Саман

                САМАН.
                «Саман ( тюрск.,букв.-солома),сырцовый кирпич из глины
                с добавлением резаной соломы, костры и др.
                Строительный материал с древности распространённый
                в безлесных районах.
                ( Российский энциклопедический словарь).                В первые послевоенные годы, даже там, куда война и не дошла, не коснулась своим огненным, разрушительным дыханием, но где её последствия были видны повсеместно, саман стал спасением.
За четыре с лишним года войны без мужских рук, в холодные и голодные годы и до этого не ахти какие строения пришли в полный упадок. На многих крыши обветшали, а то и вовсе была снята солома, чтобы без дров в лютые морозы обогреть мёрзнущих. раздетых детей.
В наших краях была острая нужда в строительном материале, трудно, практически было  невозможно приобрести лес, кирпич, кровлю, стекло и даже гвозди. Страна восстанавливала порушенное войной и, конечно, в первую очередь промышленные предприятия, города.
Да и на какие деньги вернувшиеся фронтовики с орденами во всю грудь, несчастные вдовы смогли бы приобрести дефицитный строительный материал?
В будущем, спустя годы всё появится, но жить надо было сегодня. Летние денёчки быстро пролетают, впереди была снежная, холодная и длинная зима.
Под руками и в достатке была только глина в соседнем овраге, солома, перегнивший навоз да труженики руки и большое желание жить хотя бы приблизительно в человеческих, достойных победителей условиях.
Спасительным строительным материалом стал уже основательно подзабытый
саман. Люди не ждали помощи от государства, все, особенно фронтовики, видевшие своими глазами масштабы порушенного, понимали, не в состоянии оно помочь им.
Вся надежда была на выносливые руки, трудолюбие и основательно подзабытое теперь, коллективизм, на совместный труд родственников, соседей, друзей. Сегодня ты мне поможешь, завтра – я тебе!
В то время это называлось «пожинки».
На первый только взгляд представляется, ну какие могут быть сложности? Не хитрая наука, бери глину, солому, лей воду.
Нет! Сложностей не мало! Не всякая глина подходит, брали её в соседнем овраге, была она годами, опытом многих людей проверена. И солому подбирали, резали  определённой длины, иначе будет пучком из кирпича-самана торчать, не прочно, не красиво. А красоту в любом деле люди тогда ценили, может быть, больше нашего избалованного времени…
Всё готовилось исподволь, но быстро, надо за лето высушить саман и желательно хотя бы стены возвести до первых морозов.
Ранними утрами, до работы на колхозном поле, хозяин на два штыка лопаты копал круг диаметром около четырёх метров на лужайке около будущего дома. Всё продумывал, чтобы был свободный подъезд на телеге, вода  невдалеке  и чтобы где можно было сложить саман для просушки…
Заготавливал глину, выбирал лучшую, без камней, однородную, не скипевшуюся в камень. Находил время, на селе же никогда не знали восьми часового рабочего дня, как не знали и выходных. А ещё и огород не запустить сорняками, и сено накосить, где удастся найти, высушить, привезти и уложить в копны… Поразительное, удивительное дело: и где люди находили силы, время?!...
Назначался день, тёплый, солнечный, приглашались на «пожинки» родственники, соседи, друзья, всем находилась работа: загружали глину в приготовленную яму, в строгой пропорции добавляли заготовленную резку, раскидывали её ровным слоем по поверхности глины и лили воду вёдрами из соседнего колодца, перемешивали лопатами, а потом приводили лошадь, сажали на неё подрастающего сына-подростка и он долго-долго ездил по кругу – месил глину…
Долгая и тяжкая работа! Но приятная, строили собственный дом, и представлялся он просторным, светлым и самое главное – тёплым!...
Заготовили смесь глины и соломы, добрая получилась смесь. Всё скучивали, укрывали от палящего солнца и давали глине «дозревать». Все камешки-крупинки должны были пропитаться влагой, распасться, превратиться в однородную массу, пасту. Несколько дней «зрела» глина, время от времени её хозяин поливал умеренно водой. И одновременно из кое, где набранных досок сбивал формы для будущей формовки самана. Размер определённый строго выдерживался, иначе кладка не получится.
И наступал день и все дружно, с раннего утра приступали к самой ответственной работе- формовке самана. Требовалось его много, и потому работа шла до летних ярких звёзд…
Просили Всевышнего, чтобы послал сухое лето, но не засушливое, чтобы не погубил урожай и высушил саман.
 Уложенный в штабели, зрел, сох. Хозяин за ним внимательно следил, увлажнял, укрывал от дождя, всё, что -то проверял, прикидывал…
Не терял время, готовил место под фундамент саманушки. Народ русский мудр, он не признаёт и осуждает:»…до основания разрушим, а потом…»
- « Разрушишь гнилушку, а вдруг до зимы не войдёшь в саманушку?
Где будешь зиму морозную куковать? Буду строить на новом месте, рядом со старой избой…»
Сам с собой рассуждал хозяин.
Хозяйка всё хлопотала, радовалась и огорчалась. Сколько вопросов возникало. В кармане «шаром покати», а так много надо: где взять доски, из чего сделать двери, связать рамы…Да и людей рабочих чем накормить?. О том же думал и хозяин, выстраивал свои «экономические» планы: займу деньжат, растут поросята, осенью продам, долг отдам, может быть что то и колхоз даст на трудодень…
Эх ты доля, крестьянская горькая доля!
Трудно, бедно, тяжко а люди весёлые, жизнерадостные, живёт в них надежда. бодрость. Удивительно!...
И наступали решающие дни. Приглашён мастер-кладчик. Расту стены, с каждым часом вырисовывается новый домик.
Лесник за самогон помог с ольхой для стропил, привезли двери и рамы, с трудом, но нашлось и дорогое стекло. Появилась камышовая крыша- загляденье, аккуратная, причёсанная, блестит камыш на солнце.
Хозяйка уже пригадывает  где и что и как будет стоять. В недалёком овраге нашли белую глину, перебрали и побелили, пусть и не мел, но чисто, весело.
Вот и на окнах появились марлевые шторы, заняла своё место отчищенная до блеска керосиновая лампа…А вскоре и печка задымила, теплом повеяло.
А хозяин хлопочет дальше, подправил развалюху и приспособил для проживания живности, всем нашлось место…
Больше полувека прошло, давно нет тех людей, около которых целыми днями вертелся под ногами.
За годы были в Брежневские времена построены новые добротные дома, появилось электричество, мечта всей жизни каждого селянина – дорога.
Автомобили. Жизнь настраивалась, но как -  то наперекосяк, мужики, а потом и женщины стали пить, потянуло к «лёгкой» жизни в город…
А потом и совсем всё рухнуло. Умирает, умерла деревушка. Запустение. Буйствует канадская лебеда и, кажется, чем хуже людям, тем лучше ей, заморской гостье….
Когда бываю в пустеющем родном посёлке, прихожу к двум саманушкам. Они росли на моих глазах, вижу ушедших в мир иной людей, слышу их голоса, смех, шутки…
На саманушках исчезли крыши, выломаны окна и двери, разрушены печки, на них с таким трудом добывался, когда то кирпич. А стены стоят, как будто бы не прошли десятилетия с их холодными осенними дождями, зимы с лютыми морозами. Стоят. О чём - то напоминают людям и, кажется, что -то ждут. Былые светлые, ухоженные саманные домики, сказочно убранные на Троицу свежей травой, цветами, молодыми ветками, теперь спрятались среди состарившихся яблонь, бурно разросшихся слив и совсем необычного, откуда то явившегося при безлюдий, кустарника. Запустение. Уныние.
Саман. Саман. Всё выдержал, всех пережил.
Горько думаю, при нынешнем изобилии заморского строительного и отделочного материала, как знать, не вернётся ли Россия богатая лесами, вновь к саману, строительному древнему материалу безлесных районов?
После войны саман, стратегический материал тех лет, многим спас жизнь, защитил от непогоды и холода.
Честь ему и хвала! Он бы должен по достоинству занять место в музее, рядом с  грозной ракетой или спутником.
Он спасал людей в их самые трудные годы!
                Июль 2012 года.               


Рецензии
Хорошо описали производство самана, приходилось, помню, и глину месить, а в штабеля складывать для просушки.

Галина Кулешова-Петренко   15.02.2024 20:24     Заявить о нарушении