матерью обещанный? Я его невеста, хочу поклониться ему.

Вышел Шкамрав к ней, от радости сияет - уж сильно приглянулась ему девушка. Поклонилась ему вирявина дочь, глаза скромно опускает, но улыбается - молодой статный парень Шкамрав был, да в красивом костюме - тоже ей понравился. И стали они вместе жить и радоваться. Вот как вышло, что деревенский портной Шкамрав Виряву пивом напоил и зятем её стал.

А через несколько дней чёрт и медведь поплутали по лесу, да вернулись. Видят - ходит по двору Шкамрав весёлый и сытый, а рядом с ним девушка-красавица. Принял их Шкамрав как братьев, с женой познакомил. Чёрт и медведь на него зла не держали, ведь честный уговор был. Решили все они дальше вместе жить. Дом большой, места всем хватит, а в хозяйстве всегда помощники нужны.

Вирявина дочь большая мастерица была, такие ткани ткала, что нигде не сыскать, а расшивала такими узорами красивыми, что глаз не отвести. Шкамрав из тех тканей чудесных шил платья и костюмы такие, что люди в них сразу в пляс пускались от радости.

Обрядил Шкамрав и чёрта в такой костюм, что никто в нём чёрта не признавал. Стал чёрт купцом, взял у Шкамрава немного серебра и магазинов понастроил. В магазинах этих чёрт ещё и одеждой от Шкамрава торговал, разбогател. Другие купцы в нём своего признавали. Так ведь как иначе - в каждом купце чёрт сидит...

А медведь стал за скотиной приглядывать, ни один волк, ни одна лиса к той скотине не подходили - все медведя боялись. А ещё медведь в дом Шкамрава лучший мёд приносил.

Так и жили они потом долго и счастливо...

Хотите верьте, хотите нет, но моя бабка рассказывала, что у ее бабки было платье такое от Шкамрава очень красивое, и износу ему никакого не было. А где то платье сейчас - да чёрт его знает...


Рецензии