Рязанцев Иван Викторович

Рязанцевы в 1972 году проживали на улице Комсомольской в доме № 52 (позднее № 44), построенном в 1954 году. Глава семьи Рязанцев Иван Викторович родился в апреле 1928 года, по специальности слесарь, с 1963 года трудился ремонтником вагонов железнодорожной станции «Благодарное» Северо-Кавказской железной дороги, в 1972 году – жестянщиком в ПМК-6.

Его жена Рязанцева Анна Васильевна, 1929 г. р., счетовод, с 1961 года работала завскладом Райпотребсоюза, в 1972 году – заведовала отделом Универмага.

Их дочь Рязанцева Нина Ивановна, 1954 г. р., в 1972 году училась в училище в Нальчике. Сын Рязанцев Василий Иванович, 1956 г. р., учился в училище в Ставрополе.

В 2010 году я писал книгу о благодарненских партизанах, в сентябре побывал у Рязанцева Ивана Викторовича, записал его воспоминания о войне:

- Помню приход немцев в село Благодарное. Пацаны купались на речке Мокрая Буйвола напротив магазина «Кузьмич». Ведь годы были такие засушливые, что вода в речке пересыхала, земля трескалась. Ребята для купания делали маленькие запруды. Видим, немцы на трех тяжелых мотоциклах с колясками и более десяти маленьких мотоциклах появились со стороны Александрии и ехали на восток по улице Буденного (сейчас улица Чапаева). На мотоциклах с колясками сидело по три человека, на колясках были установлены пулеметы. Один мотоциклист отстал, у него не ладился двигатель. Мы подошли к нему. Он агрессии не проявил. Достал фотографию своей семьи, показал нам. Потом сел на мотоцикл и поехал догонять своих. Немцы в Благодарном не остановились. Они проехали по улице Буденного, повернули на Шотландский мост и поехали по правой стороне речки к селу Бурлацкому.

В следующий раз я побывал у Ивана Викторовича 15 декабря 2010 года. Разговор шел о благодарненских партизанах. Он их многих знал.

- Директор Благодарненской МТС Г. И. Сараев эвакуировался с партизанским отрядом на машине-полуторке. Машина ГАЗ с деревянной кабиной была в МТС всего одна. Железные кабины на грузовиках появились только в 1948 году. В начале августа угоняли гурты скота и отары овец на Черные земли, тракторы в сторону Буденновска. Но, техника, почти вся, вернулась назад. Перед уходом из района свои семьи партизаны отвезли из Благодарного в село Мирное. У Ф. Ф. Гриценко была приемная дочь Наталья. У Д. И. Перепелицина был родной сын и приемная дочь. Партизаны Д. И. Перепелицин, М. А. Коробко и Ф. Ф. Гриценко уезжали в отряд на одной линейке. Они были увешаны крест накрест пулеметными лентами и лентами подпоясаны. Коробко и Гриценко не умели управлять лошадьми. Я работал в колхозе «2-я пятилетка» ездовым и по поручению председателя колхоза учил их надевать сбрую, зануздывать лошадей, поить.

Соколова (Рязанцева) Нина Ивановна 23 ноября 2017 года вспоминала о своих родителях:

- Мои родители, Рязанцевы Иван Викторович и Анна Васильевна были трудолюбивыми. Жили не богато, но свой угол строили. В 1954 году построили дом. В нем родились я и брат Василий. У меня в альбоме фотография за 1975 год. На ней: слева от крыльца мама, справа – ее сестра Александра Васильевна Федянина. На крыльце я, мой муж и сыночек Димочка, который родился в 1975 году. С помощью родителей мы построили свой дом. Родителей и брата уже нет. В доме по улице Комсомольской теперь живут другие люди. Но это память о моих родных и близких. Это моя маленькая Родина, моя улица, мой дом!

Владимир Пузиков
10 марта 2019 г.


Рецензии