Фиби

Живёт в далёкой от Зауралья Англии замечательная девочка Фиби, с которой я никогда не встречалась, да и не встречусь, наверное. Но от неё исходит такое тепло и жизнерадостность, что тысячи километров, нас разделяющие, не властны над её улыбкой, естеством, добрым взглядом, задором и живостью, пленяющим меня.

Девочка эта из поколения внуков моих, но я её не нянчила, не катала в коляске, не убаюкивала нескончаемыми колыбельными, не рассказывала сказки, не читала запоем наизусть стихи, любимые малышнёй всех поколений; не строила вместе с ней умопомрачительные сооружения из кубиков на ковре, не покупала ей кукол и машинок в «Детском мире», не составляла вместе с ней кроссворды и не учила в девять лет логарифмам, как всё это пережила со старшим внуком, Максом.

Мне везёт на мальчиков. У меня – только сыновья и внуки. И не пришлось мне пока ещё дарить кукол своим кровиночкам, шить вместе платьица, вообще обучать первым навыкам рукоделия, вместе придумывать и творить из лоскутков и ниток.

Мои мальчишки росли, как и положено их полу, все их увлечения я живо разделяла и направляла, вникала и вместе с ними училась новому, доселе незнаемому. Сорок лет, как я стала мамой и пятнадцать – как бабушкой. Все мои любимые мальчики сейчас далеко от меня. Работа, учёба, своя жизнь с заботами и тревогами, как и должно быть. А сердце моё с ними, в Техасе ли они или в Москве, в Ишиме, в Киеве, в Индии, в Норвегии, в Кувейте или в Питере. И что сейчас происходит с каждым из них, что их волнует, какие трудности они преодолевают – неведомо мне, а потому более сердце беспокоится. И разум все понимает, всё логично, но как мечты несбыточные для себя вижу иногда в неоценимой, счастливой суете, проходящей рядом, но мимо, совместную жизнь трёх поколений – мудрое, терпеливое и согласно годам, менее энергичное физически, однако же полное неиссякаемой любви к своим кровиночкам и жажде излития её– старшее поколение; среднее – в расцвете сил и гигантском объёме забот о хлебе насущном, о воспитании и обучении детей с вечной нехваткой времени и внимания к подрастающим детям, ну и младшее, нуждающееся не только в питании, но и во времени общения, в ласке и любви старших.

Вот такая формула. Гармония достижима и было так предусмотрено от начала. Старшие не выброшены на обочину жизни, они нужны, и младшие присмотрены, приголублены, полюблены. А средние – спокойны за тех и других, не разрываются по трём фронтам, целенаправленно обеспечивают существование семьи. Ах, да что там говорить. Хотя и принято считать, что идеал недостижим, однако же он был нормой до поры, до времени. Стало ли лучше? Риторический вопрос.

Есть Интернет, есть соцсети и другие ресурсы, в которых дети и внуки проводят жизнь. Конечно, это благо, ведь я могу со стороны хотя бы схематически представить, где они сейчас и что их волнует.

И есть друзья, знакомые, дальние и забытые, возникающие в памяти и в твоей жизни благодаря этому благу, в котором и живого места не осталось от нареканий – Интернету.
И чудесным образом узнаёшь новости о людях, о которых не слыхал десятки лет.

В те давние времена, когда у нас родился первенец, мы жили на четвёртом этаже, а под нами, на третьем, тоже молодая семья, только детки постарше – их сыну было лет пять, а дочке, Катюше – годик. С мамой этих деток, Кирой, вместе гуляли мы с колясками, тусили вприглядку за детьми у качелей, лесенок, песочницы. Через положенное время наши дети поступили в лучшую по тем временам в городе (да и теперь, наверное) школу, 21-ю, с английским уклоном. Кира водила свою Катю ещё и в хореографическую студию, мой сын учился конструированию в Доме юных техников. А мы с Кирой тоже не отставали – кроме воспитания детей, работы, ведения домашнего и дачного хозяйства, успевали ещё и на аэробику бегать недалеко, в Дом нефтяников, и на концерты в филармонию.

Шло время, дети делали успехи, заканчивали школу с медалями, потом универ с красными дипломами, работали на совесть, ну и оказались за рубежом. А мамы радовались за них и грустили от них в отрыве. Делились новостями о детях и родившихся внуках, показывали фото.

А потом случилась беда. Кира скоропостижно скончалась от сердечной недостаточности. Даже и не помню теперь, успела ли она лично увидеться с внучкой своей, Фиби. Катя приезжала на похороны. Такая же стройная и нежная, как и была в юности. Сидела у гроба в черном кружеве и шептала: «Мама, мама!...»
Я подошла, взяла её руки, заглянула в глаза:
- Катюша, тяжело. Соболезную. Но не вернёшь. Но у тебя есть утешение – это память о маминой любви. Это благодарение Богу за её любовь. И надежда на встречу на небесах.
Катя посмотрела немного с удивлением, потом взгляд смягчился, скорбь сменилась интересом:
- Правда? Ой, спасибо!

Потом мы с Катей увидели странички друг друга в Сети и подружились уже виртуально. Коротко переписывались, я лайкала и комментировала её фото – о растущей дочке, совсем не похожей на маму, о путешествиях, о праздниках. Поздравляла с рождением сынишки…

И вдруг спустя несколько лет на фото Катиных детей стала появляться задорная, живая, девушка - ещё девочка, но уже не ребёнок. Фиби. Потрясающая своей непосредственностью и естественностью, без намёков на позу и жеманство, самолюбование и эгоизм - такая, какая есть в жизни. Сначала в компании подружек, потом на своих селфи, и с каждым кадром рос мой восторг от созерцания новой расцветающей жизни, я узнавала в этом юном существе, красивом и гармоничном, ещё ребёнке, но уже девушке, черты бабушки Киры.

А потом случилось ещё одно чудо. В Сети у меня друзей немного. Я строго слежу за списком. В основном это – настоящие мои друзья, хорошие знакомые и их дети, три-четыре – приобретённые виртуально, но единомышленники и те, с кем просто интересно общаться лично. Балласта нет, от незнакомых заявки в друзья не принимаю. И вдруг - ровно два года назад вдруг пришла заявка в друзья от Фиби, Катюшиной дочки. Удивление охватило меня, я с радостью ткнула в кнопку «Подтвердить».
И началась наша виртуальная дружба с девочкой, такой далёкой, милой и незнакомой, с которой нас столкнули удивительное переплетение человеческих судеб и возможности современных коммуникаций. Я с интересом эти два года следила за её жизнью, отражённой в Сети, вместе с ней радовалась её восторженному взгляду на окружающее. И Фиби тоже своими лайками подтверждала – и ей интересна моя жизнь!

И я поняла – расстояние и возраст ничего не значат, это всё материально, для родства душ совершенно незначимо. Я часто размышляла, почему мне до сих пор интересно работать со студентами, почему я с удовольствием иду или еду в универ, провожу занятия, возвращаюсь домой без сил, в полном изнеможении, но счастливой и долго перебираю в памяти моменты лекций или лабораторных, а особенно защит или экзаменов, когда лично общаешься с человеком. В такие минуты, непосредственного человеческого разговора, открывается новый, интересный мир другого поколения, но по сути это просто внешние обстоятельства другие, а разговариваем мы частенько не столько по вопросам электроэнергетики, указанных в билете, а выходим далеко за их рамки и даже в другую сторону. Ребята делятся со мной своими радостями и проблемами:
- Ольга Михайловна, я уже билеты купил, завтра домой еду, три месяца не был. Мама уже, наверное, столько всего наготовила! И папа баньку истопит, а ещё успеем порыбачить в проруби!
- Ой, спасибо Вам, что курсовую Вы проверяете через e-mail, не надо распечатывать несколько раз.
- У меня зрение сильно падает, я ходила к платному офтальмологу, а мне сказали, что…
- Ольга Михайловну, это пишет Ваш вечно опаздывающий студент. У меня такие вопросы по диплому…
- У меня часто так болит что-то в животе, вот здесь, под грудью, с трудом сижу на занятиях…
- Спасибо, что можно задать вопрос в любое время суток по e-mailу!
- Летом в стройотряде хочу заработать…

Но вернусь-таки к удивительной девочке Фиби, с которой, как и с другими моими юными друзьями, роднит свойство, которое, к счастью, сохранилось во мне на протяжении долгой жизни: это умение радоваться и удивляться жизни в данный момент и в данном месте. Это восторженное отношение к тому, что тебя окружает, это интерес и участие к нуждам и проблемам тех, кто рядом, это уверенность в будущем – оно будет прекрасно, иначе и быть не может! Это, в конце концов, моя вера, она живёт во мне и делает меня такой, какая я есть.

И мне хочется, чтоб милая Фиби и все мои юные друзья сохранили и пронесли по жизни эту любовь, непосредственность, умение видеть и наслаждаться прекрасным, чтоб наряду с мудростью, обретаемой опытом, переживаниями и их осмыслением, не перестали бы видеть мир через розовые очки!


Рецензии