Гостеприимство

               
                Из цикла: "Люди рассказывают..."
   

               
                Дана, журналист, Рига


              В Ташкент мы  прилетели рано утром. Со мной  была моя дочь Лоретта.  Сентябрь месяц самая благодатная пора в Узбекистане.   Люблю  это время. Уже не так сильно жарит солнце, полно овощей, фруктов, дынь, арбузов – самый настоящий рай. И не только для желудка. В общем, соблазнилась и прилетела. Лоретте уже семнадцать, но в  этих краях, как и  я,  уже не первый раз. В Ташкенте  меня всегда принимали очень хорошо, я бы сказала как родного человека. А главное я поняла, какие прекрасные люди живут здесь. Так что мне каждая  поездка запомнилась надолго.

В аэропорту нас встретил Рустам и его сын Джасур. У Рустама трое сыновей, но в этой поездке нас везде сопровождал Джасур. Он студент и пока был на каникулах, во всем помогал нам. Он был за шофера, носильщика, гида и когда нужно за переводчика.

С Рустамом мы  знакомы много лет. Постоянно общаемся в интернете.  У нас много общих интересов.

Договорились, что  прилечу на неделю. Очень хотелось снова побывать в  Самарканде и Бухаре. Много знаю  об этих  древних городах, но хотелось увидеть, как меняется их современный облик. Рустам составил программу и расписал каждый день.

И вот, наконец, мы прилетели. Дни   пролетали как во сне. Экскурсии по городу, посещение кафешек, c вкуснейшими узбекскими народными блюдами, поездка в горы Чимгана, где на вершинах до сих пор лежат снеговые шапки, купание в ледяных горных речках  - все это делало отдых незабываемым.

Некоторые особенности были с языком. Рустам говорил  на русском языке с нами, когда нужно общался на  узбекском языке, и потом переводил нам на русский,  а мы с Лореттой чаще переговаривались на латышском, а потом я переводила на русский. Впрочем, нам это не доставляло никаких неудобств.

Мы успели слетать в Бухару и, чтобы не переутомиться, самой последней была  запланирована  поездка в Самарканд. Это было за день до нашего отлета.

Полные впечатлений, во второй половине дня, мы возвращались из Самарканда. Джасур сидел за рулем, Лоретта  сидела рядом на переднем сиденье. Они быстро подружились. Оба очень высокие, они смотрели на нас сверху вниз и в буквальном и  в переносном  смысле. Новое поколение. Они болтали о компьютерных программах прекрасно зная, что для нас это был практически темный лес. Мы с Рустамом пристроились сзади и утомленные поездкой молчали. Время клонилось к вечеру, но было все ещё жарко. В салоне работал кондиционер и играла музыка. Вдруг, я услышала песню и спросила, кто это поёт.

Рустам ответил, что поёт очень популярная узбекская певица.

- Это наша звезда - Юлдуз – сказал Рустам -  песня о Ташкенте.

Юлдуз пела:


Здесь в каждом доме крепкий чай готов,
и в казане горой томиться плов.
В любую дверь стучись - дадут ночлег,
желанный гость тут каждый человек.
Гостеприимством славен мой Ташкент.


-Да о гостеприимстве в Ташкенте я и раньше много слышала. А теперь и сама знаю – вставила я. 

Юлдуз продолжала заливаться соловьём:


Ах спешите к нам друзья в Ташкент, в Ташкент
Здесь весь народ твоим теплом согрет
Гостей узбеки с малолетства чтут
Приют и хлеб последний отдадут
В Ташкенте всех с любовью ждут.


И тут меня дернул за язык мой маленький латышский чертик, как говорит мой папа:

- А правда, что ты можешь постучаться в любую дверь, и тебя обязательно накормят и напоят? -  спросила я.

-Правда – Рустам отвечал не задумываясь.

Я с сомнением взглянула на него

-Так уж и в любую дверь?

В это время машина вильнула, и Джасур сообщил что, кажется, пробило колесо.

По навигатору мы увидели, что совсем рядом есть мастерская и мы рискнули доехать до неё на полуспущенном колесе.

Оказались мы чуть в стороне от большой трассы в небольшом кишлаке. Стоило открыть дверь, и на нас обрушилась жара. Мы вошли в печку. Я, конечно, люблю сауну, но долго находиться в ней не могу. Не привыкла.

Работы было немного и Джасур, с мастерами, занялся колесом. Рустам расспросил мастеров и узнав что метрах в ста отсюда есть небольшой минимаркет  предложил сходить туда попить холодной минеральной воды. Я тут же согласилась. Взятую с собой воду мы уже выпили, но пить хотелось снова и снова. Лоретта пошла с нами. Мы прошли примерно половину пути, когда я заметила, что Лоретта запыхалась. Она была вся покрыта потом. Кажется, она была на грани перегрева. Мы остановились и присели в тени дерева на лавочку, перед каким то домом. Рустам сказал, что нужно обмыть лицо и руки холодной водой.

- Идем – решительно позвал он и подошел к воротам дома, перед которым мы остановились

– Заодно и проверим – неожиданно добавил он.

Я стала искать глазами  звонок, но  Рустам подошел к воротам и спокойно
открыл калитку. Калитка была не заперта. Меня это немного удивило, но Рустам успокоил:

-  Это нормально - кивнул он мне, а потом крикнул  на узбекском -  Есть  кто  дома?

- Входите, кто там? – ответили из глубины двора.

- Собаки нет у вас, не укусит? - снова спросил Рустам, входя во двор.

- Нет, нет проходите.

В   глубине двора стоял дом, на  веранде сидела старушка. Маленькая,  сухонькая  она с любопытством смотрела на нас через призму огромных очков.

- Assalamu alaikum, oijon.  (Здравствуйте, матушка)  – поздоровался Рустам.

Я, уже зная  обычаи тоже поздоровалась:

- Assalamu alaikum !

- Vaalaikum assalam ! – ответила старушка.

-Матушка, позвольте нашей девочке умыться водой из вашего водопровода? Ей очень жарко.

-Конечно, сынок, пожалуйста.   

Мы подошли к водопроводу и Лоретта с блаженством стала плескаться в холодной воде. Я тоже обмыла руки и лицо водой. Стало значительно легче.

Лоретта спросила можно попить воды из этого водопровода.

-Конечно можно - сказала старушка - Только водой не напиться. Напиться можно только чаем.  И лучше зеленым…

Она пригласила нас на веранду. Мы отказывались, нам было неудобно, но старушка настояла.

Мы поднялись на веранду.

-Ну ка,  сынок - обратилась она к Рустаму – возьми вон там.

Под цветастым платком  на полке стоял поднос. На нем стояли тарелочки с конфетами, вазочки с вареньем, с душистым медом, сухофрукты и миндаль.
 
Рустам тихонько объяснил, что это поднос для гостей, которые могут зайти в любой момент. Что бы не бегать и не суетиться заранее готовят такой вот поднос. Зашли гости и вот, пожалуйста, угощение  сразу на столе.

Сбоку кипел электрочайник «Браун». Заметив мой взгляд, старушка похвалилась – дочка подарила. Из Германии привезла.   

Она заварила душистый зеленый чай, и действительно выпивая его мелкими глотками, я уже после второй пиалы почувствовала, как отступает жажда. Раньше,  выпитая бутылка холодной минеральной воды  не приносила  такого облегчения.

Мы напились чаю и наелись варенья. Старушка с интересом расспрашивала, откуда мы приехали, куда едем, где  побывали. Узнав, что мы из Латвии рассказала, что когда то ездила с мужем в Юрмалу отдыхать. На русском она говорила неплохо, но поскольку говорить ей было легче на узбекском Рустам был за переводчика. Я кое что объясняла Лоретте на латышском. Так мы говорили, наверное, с полчаса, но вот позвонил Джасур и узнав где мы подъехал на машине к дому. Мы хотели попрощаться и ехать дальше, но старушка вдруг сказала, что никуда нас не отпустит без ужина. Что скоро подойдет её дочь, которой она звонила и принесет плов.

Мы конечно стали отказываться и благодарить её, но старушка  слушала нас  с каменным выражением на лице, а потом вдруг спросила Рустама:

-Ты узбек?

-Да, матушка – удивился Рустам.

-А ты что не знаешь, как надо принимать гостей? – задала она убийственный вопрос.

- Знаю матушка, просто мы торопимся, завтра гости улетают и нам надо…

Но старушка не дослушала:

-Позже поедете. Бедная девочка вон как перегрелась. Станет чуть прохладнее тогда и поедете.

Больше она не слушала никаких возражений.

Рустам молча опустился на курпачи.

-Придется остаться на плов. Иначе обидим…

Мы заверили, что конечно ни в коем случае не хотим  нанести обиду этой женщине.  Остаёмся. И кроме  того ослушаться старшего -  это грех. Так сказал Рустам.

Мы остались. Пришла дочь, принесла плов. За ней прибежала невестка, принесла самсу.  Потом пришла замужняя внучка и принесла лагман. Потом пришли ещё и ещё родственники и каждый что то приносил. Мы уже не могли есть, но каждый раз нас просили просто попробовать новое блюдо и наваливали полную тарелку.

Вскоре стемнело и Рустам, уже решительно, попросил дать нам разрешение уехать. Все уговаривали остаться на ночь и вообще погостить недельку. Но мы сказали, что у нас билеты на завтрашний рейс и нас отпустили. Благословили на дальнюю дорогу и мы, наконец, тронулись в путь. Поздно вечером мы приехали в Ташкент.

На другой день мы улетали. Обвешанные подарками от Рустама и его жены,  с набитыми чемоданами сладостей  и  сувенирами мы сели в самолет. Когда самолет тронулся к взлетной полосе, Лоретта вдруг засмеялась. Вообще то, она боится летать и особенно боится момента взлета и посадки. Поэтому меня удивила её реакция.

-Что с тобой? – спросила я.

-Мама, мне так захотелось снова поесть той самсы, которую принесла невестка бабушки, помнишь…  А мы приедем на будущий год сюда?


Рецензии