Переписка с Референтом Патриарха
В адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступили Ваша книга "Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые" и письмо.
По благословению Его Святейшества в ответ на Вашу просьбу выразить мнение о Вашей религиозной позиции, отображенной в Вашем произведении, сообщаю следующее.
В 1950 г. в Чикаго создана новая структура - "Фонд Урантии". Организаторы фонда утверждают, что их объединение не религиозная секта, а научное сообщество, по-новому трактующее историю материального и духовного мира Земли, на базе объединения суперсовременной научной доктрины с обновленным христианством. В 1955 г. Фонд опубликовал свое видение истории человечества в огромном по объему томе, в 2097 страниц, под названием "Книга Урантии". До настоящего времени она выдержала одиннадцать изданий, в том числе на французском, испанском, финском и русском (1997) языках. Готовятся переводы издания на голландский, корейский, шведский, эстонский, немецкий и итальянский языки.
В Предисловии авторы пишут: «В нашем стремлении развить космическое сознание и усовершенствовать Духовное восприятие мы ограничены использованием несовершенного языка данного мира, что чрезвычайно усложняет изложение расширенных понятий и новых истин, и поэтому мы используем известные символы английского языка». Свою задачу авторы сформулировали в следующих словах: «Настало время познакомить приверженцев буддизма, христианства, индуизма и других религий не с евангелием об Иисусе, а с живой духовной реальностью Евангелия Иисуса». После прочтения этих слов сразу же возникает вопрос: в чем заключается различие «евангелий об Иисусе» с «живой духовной реальностью Евангелия Иисуса»? Так как различие это не расшифровано, то остается неясным, что отрицают авторы в текстах Евангелий и на основе какой информации они пытаются воссоздать новую агиографию Христа? Здесь любой исследователь законно поставит кардинальный вопрос: а можно ли вообще верить всему тому, что напечатано на 2097 страницах большого формата? На вопрос представителю фонда Урантии по Санкт- Петербургу был получен весьма странный ответ, что они - авторы книги, получили информацию от «Высших сил». Совершенно очевидно, что достоверность информации от такого источника обсуждению не подлежит. Ей можно либо верить, либо не верить. Третьего не дано. Чтобы придать своему сочинению наукообразный характер, авторы придумали массу «мудреных» слов, понять которые невозможно. Их нет ни в одном цивилизованном языке.
Изучение раздела "Жизнь и Учение Христа", изложенного на 770 (с. 1323 - 2093) страницах, приводит к вполне определенным выводам, которые не зависят от конфессиональной принадлежности исследователя. Можно быть верующим или атеистом, но в основе нашего русского менталитета лежит доктрина Православия. Естественно, что разрушение глубинных основ русского национального мироощущения приведет (и уже приводит) к трагическим последствиям, к денационализации нашего народа. Авторы раздела о Христе предлагают свой вариант земного жития Иисуса, резко отличный от того, который изложен в Евангелиях. Желая заставить читателя поверить их сценарию, они расписывают жизнь Иисуса по дням, а иногда даже по часам. Они приводят тексты таких проповедей Христа, которых он не мог произносить, ибо они не согласуются с теми, что передали Евангелисты. В отдельных случаях они следуют евангельским текстам в целях придачи достоверности своим сочинениям. В других они «сообщают» о том, что явно противоречит евангельским записям о Христе.
Евангельские рассказы о Христе являются изложением живых воспоминаний об Учителе, записанных его учениками после смерти Иисуса, когда евангелисты сами были пожилыми людьми. В них сохранились такие сюжеты, которые могут быть записаны только очевидцами тех событий. Разночтения, имеющиеся в текстах четырех Евангелий, не носят характер взаимных искажений. С позиций теории Свидетельских показаний, широко применяемой во всех странах, и выводы которой носят бесспорный характер, Евангелии являются подлинным документом о жизни Христа. А вот авторы "Урантии", утверждающие, что они хотят донести до читателей «живую духовную реальность жизни Иисуса», сделать это не смогли. Элементарный литературоведческий анализ доказывает, что их сочинение - это типичная литературная фантазия. Представители фонда и авторы книги "Урантия" считают, что они, получая информацию от «Высших сил», находятся на более высоком уровне знаний, чем другие люди, и что они обязаны их учить.
В каждом из нас, в глубинах нашего русского сознания существует образ Иисуса, созданного Евангелистами. Размывая его, "Урантия" предлагает свой, который весьма далек от усвоенного за тысячелетие христианства в России. Вместе с новаторской моделью «живой духовной реальностью» образа Иисуса "Урантия" внедряет новую модель христианства, в которую должны войти элементы буддизма, индуизма и других религий. Возникает очередной вопрос: а что после такого синтеза останется от христианства? Рядовому верующему трудно разобраться в теологических тонкостях концепции "Урантии". Но основы христианства, и, прежде всего, Православия, подвергаются существенной деформации.
Внимательное изучение структуры "Урантии" приводит к выводу, что ее авторы опираются не на информацию, принятую от «Высших сил», а на вполне земные, современные методы манипуляции общественным сознанием. Манера изложения материала, имитирующая документальный характер, «точная» хронология событий, включение множества реалий, должны создать у читателей ощущение достоверности изложенного, приобщения к сокровенным тайнам. Возникает законный вопрос: кто и для чего создали эту книгу? Ведь на её издания и переводы на многие языки нужно было выделить огромные средства. Трудно поверить утверждениям авторов, что они - предтечи науки и религии будущего. Ответить на вопрос: кто же стоит за этой псевдонаучной структурой, под названием "Фонд Урантии", находящийся в г. Чикаго, пока невозможно.
Но цель их деятельности вырисовывается вполне отчетливо. Они хотят разрушить основы нашей русской ментальности. Они хотят внушить мысль о том, что фундаментальные основы нашего русского национального сознания безнадежно
устарели и нуждаются в коренной модернизации. И ясно, в каком направлении. Они
развивают идеи теософии Е. П. Блаватской (1831-1891), мистическое учение которой
претендовало на раскрытие особых божественных тайн ("Тайная доктрина" 1888) .
Вместе с английским полковником Г. Олькоттом она пыталась соединить мистику
буддизма и индуизма с элементами оккультизма и неортодоксального христианства.
В результате этой эклектической смеси должно было, по их замыслу, возникнуть
«современное» учение о божестве, в котором растворилось бы христианство. Из
современных сектантов авторы "Урантии" близки к "Свидетелям Иеговы" и их
изданию "Сторожевая башня", тираж которой превышает 19 000 000 экземпляров на
многих языках.
Для специалистов в тех областях, о которых пишут авторы "Урантии", которые
смогут отсеять зерна истины от плевел псевдонауки, эта книга представляет
определенный интерес. Специалисты должны знать образец современной
паранаучной литературы, пытающейся синтезировать науку «будущего»(!) с
оккультизмом и мировой религией.
Сожалею, что Вы не распознали обмана "Урантии".
Ваша книга будет находиться на хранении в специальном хранилище для
исследования учеными экспертами.
Посылая свое произведение, Вы выражаете свое уважение Святейшему
Патриарху Кириллу, ведущему, по Вашему собственному признанию, Вами любимой
телепередачи «Слово пастыря», и в то же время отрицаете всё, чему он учит и чему
посвящает свою жизнь.
Конечно же, у любого человека, обладающего свободой воли, имеется
возможность выбора. Вы сделали свой - отвернулись от Господа Бога и Спасителя
нашего Иисуса Христа и утверждаетесь в эзотерическом мировоззрении.
Однако выражаю надежду, что Вы прислушаетесь к мнению Святейшего
Патриарха Кирилла, который в ответ на вопрос о возможности занятия йогой сказал:
«Йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой
настороженностью». В частности, он отметил, что при использовании такого рода
практик может разрушаться национальное самосознание человека, его культурная
идентичность и предостерег от экспериментов с медитацией.
Посылаю Вам для изучения брошюры «Православный взгляд на йогу» и «Чем
Православие отличается от буддизма?».
Предлагаю Вам прочитать Святое Евангелие с толкованиями святителей
Иоанна Златоуста и Феофана Затворника.
Желаю Вам мира и доброго здоровья на долгие годы. Храни Вас Господь.
И дай Бог Вам обрести Истину - Христа Спасителя в Православии!
С уважением,
Референт Отдела по работе с письмами
Московской Патриархии
Уважаемый Иеромонах Иоасаф !
Благодарю Вас за то, что Вы нашли время и возможность ответить на мое письмо.
Я не очень надеюсь, что между нами продолжится дискуссия по вопросу о происхождении и функционировании Вселенной, как физической, так и духовной ее сторон. Но мне хотелось бы разъяснить мою позицию в данном вопросе.
Из Вашего письма ясно, что Книга Урантии в Патриархии Московской и Всея Руси имеется, и Вы достаточно хорошо ее изучили.
Мне непонятны Ваши недоумения по вполне ясным положениям книги.
Конечно, в духовном, а точнее - моронтийном мире, в который приходят после смерти души жителей нашей и других обитаемых планет локальной системы, существует свой язык, на котором должны общаться находящиеся там и прибывающие в этот мир души. Ясно, что они общаются не на английском и не на русском языках. Этот язык предстоит изучить прибывающим туда душам.
Возможно, на этом языке было бы легче изложить отдельные понятия духовного и физического миров. Авторы воспользовались английским языком и, по-моему, справились с задачей. Эта книга не является научной работой, и поэтому нет необходимости придавать ей «наукообразный» характер. Нет там мудреных слов, понять которые невозможно на современном этапе развития человечества. Эта книга является описанием существующего мироздания, его возникновения, развития и управления им. Разве есть какие-либо сомнения в том, что настало время познакомить человечество не только с Евангелием Иисуса, а с всеобщей картиной мироздания. Вряд ли это было бы возможно в период посещения Земли Иисусом и до начала двадцатого века, в котором у образованного человечества появилась такая возможность. Вы не правы, что различие между «Евангелием об Иисусе» и духовной реальностью Евангелия Иисуса не расшифровано. Такая расшифровка дана в конце Книги Урантии.
Почему Вам кажется странным ответ представителей фонда Урантии, что они получили информацию от «Высших сил»? Вы отрицаете наличие Высших сил? Вы отрицаете возможность передачи информации Высшими силами человеку? Я сам получил информацию от Высших сил, когда мне, ортодоксальному материалисту в возрасте 5; лет, была передана убедительная информация о наличии кроме материального и духовного мира.
Я ни в коем случае не отрицаю роль доктрины Православия в жизни русского народа. Я с глубоким уважением отношусь к апостолам Христа, которым посчастливилось общаться с ним и учиться у него. Я преклоняюсь перед их верой в Христа, большинство из них отдали свою жизнь за эту веру. Но Иисус прожил на Земле два этапа жизни: как человек до 27 лет, во время которых он не пользовался божественной стороной своей сущности. Он прожил жизнь, достойную подражания, вырастил и воспитал 4 братьев и 3 сестер, заменив им отца, поскольку его земной отец Иосиф рано ушел из земной жизни. Его земная жизнь могла бы стать примером для подражания для верующих, по крайней мере, она является таковой для меня. Период с 27 до 33 лет Иисус посвятил путешествиям по странам, в том числе - посетил Рим. 14 декабря 26 г. н.э., когда Иисусу было 33 года, его и двух его братьев Иоанн крестил в Иордане. День крещения подвел черту под чисто человеческой жизнью Иисуса.
Первые шесть апостолов были избраны Иисусом в 26г. н.э., впоследствии к ним присоединились еще шесть. Впоследствии, уже будучи пожилыми людьми, двое из них - Матфей и Иоанн, написали свои воспоминания о жизни с Учителем. Кроме того, свои воспоминания о жизни и общении с Иисусом написали еще 2 человека, которые не были первоначально избранными апостолами, но входили в состав 70 его учеников. Это Лука и Марк. Нет сомнений в подлинности основных фактов, изложенных в их воспоминаниях (Евангелие), и Книга Урантии подтверждает это. Но перечисленные выше евангелисты были людьми, которым присущи человеческие недостатки. Общение с Иисусом не делает человека более мудрым и лишенным человеческих недостатков. Апостолы Иоанн и Иуда Алфеевы, несмотря на весь срок, проведенный с Иисусом до конца его земной жизни, они ничего не поняли из учений Иисуса и были отправлены заниматься своим привычным делом - ловить рыбу. Историческая обстановка, в которой писали свои воспоминания евангелисты, подробно описана в книге профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии А.П.Лопухина «Библейская история Нового Завета», изданной в 1894 году по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета.
В этих воспоминаниях присутствуют их личные понятия и мнения. Некоторые из них приведены ниже.
Не будучи на месте встречи Марии Магдалины и Иисуса после его воскресения, апостолы все по-разному описывают эту встречу, но у всех при встрече присутствует ангел (один или несколько) в светлых одеждах. Как же такое событие может обойтись без ангелов, которые стали вдруг видимы для человека?
Удивительно, но Преображение Иисуса на горе Ермон описали апостолы Матфей и Марк, не присутствовавшие при этом явлении. Присутствовавший евангелист Иоанн ничего об этом не говорит. Первые два могли знать об этом явлении от Иоанна, Иакова и Петра, которые, очнувшись от глубокого сна, увидели, что Иисус ведет дружескую беседу с двумя яркими существами, облаченными в одеяния из света небесных миров. Лицо Иисуса и его фигура светились ярким небесным светом. Они разговаривали на непонятном языке. Не имея представления об архангелах Гаврииле и Отце-Мелхиседеке, апостол Павел сделал вывод: стоявшие рядом с Иисусом существа являлись пророками Моисеем и Илией. Эта версия заложена в Евангелии от Матфея и Марка. Я не знаю, как трактует Преображение Христово церковь в настоящее время, т.е. с кем беседовал Иисус.
В своем Евангелии Лука приводит диалог Иисуса с дьяволом, который его соблазняет. Этот диалог является кладом фантазии евангелиста, т.к. никто из смертных там не мог присутствовать.
Противоречие картины, описанной во всех четырех Евангелиях и в Книге Урантии - это арест Иисуса в Гефсиманском саду. Все четыре апостола утверждают, что при виде непочтительного отношения сирийца Малха к Иисусу Петр выхватил свой меч и отсек Малху правое ухо. Только апостол Лука утверждает, что Иисус исцелил Малха. После того, как было отрублено ухо, Иисус велел Петру убрать меч.
В Книге Урантии утверждается, что Иисус остановил Петра, когда он только выхватил меч, поднятием руки и сурово сказал: «Петр, убери свой меч. Взявший меч от меча и погибнет. Разве ты не понимаешь, что воля Отца в том, чтобы я выпил эту чашу?». Мне кажется, версия Книги Урантии более правдоподобна.
Общеизвестный факт, что апостол Иоанн по разрешению начальника римских стражников находился рядом с Иисусом с момента его ареста до казни.
Однако этот факт не упоминается в писаниях трех апостолов, и только у апостола Иоанна отмечается некий ученик, который был знаком
первосвященнику и потому вошел в его двор.
>
Недочеты евангелий, связанные, как сейчас говорят, с человеческим фактором, ни в коей мере не умаляют достоинств этих работ, написанных почти 2000 лет назад. Они легли в основу учений христианства, и в этом их особенная ценность. Христианство - великая религия, за утверждение которой было положено огромное количество жизней. Другой такой религии в мире нет.
Христианству повезло, что у него нашлись такие родоначальники, как апостолы Петр и Павел и их дальнейшие последователи, которые сумели при наличии других религий (иудаизм, греко-римская, митраизм и др.) сохранить и развить христианство, иногда даже идя на определенные компромиссы.
Попытка Абнера (руководителя учеников Иоанна-Крестителя) проводить более бескомпромиссную политику при распространении учения Иисуса потерпела неудачу и была вытеснена исламом.
Согласно данным Книги Урантии, вся жизнь человека на земле, его действия и мысли записываются его ангелами-хранителями и передаются на хранение в небесные архивы, доступ к которым может получить при необходимости любое духовное существо. Жизнь Иисуса Христа записана до мельчайших подробностей, и естественно, может не совпадать с воспоминаниями человека, даже если он евангелист. Образ Христа, существующий в глубинах русского сознания. Книгой Урантии не размывается, а наоборот, делается более ярким и естественным.
Китайская мудрость гласит, что очень трудно искать серую кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет. Не надо искать заговоров и коварных целей у создателей Книги Урантии, когда их там нет.
Книга Урантии является описанием устройства мироздания, его развития, управления им и происходивших в нем событий.
На вопрос, кто и для чего создал Книгу Урантии, ответ прост.
Текст создали и передали человечеству «Высшие силы» с целью содействовать прогрессу развития человечества, в чем Высшие силы всегда были заинтересованы.
С этой целью были направлены 500000 лет назад Князь планеты Калигастия, 35000 лет назад - Адам и Ева, и 4000 лет назад - Салимский мудрец, позже - Кришна, а в последнее время - Шри Сарди Баба и Сатья Саи Баба. В настоящее время в Германии в своем ашраме находится Свами Вишвананда.
Перевод и издание книги являются обычным издательским делом, которое при небольшом первоначальном капитале приносит прибыль в процессе издания книг.
Опасения, что некие силы хотят разрушить основы нашей русской ментальности, не выдерживают критики, поскольку первоначально книга была издана в США в 195^году на английском языке, а на русском языке издана в 1997 году.
Книга Урантии намного более опасна для других религий (иудаизм, ислам, индуизм и др.), поскольку изложенные в ней факты в корне противоречат основам этих религий. Христанство наиболее близко к изложенным в Книге Урантии фактам, и оно должно этим воспользоваться. Никакие идеи теософии Е.П.Блаватской, а тем более «Свидетелей Иеговы» в Книге Урантии не развиваются. Книгу «Сторожевая башня» я не читал, и желание ее читать у меня отсутствует. Попытки изучить творчество Е.П.Блаватской вызвали у меня непринятие того, что там написано. Картина мира, изложенная в Книге Урантии - божественно-гениальная, а все гениальное - очень просто.
Я думаю, что функции «Фонда Урантии» - не учить людей, а распространять среди них полученные знания, а как поступать с этими знаниями, люди решат сами.
После того, как я стал верующим, я жил с верой в духовный мир, но многие вопросы мироздания, происхождения человека, рас и другие мне были непонятны и недоступны. Библия (Ветхий Завет) на эти вопросы ответов не давала.
>
Будучи атеистом, я понимал, что Ветхий Завет написан людьми во времена, когда круг знаний был ограничен. После того, как я стал верующим, мое отношение к ней не изменилось. Не знаю, за какие заслуги я получил в руки Книгу Урантии, я ее прочитал с таким интересом, с каким не читал в молодости детективные и приключенческие книги. Прочитав ее, я получил ответ на все вопросы, которые меня интересовали. Это касается устройства мироздания и истории Земли (Урантии), а также пребывания на земле Иисуса Христа. Получив эти знания, я почувствовал себя счастливым, чуть не воскликнув «Остановись мгновенье, ты прекрасно!». Желая поделиться своей радостью с друзьями, я купил несколько книг и подарил их друзьям. Реакция была неожиданной для меня. Читать ее ни у кого не было желания по разным причинам. Одной из причин, как я посчитал, был огромный объем этой книги. Я написал конспект Книги Урантии, сократив объем примерно в 10 раз, сохранив основные положения. Он записан на диске.
Всякая религия будет жить и развиваться в будущем (и, соответственно, церковь, которая примет эту религию), если сможет ответить своим прихожанам на вопросы устройства мироздания. Ветхий Завет, отвечавший на эти вопросы почти двадцать веков, изжил себя. При обсуждении вопросов мироздания ни серьезные ученые, ни серьезные служители церкви не ссылаются на Ветхий Завет. В идеале религия должна занять место философии - матери всех наук - давая ответы на вопросы, возникающие у человечества. Если бы это было так, церковь смогла бы остановить ненужные эксперименты, и направить силы на исследования, необходимые человечеству. Например: хотите получить «частицу Бога» (первичная частица, из которых строится материя). Она дана, и свойства ее описаны. Не надо строить коллайдеров. Посылаете ракету с аппаратурой на марс с целью выяснить, есть там жизнь. Нет там жизни. В нашей Солнечной системе одна обитаемая планета - Земля, хотя в соседних системах имеется огромное количество обитаемых планет. Хотите знать, от кого произошел человек. Все написано. Направьте силы на получение бесплатной энергии из окружающего пространства, которое наполнено этой энергией. Первые обнадеживающие эксперименты проводились Николой Теслой.
Возможно, служители этой религии смогли бы наладить контакт с промежуточными существами, вечными жителями земли и через них получать интересную информацию для человечества от «Высших сил».
К сожалению, сложно быстро принять эту книгу за основу будущей религии. Это вызовет смятение в умах абсолютного большинства верующих. Это была бы революция, а революции не нужны. Процесс должен быть эволюционным. И ближе всего к этому процессу эволюции стоит Христианство, и православие в первую очередь. Мне кажется, процесс уже пошел. В выступлениях Патриарха Кирилла и Епископа Тихона приводится информация, которая взята из Книги Урантии и у «Высших сил», с которыми, я уверен, у обоих есть связь. Например, в своем недавнем выступлении Патриарх Кирилл сказал, что у всех верующих в другом мире будут новые чистые тела, т.е. он признает моронтийную жизнь.
Евангелисту Иоанну, я не знаю каким образом, был показан мир, в котором будут жить вечной жизнью души людей и который описан в Книге Урантии.
На Иерусеме (столице нашей локальной системы, куда прибывают души людей, достойных вечной жизни, после их смерти) в центре семи обитаемых колец ангелов находится резиденция консультационного совета Урантии - двадцати четырех советников Правителя локальной системы. Апостол Иоанн, автор «Откровений», назвал их «двадцатью четырьмя старцами». «И вокруг престола было двадцать четыре кресла, и я видел, как в креслах восседали двадцать четыре старца, облаченные в белые одежды».
В Книге Урантии говорится, что транспорт из соседних миров прибывает
>
в Иерусем на кристаллическое поле - так называемое «стеклянное море». Этот кристалл и описал в «Откровениях» апостол Иоанн.
Мне не очень понятно, почему критика Книги Урантии сводится только к описанию образа Христа. Первые три части книги дают описание происхождения, строения и управления вселенной, в том числе и Земли (Урантии). Но, к сожалению, ученый мир не спешит принять эту информацию.
О себе и своем отношении к Патриарху Кириллу.
Себя я считаю православным христианином, хотя и не исполняю ритуалов, предписанных Православной Церковью, которые были выработаны в процессе ее становления. Я не хожу на службы в церковь, но каждый день с утра провожу в молитвах, которые, как сказал Христос, есть прямой разговор с Богом. Я не соблюдаю постов, но лет десять, как являюсь полу вегетарианцем: ем рыбу, но не ем мяса. Ко всем другим конфессиям отношусь терпимо и с пониманием. Все религии придумали люди, и они имеют право на существование, если преследуют благие цели. Католицизм я не воспринимаю по двум пунктам: не может быть человек (Папа) наместником Бога на земле, не может католицизм обладать абсолютной истиной.
Я не хожу исповедоваться, но каждый день свою молитву завершаю словами: «Господи, пусть мои дела и поступки будут справедливыми и приносят людям радость, а моя интуиция подсказывала бы мне - прав я или нет».
Православию я благодарен за его терпимое отношение к другим конфессиям и посланцам от Господа Бога, если они пришли в этот мир с целью помощи людям. Я никогда не слышал плохих слов о Сатье Саи Бабе, или осуждение тех людей, которые ездят к нему.
К большинству служителей церкви, которые служат народу, я отношусь с
большим уважением. Мне очень симпатичны герои книги Епископа Тихона
>
«Несвятые святые». Но к служителям церкви, которые готовы отлучить от церкви прихожан за то, что они получили ИНН, у меня негативное отношение.
Я с удовольствием смотрю по телевизору выступления Патриарха Кирилла, когда с экрана льются слова добра и любви.
Я ощущаю, что его интеллект и духовный уровень намного выше моего Согласно информации Книги Урантии, существует Резервный корпус судьбы, состоящий из живущих на планете мужчин и женщин, допущенных к специальному служению в рамках сверхчеловеческого управления планетарными делами. У меня есть уверенность, что Патриарх входит в состав этого корпуса и он способен вывести Русскую Православную Церковь на новый высокий духовный уровень.
Уважаемый иеромонах Иоасаф! Я благодарю Вас за пожелание мне здоровья на долгие годы и приобрести Истину - Христа-Спасителя в православии. Мне кажется, что я выполнил Ваше последнее пожелание и приобрел Христа-Спасителя в своей душе, и я ощущаю себя счастливым человеком.
Существует постулат, что истинная вера не требует знаний и доказательств. Я уверен, что вера, соединенная с истинными знаниями, является наиболее крепкой верой и мне кажется, что я приобрел такую веру.
Благодарю Вас за терпение, если у Вас его хватило на прочтение этого письма до конца.
С уважением, Поляков Л.В.
Уважаемый Леонид Владимирович!
В ответ на Ваше письмо хотел бы выразить Вам признательность за Вашу готовность поделиться своими размышлениями о Вашей вере и религиях.
Считаю своим пастырским долгом ответить Вам на утверждения, сообщенные в конце Вашего письма. Желаю Вам действительного счастья - жизни во Христе!
Признаюсь, сознаю свои скудные возможности обратиться к Вам со словом наставления. Ведь Вы даже не дискутируете по указанным темам, так как не знакомы с учением Господа Иисуса Христа и Его Церкви. Если бы у меня была бы такая большая сила веры и такая любовь, как у недавно канонизованных православных святых преподобного Паисия Святогорца и преподобноисповедника Гавриила (Ургебадзе), то я бы плакал в ответ на Ваше заявление: «Себя я считаю православным христианином...».
Отрадно, что Вы приняли Святое Крещение. Однако тот факт, по Вашим словам, что Вы сразу после крещения сами отошли от Церкви и прекратили общение с Христом Богом, не признавая церковные таинства святыми и не веря в их необходимость для духовного совершенствования, говорит о Вашем заблуждении и самообольщении. Слова, которыми Вы оканчиваете свою ежедневную молитву, свидетельствуют о том, что Вы не стремитесь жить по учению Христа Спасителя, ибо нет у Вас покаяния, а присутствует самомнение.
Хотел бы пояснить Вам, почему так приходится определять Ваше духовное состояние. Что такое самообольщение? Прелесть духовная характеризуется состоянием ложного духовного самосознания, при котором тонкое действие собственных страстей (прежде всего тщеславия) и воздействие на душу и тело падших духов субъективно воспринимается человеком как Божественная благодать и, в крайней форме, как святость.
Прелесть - это славянское слово, «лесть» переводится на русский язык как «ложь». Прелесть означает самообман, самообольщение. Человек думает, что он идет по правильному пути, а на самом деле идет по ложному.
Прелесть - обязательный результат последования ложному духовному учению или даже частичного принятия его.
Прелесть возникает как следствие уклонения от покаянной, трезвой и строгой духовной жизни к жизни мечтательной - к желанию благодатных ощущений со склонностью к чудесности (сновидения, видения, знамения), к восторженности и образности (представление образов) в молитве, к чрезмерным подвигам по неосознаваемому гордостному разгорячению и расчету на свои силы, а не на благодать Божию, действующую только в смирении.
Святые Отцы Церкви различают два вида прелести, один из них происходит «от неправильного действия ума» - мечтательность (сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве), другой - «от неправильного действия сердца» - мнение (сочинение поддельных, благодатных ощущений и состояний; одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе «мнение», что он имеет многие добродетели и дары Святого Духа).
Иногда признаком ложного духовного состояния бывает и мнимое отсутствие страстей. По словам преподобного Иоанна Лествичника, одна страсть (он имел в виду прежде всего, наверное, гордость) заменяет в человеке все прочие. Демоны отступают от подвижника, чтобы он не забеспокоился, не начал борьбу.
Святитель Игнатий Брянчанинов определял состояние прелести следующим образом: «Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы - в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть - признавать себя свободным от прелести». Но в борьбе с прелестью, как и в любом сложном деле, Бог помогает человеку своей благодатью. Так что, по мнению святителя Феофана Затворника, значение прелести не нужно чрезмерно и преувеличивать: «Прелести нечего бояться. Она случается с возгордившимися... кои начинают думать, что как зашла теплота в сердце, то это уже и есть конец совершенства. А тут только начало, и то, может быть, не прочное. Ибо и теплота, и умирение сердца бывают и естественные, - плод сосредоточения внимания. А надо трудиться и трудиться, ждать и ждать, пока естественное заменено будет благодатным».
Преподобный Григорий Синаит говорит: «Надо знать, что прелесть имеет три главные причины - гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Причины же гордости - суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти бесов - преуспеяние, наказательного попущения - греховная жизнь. Прелесть от зависти бесов и гордого самомнения скоро получает исцеление, особенно после смирения. Но прелесть наказательную - предание сатане за грех - часто Бог попускает своим оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения, предаются на мучительство бесов. Надо знать, что и через прельщенных дух гордого самомнения иногда дает предсказания».
Крайней степенью прелестного мнения является ересь.
Противоположное прелести правильное духовное устроение называется трезвением.
По словам святителя Феофана (Быстрова), «чтобы понять выражение «все мы - в прелести», необходимо принять во внимание следующее. Главным подвигом своей жизни древние подвижники почитали «покаяние и плач о грехах своих». Об этом имеется много изречений их. Из многого приведу немногое для подтверждения сказанного.
«Брат сказал авве Сисою: усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне. Старец сказал: это не велико, что ум твой постоянно направлен к Богу; велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари» (святитель Игнатий Брянчанинов, Отечник, пар 4).
«Брат спросил авву Пимена: что делать мне с грехами моими? Старец сказал: желающий избавиться от грехов избавляется от них плачем, и желающий не впадать вновь в грехи плачем избегает от впадения в них. Это — путь покаяния, преданный
нам Писанием и Отцами, которые сказали: плачьте! другого пути, кроме плача, нет» (Отечник, пар. 25).
«Плач — сугуб: делает и хранит» (Отечник, пар. 26).
«Все житие монаха — плач» (Отечник, пар. 27).
«Когда скончался авва Арсений Великий, св. Пимен, при вести о этой кончине, прослезившись, сказал: блажен авва Арсений! потому что ты плакал о себе в жизни сей! Невозможно не плакать или здесь произвольно, или невольно в адских муках» (Отечник, пар.29).
И чем выше человек по святости, тем глубже у него сознание своей греховности. И наоборот, чем обыкновеннее человек, тем слабее у него сознание своей греховности, а у большинства оно и совершенно отсутствует. Поэтому-то большинство людей и не понимает подвига покаяния и не чувствует потребности в этом подвиге. И поскольку оно не понимает подвига покаяния и не чувствует потребности в покаянии, постольку о них можно сказать, что все люди этого рода находятся в прелести. И о всех нас, поскольку мы слабо чувствуем и видим свою греховность, можно сказать, что мы, в меру слабости сознания своей греховности, находимся в прелести!
Древние говорили: «Как тень от тела нашего последует за нами повсюду, так повсюду мы должны иметь с собою плач и сокрушение духа» (Отечник, изречение неизвестных старцев, пар. 10). И «неугодна та молитва пред Богом, в которой мы не чувствуем себя грешными пред Ним».
А можем ли мы похвалиться такой молитвой?
И пока не можем, до тех пор должны сознавать, что молитва наша несовершенна пред Богом! — Такова духовная прелесть в общем смысле слова, которою страждет все человечество, а в том числе и мы!
Замечательно, что сектанты и все неглубокие христиане совсем лишены этого чувства греховности. Явный признак, что все они находятся в прелести!»
Об отношении Православной Церкви к нехристианским религиям посылаю статью. А теперь мне придется разочаровать Вас в Вашем представлении о терпимости Православия к «посланцам от Господа Бога, если они пришли в этот мир с целью помощи людям» (в Вашей орфографии). Нужно иметь в виду следующие обстоятельства.
Вы когда-нибудь видели целителя или экстрасенса, который бы не объявлял о том, что он действует с целью помочь людям всей Земли? - Пожалуй, нет. Вот и я не слышал о таковых. Они все хотели и ныне живущие все хотят помочь людям. И в их ряду Сатья Саи Баба не был исключением.
Хотел бы восполнить отсутствие у Вас правды о том, кто такой на самом деле этот человек. С этой целью посылаю Вам печатные материалы, а по указанным ссылкам Вы можете узнать ещё больше о нём, что Вы ранее не знали.
Что касается Вашего мнения о Святейшем Патриархе Кирилле, то нужно, прежде всего, с позиции верующего представителя Русской Православной Церкви сказать, что наш Патриарх верный служитель Церкви Христовой и раб Божий. Книга Урантии, не имея ничего верного Священному Преданию Церкви, способствует формированию ложного воззрения на Бога и на иерархию небесных сил бесплотных.
Между тем, важно понять, что Таинства Церкви установлены Самим Христом Спасителем. В Библии сказано:
о Крещении (см.: Ин. 1; 28, Ин. 3; 5-7, Мф. 3; 15, Мф. 28; 19, 20);
о Миропомазании (см.: Деян. 8; 16)
о Покаянии (см.: Мк. 1; 15, Лк. 3; 3);
о Святом Причащении (см.: Ин. 6; 51-58, Мф. 26; 26-28, Мк. 14; 22-24, Лк. 22;
19, 20 и 1 Кор. 11; 23-25);
о Священстве (см.: Деян. 1; 8, Деян. 2; 3, 4);
о Браке (см.: Быт.1; 28, Быт. 2; 24, Быт. 24. Притч. 19; 14. Мал. 2; 14, Лев. 20;
10-21, Мф. 19; 3-6, Ин. 2; 1-11, Еф. 5; 32, 33);
о Соборовании (см.: Мф. 10; 1, Мф.Ю; 8, Иак. 5; 14, 15).
Истинной толковательницей и хранительницей Священного Писания, то есть
Библии, является Церковь.
В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является таинством: «Все в
Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. - И
даже самое незначительное? - Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама
тайна Церкви, ибо и самое "незначительное" священнодействие в Богочеловеческом
организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и
самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом», - писал преподобный Иустин
(Попович).
Всем семи таинствам присущи следующие необходимые признаки:
1) богоучрежденность;
2) невидимая благодать, преподаваемая в таинстве;
3) видимый образ (последование) его совершения.
Внешние действия («видимый образ») в таинствах имеют значение не сами по
себе. Они предназначены для человека, приступающего к таинству, поскольку по
своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы
Божьей.
Непосредственно в Евангелии упоминаются три таинства (Крещение,
Причащение и Покаяние). Указания о божественном происхождении других таинств
можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей
апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик,
св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан
Карфагенский и др.).
В каждом таинстве верующему христианину сообщается определенный
благодатный дар. В Крещении человеку дается благодать, освобождающая от его
прежних грехов и освящающая его. Если захотите, то узнаете об этом больше.
Посылаю Вам книгу Святейшего Патриарха Сербского Павла «Укрепляюсь
только верой» с надеждой, что Вы прислушаетесь слов святого наших дней.
Желаю Вам подлинного познания Христа Спасителя.
Умудри Вас Господь!
С уважением,
Референт Отдела по работе с письмами
Московской Патриархии
Свидетельство о публикации №219031801146