Наша историческая память

Лет 35 тому назад, занимаясь с нами, тогда ещё молодыми псковскими литераторами, наш земляк Лев Иванович Маляков употребил термин, запомнившийся мне навсегда.
Годы военного лихолетья он, партизан и фронтовик-краснофлотец, назвал «кругом войны», пояснив это таким ярчайшим примером: «В 1975 юбилейном году советский народ праздновал 30-летие Великой Победы. Но уже следующий 1976-й год вновь стал для нас юбилейным – 35-летим победы в битве за Москву, годом позже – мы отметили юбилей победы в Сталинградской битве, затем – на Курской дуге, в 1979 году – 35-летие освобождения от врага практически всей территории СССР, а в 1980 году мы праздновали очередной 35-й юбилей Победы и так – год за годом». А ещё поэт-фронтовик сетовал на то, что уходит из жизни поколение творцов и очевидцев Победы. Опасность этого процесса заключена в том, что под гнётом времени стирается подлинная память поколений и повышается степень опасности исторических фальсификаций и мистификаций.
«Чем дальше от нас будут те или иные события, со временем, «белые пятна истории и историческое беспамятство неизбежно будут замещены нашими недругами чёрными страницами истории, не имеющими отношения к исторической правде. Поэтому храните документы – свидетелей событий», - наказывал нам выдающийся советский историк Евгений Тарле.
Верность этого утверждения в который уже раз мы видим на практике, говоря о Великой Отечественной и II Мировой войне. Чем дальше вглубь исторического бытия уходят события самой кровопролитной войны в истории человечества, тем всё большее число новоявленных «переоценщиков» истории «хватаются за перо», вернее, садятся за компьютеры, чтобы «ввернуть своё новое слово», внести свою «ЛЯПту» в канву исторических событий, трактуя их по-своему.
И вот уже на телеканале «Дождь» с иголочки упакованные» и сытые представители «поколения NEXT» с серьёзным видом утверждают, что во благо миллионам ленинградцев, город на Неве надо было бы сдать врагу, в надежде на его (врага!») цивилизованное европейское милосердие, а не терпеть лишения в блокаде, сопряжённые с массовой гибелью мирного населения. И о блокадном Ленинграде по возрасту внуки тех самых блокадников снимают не фильм-катастрофу, а … кинокомедию «Праздник» по сценарию Алексея Красовского.
Одно плохо: не удостоили они своим вниманием слова не последнего человека в III Рейхе генерал-лейтенанта Альфреда Йодля, который 7 октября 1941 года сообщал генерал-фельдмаршалу Вальтеру фон Браухичу: «Капитуляция Ленинграда, а позже и Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена противником… Нельзя кормить их население за счёт германской родины…» Не уверен, что после таких генеральских слов в годы войны были бы шансы выжить у родителей многих наших младодемократов…
И как же расценивать после этого весьма «толерантные» высказывания о Гитлере и о Власове из уст небесталанного поэта, завсегдатая разных теле-шоу Дмитрия Быкова?
Дальше – больше! В дни, когда россияне склоняли головы в память о жертвах блокадного Ленинграда журналистка Зильке Бигалке в газете S;ddeutsche Zeitung выступила с критикой нашего отношения к блокаде. По её словам, и парад по такому поводу в городе на Неве неуместен, и героями полумёртвых блокадников называть не следует. Что тут скажешь? По-разному мы с такими вот немцами и некоторыми нашими согражданами понимаем суть массового героизма…
И плевать хотели эти «деятели культуры» на однозначную и вневременную оценку фашизма приговором Нюрнбергского трибунала, чихать они хотели на историческую память нашего народа, пережившего ту войну и победившего в ней ценою миллионных жертв! Ведь тех, кто на правах очевидцев с ненавистью и осуждением может посмотреть им в глаза становится всё меньше с каждым днём…
Историческое беспамятство в нашем обществе появилось не сейчас. Политической модой оно стало в приснопамятные годы «перестройки», 35-40 лет тому назад. Пытаясь примоститься к вожделенному для них Западу те самые «западники» постарались побыстрее забыть принципы историзма, поставив под сомнение их незыблемость.
И, казалось бы, те или иные исторические события, уже свершившиеся, пережитые жертвенностью народа, получившие историческую оценку современников, а потому – невозвратные, при, якобы, «новом историческом переосмыслении», становились уже небесспорными фактами.
В эпоху перестройки в СССР сознательно был нарушен нравственный закон преемственности поколений, когда поколение потомков продолжало дело предков, ценило их деяния с чувством благодарной признательности. Тогда ревизионисты нашей истории и начали переоценку прежних символов и ценностей. А действенного отпора патриоты дать им вовремя не сумели.
С лёгкой руки «огоньковцев» Коротича «Московньюсовцев» и «АиФовцев» начался пересмотр исторического прошлого великой страны. Так, Великая Октябрьская революция была сведена ими и их последователями до уровня несвоевременного октябрьского госпереворота, кучкой большевиков, не более того. Правда, ни один из сторонников такой трактовки событий до сих пор не смог назвать ни одной другой страны, не пережившей революций после двух войн, пришедшихся на долю одного поколения, как это случилось с Россией. После проигранных войн революции сотрясали и Францию, и Италию, и Австро-Венгрию….
Вслед за этим и итоги Гражданской войны в России начали трактовать по-новому: дескать, в Гражданской войне победителей не бывает. Только вот беда – общепринятый подход к понятию «Гражданская война» свидетельствует о диаметрально противоположной оценке этого, безусловно, трагического события, в какой бы стране оно не происходило!!! В XIX веке в Гражданской войне США северяне победили южан, а в 30-е годы ХХ века франкисты одержали победу над правительственными войсками республиканской Испании. В Гражданской классовой войне борьба всегда идёт до победы одной из сторон, потому они и бывают кровопролитными до беспредела!
Разве в России войска барона Врангеля не были сброшены в Чёрное море, а Красная Армия не закончила свой поход на Тихом океане, как пелось в некогда известной песне? Нет уж, господа ревизионисты нашей истории! При всём трагизме и беспощадности, марксистскую теорию классовой борьбы практика не только не опровергает, но, наоборот – подтверждает новыми кровавыми примерами и в неспокойном XХI веке! Примеры Украины и «цветных» революций на постсоветском пространстве яркое тому свидетельство!
Потому и недопустимо судить о событиях прошлого, посредством  представлений и нравственных норм дня сегодняшнего! Людям свойственно жить и действовать, исходя из реалий времени, в котором им выпало жить! Помните бессмертные строки Александра Кушнера: «Времена не выбирают, В них живут и умирают. Большей пошлости на свете Нет, чем клянчить и пенять. Будто можно те на эти, Как на рынке, поменять»...
Забыли «критики» сталинизма, что Иосиф Сталин, чьё 140-летие со дня рождения приходится на 2019 год, принял страну «в лаптях, а оставил потомкам с атомной бомбой»!? Под его руководством всем советским народом была одержана беспримерная победа над фашизмом. Делая упор на «кровожадность тирана» такие «историки» забывают упомянуть о том, что повсеместно, а не только в СССР, время было такое. Ведь и в «демократических» странах той поры, будь то Великобритания или США, с инакомыслящими, в основном, боролись при помощи физического их уничтожения. Поговорка: «Электрический стул, примиряя противников, выходных не признаёт» родилась в 20-е годы не в сталинском СССР, а в свободных США! И хотя число репрессированных в Советском Союзе  было в разы больше, чем в Штатах, факт остаётся фактом: и под сенью статуи Свободы пик вынесения смертных приговоров пришёлся на ту же вторую половину 30-х годов. Закон политической борьбы, когда оппонентов вначале пытаются переубедить словами, потом лишают рычагов власти, и, лишь потом изолируют или ликвидируют физически, работал ранее, действует и сейчас. Напомню беспамятным: с момента расстрела здания российского Верховного Совета по приказу новой власти прошло всего-то 25 лет…
Если же мы хотим мирного развития страны (а народы России, острее других пережившие ужасы войны, желают жить в мире, как никто другой!), нам просто необходимо выверить верность исторического курса России.
Да, уходят в мир иной свидетели и участники Великой Отечественной войны – к примеру, из 2500000 человек, переживших блокаду Ленинграда, ныне в живых осталось менее 9000 человек (всего 0,36% от первоначального числа!) – и нам надо успеть зафиксировать их правдивые свидетельства – Живое Слово о тех днях беспримерного массового подвига простых людей.
Доказано, что по закону исторической памяти мы перестаём в массовом порядке сопереживать событиям, случившимся с нашими предками в четвёртом поколении. К примеру, многие ли из нас помнят имена-фамилии и славные деяния своих прапрадедушек или рядовых героев Крымской войны? О народных героях Отечественной войны 1812 года я уж не говорю вовсе!
Говоря о сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне (аббревиатуру ВОВ я не приемлю в принципе!) у меня всё же есть надежда на то, что, благодаря кропотливой работе наших поисковиков, исследующих документы той поры, а так же – достижениям технического процесса, нашему поколению и потомкам нашим, всё же удастся избежать исторического беспамятства. Да, нам   несказанно повезло. От военной поры с нами навсегда останутся не только документы в виде безмолвной бумаги, но и километры кино- и фотоплёнки, что отсняли на поле боя героические фронтовые хроникёры. На магнитофонных плёнках и дисках останутся голоса и изображения героев-фронтовиков. С нами останется Память о них! Но разве этой памяти не было у внуков фронтовиков-украинцев?... А ныне потомки тех фронтовиков, победивших фашистскую гадину, бодро маршируют на факельных шествиях, так похожих на марши нацистов…
Иное дело, что у поколения внуков и правнуков в мирное время притупляется острота восприятия событий той поры. Если у переживших войну мысль о недопустимости нового кровопролития была доминантой и фраза: «Лишь бы не было войны!» имела смысл едва ли ни заклинания, то у правнуков свидетелей военного лихолетия, выросших под мирным небом, такого острого неприятия войны уже нет. Не отсюда ли проистекает ныне обилие военных конфликтов на нашей планете?
Психологи отмечают разительное отличие в восприятии современной жизни у молодёжи, не служившей в армии с одной стороны, от тех, кому довелось служить в «горячих точках». Прошедшие испытания огнём, дружбу, взаимопомощь ценят намного выше «мажоров», не нюхавших пороха!
Отсутствие реальной опасности для жизни ведёт молодёжь к поиску способов выброса адреналина при помощи просмотра ужастиков, занятий «спидрейсингом» (городскими автогонками без правил) «роллерблейдингом» (так именуют катание на роликовых коньках по перилам) или «трейнхоппингом» (ездой на крышах поездов)… А не лучше ли таким смельчакам, расходующих свою энергию попусту с риском для жизни, просто в российской армии послужить?!
О новоявленных, и, к счастью, блокируемых ныне квестах, подобных «Синему киту», культивирующих идеи не ценности человеческой жизни, мы уже писали ранее.
Да и увлечение компьютерными «стрелялками» при реалистичности их картинок, ведёт значительную часть представителей молодого поколения к несерьёзному отношению к жизни, всего лишь как к приключению, где жизнь можно купить, выиграть, обменять, но не умереть навсегда… Такую виртуальность едва ли отнесёшь к проявлениям гуманизма.
Вот и получается, что военно-патриотическое воспитание нашей молодёжи нельзя считать делом ненужным, несвоевременным! Наоборот, в этой работе из рук ветеранов Великой Отечественной войны эстафету поколений должны подхватить воины-интернационалисты и те, кто прошёл испытание огнём в «горячих точках» на просторах бывшего СССР.
Надо помнить, что историческое беспамятство ведёт к потере единства народа. И силён лишь тот народ, который имеет в себе силы отстаивать свои территории и свою самобытность через сбережение духовных ценностей.


Рецензии