Штрихи. Мой меридиан

Письмо другу.

Ну, вот… свалилась, видимо, с вирусом. Температура туда-сюда... Когда есть силы – читаю. Посмотрела на полку – есть и нечитанное, что не пошло сходу, но рука потянулась к Рубиной - «Белая голубка Кордовы». Перечитываю. Знаю твое скептическое отношение к ее книгам, пусть некоторым. Но читаю - и до слез. Не от действия, сюжета, а от того, что так созвучно. Вдруг - и самое больное откликается… Да, женщина, да, эмоции… Почему только с возрастом, да каким, мы задумываемся: «А кто мы есть?»,  когда и спросить - расспросить уже не у кого. Твоя попытка собрать фото…   моя сестра пытается найти крохи - кто есть кто, а ветром  времени поразмело…
И на фоне повышенной температуры такое в душе…

Для меня  эта книга о былом...

Питер. Нет - Ленинград. Всего три года бестолкового детства. Но вцепился так яро, что если нужно что-то исправить в себе, для себя, то просто нужно прикоснуться к шершавости гранита его набережных. Город, который исправляет ауру, возвращает свет, возможно белых ночей, город, чуть не подаривший чахотку – спас Север, – но это мой город. Я брожу по нему в этой книге.
Читаю:

 - «весна в Ленинграде, появились бочки с квасом». Да… Наш дом на углу Мытнинской и Третьей Советской, перейдёшь и на следующем углу она – бочка, и идти надо сразу с бидончиком – для всех.

- «пошли на Пряжку к Блоку». Жаль, совсем недавно узнала, что там (рядом с Пряжкой) обитал Блок. - Не случилось зайти в гости. Сначала Пряжка появилась для меня как ближайший вещевой рынок, где можно что-то купить для семьи. Это 90-ые. Когда из Гостиного Двора исчез Детский Мир, из Пассажа - обычные товары, а появились бутики с пальмами, с изумляющими брюками в ромашки и с еще более изумляющими ценами.

- «и назад они шли через кладбище Лавры». Мы шли вперёд, с Леной, дочкой. Жили у Оли, подруги, одноклассницы, в Обухово, ехали в Лавру, трамваем. Как обычно, мне приспичило сократить путь, проходными («вдоль да по мусоркам» - дочкино определение). Сошли раньше , вот и зады Лавры, только пройти туда надо через мостик. Относительно пешеходный – железнодорожная ветка – рельсы, шпалы. Через канал. Прошли половину, и я глянула вниз. Ступор полный. Ни взад, ни вперед, ноги отключились, мозги тоже – фобия… Но с ребенком, правда 18 лет… Смогла развернуться и проверенным путём вернуться назад, к трамвайной остановке. Поехали как люди.

- «букинистический магазин располагался метрах в 50 от арки Росси», на улице Герцена, знаю. На первом курсе еду домой, каникулы, день в Питере, одна в городе, Оля на работе. Прохожу под аркой. Слева телефонная будка. А у меня номер Лиды Кутовой, северной школьной подружки. И она дома! Через 40 минут вдвоем топаем по Невскому, купили клюшку, облизались на ананас – первый раз  вижу - и движемся, заглядывая в магазины. Лида тоже уезжала на каникулы домой. Её отца перевели из Североморска  в гарнизон «Вологда-100» -  это от Вологды примерно столько. Я вся из себя: зимние сапоги на шпильках, на плече хоккейная взаправдашняя клюшка. Пообедали в пельменной, и… привет Сереге, младшему брату подруги. Они с моей сестрой, Наткой, с одного детсадовского горшка и одноклассники. Следующий, предпоследний раз, мы виделись, пожалуй, через год. Я, как обычно, пролетала с посадкой на пару дней через Ленинград. Лида с аэропорта меня с чемоданом транспортировала во ДК им. «Непомнюкого», где, упросив в гардеробе взять чемодан, мы наслаждались «Жизелью». Следующая встреча была 20 лет спустя. В Николаеве.

- «Винница стоит на Южном Буге с его кофейными водами». Да. Только в этих водах мы с Леной плескались уже в 1988 году. Когда вырвались в Одессу вдвоем. И не удержалось моё нутро – потянулись, нет - полетели! на подводных крыльях в Николаев. К Лиде. У нее на руках оказался годовалый младшенький. Старший был в пионерлагере и собирался в первый класс. Лида  устроила нас в центральную гостиницу, где в это время, будучи на гастролях, жил Кобзон. (А также тараканы  - большего количества их на 1 кв. м. нигде, никогда не видела). И мы, изредка забегая в гости, бродили сами по Николаеву: в ресторане украинский борщ с пампушками с чесноком, по паркам и скверам над Бугом и Ингулом. Кино в бывшем храме – стены, двери те же!!! По улицам, где обнаружили бревенчатый дом в степном городе - из песчаника!!! Имитация!! – диво. - Хотелось людям бревенчатую избу иметь, память просила, явно. 
Отправились как-то на «загородный пляж» на Буге. Рабочий день – пусто. Песочек. Вода молоко, нет – кофеёк. У берега шина – вскочи и прыгай – батут…… из которого недовольная выплыла змеюка… Нам стало сразу неинтересно у воды - сбежали в город. А, вернувшись в Минск, рассказывая маме о путешествии, я вдруг узнала, что моя бабушка Домна, ее мама, родом из Николаевской области. Через 3 месяца мамы не стало. И никто ничего больше не рассказывает …

Винница, где столько происходит в книге, - это областной центр, а Гайсин -райцентр. Оттуда мой корень - отец. И тоже в памяти  ничего… Я там была лишь однажды. И пяти лет не было – не было Наташи. Помню только плетень с горшками у хаты и бабушку, пьющую чай вприкуску с сахаром и селёдкой, да! Сидит у малюсенького окна за малюсеньким столиком (на двоих) и чай с селёдкой… До сих пор помню, но не попробовала, может зря?.. Бабушка Саша, Александра Саввовна, приезжала к нам в Ленинград, гостила недолго, маленькая, сухонькая, в платочке. Сколько ж ей было?.. Дед Степан, говорят (не застала), был высокий, а бабушка – низенькая. И четыре сына и дочка росточком в неё. Мама смеялась: когда ехали к старшему папиному брату – тоже Степану, то папа расписывал: высокий, красивый. А встретились… Да, красивы мужчины Бесовы, но уж какие есть.  Наташка лет 7-8 была с папой в Гайсине, гоняли  с братом Павликом по садам - шкодили. И Павлика нет…  Из Гайсина в юности  отец почти сбежал после 10 класса – поступил где-то рядом в паровозный техникум, но забрал документы и рванул в авиацию… 1938 год.

Во так и читаю книгу. А ещё очень люблю бродить по улицам из книг. Не приходилось? Прочту, могу карту города раздобыть, перелистывать страницы, за героями ходить. А по Одессе… И за книжными и за своими, хватает.

Это я про «Белую голубку»… рассказывала. Чтоб не скучал. Не могу не говорить с тобой. Ты каким-то образом  -  детством, да? - но включен в мой меридиан. А может и я в твой.
Север, Ленинград, Паневежис, Минск, Могилев, Мстиславль, Хотимск, Винница, Одесса, Николаев, Севастополь, Феодосия. Если взять крупномасштабную карту и не придираться –искривлений минимум, даже к Простоквашино. Такая полоса - лента с бантиком - подарочная… Мой меридиан.

11/12/18


Рецензии