Хек серебристый

Мы жили на Петроградской стороне – П.С., дети ходили в школу за километр от дома, как по правилам – куда приписаны. Школа была суровая, так как находилась в рабочем районе П.С., где располагались фабрики и заводы. Ну и жили там рядом те, кто там работал, и дети их учились рядом,  в этой школе. Нет, я ничего не хочу сказать про рабочий народ, он всякий, как и везде, я хочу уточнить, что предприятия в той округе были гражданские, т.е. не военные, а это значит уровень образования, всего остального. О том, что есть разница – я узнал  только в 90-е годы, когда ушел в «свободное плавание», как теперь говорят, т.е. в бизнес. Окунание в реальность, в «гражданский бизнес», меня удивило, огорчило и даже шокировало: я был не готов к тому, что можно сделать брак, что надо повторить несколько раз, объяснить очевидное, согласится с тем, что можно не выполнить поручение, придти не вовремя, отказаться от взятых обязательств. Это был кошмар, как отдельных личностей, так и вновь образованных предприятий, совершенно не допустимый на моем заводе, в оборонке, где отработал счастливых двадцать лет. И еще одна сторона меня огорчала, это безнаказанность! Т.е. работник, или организация, накосячили, сделали брак, не выполнили в срок, и вдруг начинают требовать полную оплату, отказываются переделывать, выставляют претензии. Им объясняешь, что вы не выполнили условия Договора, эта работа – брак, расход сырья не обоснован, а они мне говорят, мол, мы старались, работали. Со временем, я чуть смирился, стал ко многому снисходителен, ну как с них требовать: зарплата маленькая, дедушка и папа – пьяницы, учился плохо, но тоже хочет жить и иначе работать не умеет, не научили. Конечно, я смирился на словах, а внутри все кипит и только сын замечал, как внутри меня все горит и делал мне замечание: береги здоровье, не бери в голову! У сына была, да и есть удивительная способность: он не кричит, не ругается, может только посмотреть, ну скажет тихо, и тот, кому это предназначалось – начинает интенсивно работать, исправлять брак…  Если в моем лице люди видят суетливого мужичишку, который может и прав, но пошел он, то в сыне они видят что-то серьезное и даже опасное и стараются «не нарываться». Где и у кого сын научился – я не знаю, но за многие годы совместной работы я удивлялся выдержке и дальновидности сына во многих делах. Я приобрел подобный опыт после 40 лет, а он уже в 27-30 знал на порядок больше меня по опыту общения, особенно в спорных ситуациях, когда есть проблемы. Доченька была попроще, занималась спортом, нас не напрягала и подружек в школе имела тех, что были. А были очень разные, из разных семей, с очень разным интеллектом и достатком. Это было начало 90-х,  уже появились первые кооперативы, которые пытались восполнить дефицит во всем, но с едой было еще плохо. Я работал на пяти работах, как насчитал мой друг Юрочка Жовнер, и моя семья жила в достатке. Мы не шиковали, но хватало на все. Основной доход приносил ремонт телевизоров, который я осуществлял по Патенту, честно заплатив за него. Дочка росла и надо было купить новую шубку на зиму. Жена, на каком-то из новых рынков,  купила дочке шубку из искусственного меха, серую, с искринкой, с виду очень даже ничего. Когда  дочка одела шубу, чтобы показать мне, я серьезно сказал, что это мех серебристого хека. Жена поняла, улыбнулась и мы об этом забыли. Через какое-то время дочка пришла в новой шубке к своей подружке домой. Семья была приличная, мама у девочки врач-кардиолог, спрашивает дочку, мол, что это у тебя шубка новая? И доченька, не моргнув, объявляет врачу, что да, недавно купили, это мех серебристого хека! Мама подружки спрашивает, кто тебе сказал о таком мехе? Дочка говорит, что папа, он сразу определил, что за мех! Мама-врач нам рассказывала, что она смеялась до слез, правда, отошла в сторонку. Так, у нас в семье нечто среднего качества, объявляется, что сделано из меха серебристого хека. И сегодня дочка со смехом вспоминает тот эпизод, рассказывает про него в компании, хотя не все понимают иронию про рыбий мех.

Ноябрь 2018 г Санкт-Петербург


Рецензии