Хотели как лучше, а вышло...
Как будто и не было реализации последней целевой Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь с огромными вложениями и усилиями на переподготовку специалистов и проведение тренингов, на участие в различных форумах и выпуск рекламно-информационной продукции, на обустройство отдельно взятых баз отдыха и объектов придорожного сервиса, на проведение ознакомительных туров и разработку новых маршрутов? Вряд ли имеет смысл упоминать все мероприятия многостраничной программы, разработанной учеными, специалистами и огромным количеством чиновников из всей вертикали власти для исполнения этими же чиновниками… Точно так же, как и не следует в сложившейся системе отчетности органов госуправления определять достигнутый экономический результат от всего этого, потому что цифры эффективности части мероприятий встроены в общую схему прогнозных и фактических показателей итогов деятельности структур исполнительной власти разных уровней, а оставшаяся часть, по замыслу разработчиков программы, имеет долгосрочный характер и носит мультипликативный эффект. Безусловно, решая текущие задачи необходимо заглядывать в будущее, но из песни, как известно, слов не выкинешь… А «песня», то есть данные, на сегодня таковы, что в мировой экономике доходы от туризма составляют 9 %, в Таиланде и Эмиратах превышают 20 % ВВП, в Беларуси же - порядка двух процентов… Нисколько не умаляя компетентность экспертов и специалистов в сфере туризма, всех разработчиков и исполнителей программы, все же хочется спросить: « Той ли дорогой идем, товарищи?». Или идем, но не совсем в ногу, на ходу изобретая какой-то свой, особенный «велосипед»?
С прагматичной точки зрения и без популизма, Министерству спорта и туризма Беларуси, по видимому, следует пока не поздно вспомнить народную мудрость «о плясках от печки» и, как координатору госпрограммы, определить (с внедрением в иные государевы умы) краеугольные камни фундамента для возведения в стране устойчивого сооружения под названием «туризм». Не забывая, при этом, о широко применяемой практике развития тематических кластеров по выбранным направлениям. Именно, координатору и основному регулятору данной деятельности в стране целесообразно собраться с мужеством и инициировать отказ от попыток создания на всей территории страны «туристического рая» во всех его проявлениях. Ну, нет такого ни где и не бывает! Даже самые продвинутые в этом вопросе страны вначале определяли для себя приоритетные направления развития туризма по степени рыночной конкурентоспособности и привлекательности для кошельков потребителей, отодвигая все остальное на второй план, то есть на уровень сопутствующего сервиса. Если это Италия, то в первую очередь, исторический и пляжный туризм, если Таиланд , то это “массаж» и океан, Израиль – медицина… А если Беларусь, то в соответствии с государственной стратегией, точнее программой – все и вся понемногу! Увы, но нет в стране предпосылок для пляжного отдыха, да и отечественные болота интересны лишь ограниченному кругу «зеленых» (один из владельцев агроусадьбы в беседе искренне недоумевал по поводу недовольства своих гостей назойливостью белорусских комаров), а «новодельный» Мирский замок вкупе с Гомельским дворцом в стиле «обновленного русского классицизма» не способствуют росту массового интереса ко всем историческим объектам Синеокой. Тем более, что в настоящее время исторические объекты это в большинстве своем поросшие бурьяном развалины. И с событийным туризмом как-то не особо заладилось: фактические данные по «Славянскому базару» и активно пропиаренному чемпионату мира по хоккею, мягко говоря, отличаются от прогнозных не в большую сторону.
«Что делать?». Вопрос на который столько же ответов, сколько и задающих его. Но бесспорно одно: туризму в Беларуси быть, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе! С позиции морали, подкрепленной богатым прошлым и всевозрастающей национальной самоидентификацией общества, стране целесообразно одним из таких стратегических направлений формирования туриндустрии определить в качестве цели все же исторический (по государственной классификации: культурно-познавательный) туризм во всех его проявлениях. Хотя это долгий и требующий слаженных усилий различных ведомств процесс, предпосылки, в виде большого количества «запущенных» исторических и культовых объектов, для достижения цели есть. Только история должна браться за основу не выборочно, не по кускам, а вся, включающая разные эпохи государственности и принадлежности кому-то белорусского края. *При чем, без претензий на основную роль белорусов в мироздании и появлении человечества на планете. В условиях ручного управления всеми процессами в стране, необходим распорядительный документ Главы государства определяющий: порядок и условия фактически бесплатной передачи «развалин» в собственность заинтересованным инвесторам для восстановления объектов под контролем уполномоченных органов в целях последующей их эксплуатации в качестве туристических объектов, а также повышающий статус краеведения до уровня обязательной дисциплины в учреждениях образования страны. И вот здесь-то необходима вся сила воли и консолидация действий государственных и негосударственных регуляторов отрасли для разработки, согласования и лоббирования подобного нормативного акта. Не на словах, а на деле! И ничего в этом особо нового и революционного нет, так как механизм подобных трансформаций достаточно успешно был опробован в ряде стран во время непростой для них экономической ситуации. Еще одним стратегическим направлением развития туризма для Беларуси мог бы стать оздоровительный (санаторные и медицинские услуги) туризм, но лишь тогда, когда предоставляться будут качественные и по разумной стоимости услуги. Надо только, как минимум, отменить плату за въездные визы для данной категории зарубежных потребителей и предоставить налоговые преференции оздоровительным и медицинским учреждениям, что быстро восполнится количественным ростом туристов, как приезжающих так и своих. Или утверждения госслужащих о проведенной успешной модернизации медицинской и санаторно-курортной базы в стране только разговоры? А будет возрастающий поток посетителей медучреждений, санаториев, баз отдыха – будет и развитие сопутствующей сервисной инфраструктуры за счет частного капитала! И это уже не предложение новой «головной боли» для чиновников, а закон рынка.
Предлагаемые выше стратегические направления развития отрасли не являются истиной в последней инстанции и никак не отменяют уже наработанные бизнес - схемы в «зеленом», событийном, кулинарном, охотничьем и т.д. туризме. Наоборот, определение стратегических задач и целенаправленное движение к их решению только поспособствует развитию и иных способов извлечения доходов в туристической сфере. Но не как равных среди равных, а на уровне сопутствующих услуг, повышающих привлекательность основных направлений. И еще, своевременное определение внятных стратегических направлений с последующим поступательным движением «в ногу» по пути достижения цели, как минимум, положительно отразится на туристическом (и общем) имидже государства. В отличие от уже формируемого сегодня в общественном сознании восприятия страны, как анклава многочисленных казино и доступных проституток. Нет, конечно, если игорно-массажные направления развития туризма и есть та самая стратегия, то надо открыто о них говорить, выверять посыл с общественным мнением и целенаправленно продвигать на внешнем и внутреннем рынках. Тогда и реклама, и выставки, и семинары должны быть иными, и опыт надо перенимать в Лас-Вегасе и у Таиланда с Кубой. И нормативная база должна видоизменяться соответствующим образом, а госпрограмма наполняться совсем иными мероприятиями с другими исполнителями… А если нет, то и «плясать надо от печки», то есть вначале определять ключевые направления, на конкурсной основе возлагать исполнение пилотных проектов на отдельные районы республики (кластеры) и, лишь затем, под эти «краеугольные камни» составлять долгосрочный план действий для исполкомов, ведомств и субъектов. Почему бы не придать статус кластера по развитию оздоровительного туризма Мядельскому району с его Нарочанской зоной, по развитию исторического туризма Поставскому району-центру белорусского Поозерья с его архитектурным и культовым наследием, и так далее, и тому подобное… А чтобы эта процедура реализовывалась на практике, а не на бумаге, надо в отчетных показателях отобранных через конкурс районов вместо показателей валового и обезличенного роста производства продукции и услуг внести показатели отчетности о развитии туризма и сопутствующего сервиса в кластере. В противном случае местный чиновник и не сдвинется с места в сторону содействия инициативам субъектов хозяйствования разных форм собственности в создании и развитии новых источников получения выручки за счет увеличения потока потребителей в своем регионе. И затрат из бюджета не надо!
Кстати, о планах и мероприятиях госпрограммы … Совсем не понятна логика разработчиков и регуляторов, включивших в программу финансируемые из разных источников проекты создания отдельных объектов придорожного сервиса в Беларуси. Во-первых, это сопутствующий сервис, имеющий с туризмом лишь опосредованную связь, а, во-вторых, развитие столь важной сферы услуг в стране давно уже настолько актуально, что требует принятие обособленных решений по данному вопросу. Тем более, что положительный опыт подобных волевых действий уже имеется и касается массового создания агроусадеб на сельских территориях. Оказалось настолько массового, что за счет льгот и дешевых кредитов для обустройства деревенских усадеб появилось много объектов гостиничного типа, особенно вблизи столицы и областных центров. Вот и пришло время(спасибо кризису) проявить государственную рачительность и провести инвентаризацию всех объектов на соответствие их той или иной категории: гостиница, развлекательный центр, гостевой дом, агроусадьба… И «попросить» собственников перейти в иной формат уплаты налогов с параллельным возмещением кредитных средств по согласованному с банком графику в течение нескольких лет. Но только без «революционных» административных шагов по, якобы, наведению порядка! Иначе, как уже бывало не раз, с водой выплеснется и ребенок. Возвращаясь же к теме массового развития сети объектов придорожного сервиса, решение напрашивается само по себе: вот земля, вот льготный кредит-строй, живи, обеспечивай функционирование, соблюдай установленные государством правила игры. А невысокая ставка по целевым кредитам на эти цели - за счет пересмотра условий экономической помощи для гостиниц и гостевых домов, созданных под видом агроусадеб. И не надо трудовых затрат чиновников для разработки схем развития придорожного сервиса с указанием конкретных мест размещения объектов на трассах, как и не надо доведения планов строительства закредитованным субъектам хозяйствования с последующим требованием отчетов о выполнении этих самых планов. Правда, и здесь, и по программе развития туризма есть вопрос на который пока нет вразумительного ответа: «А чем же будет заниматься армия чиновников, разрабатывающая планы и требующая отчеты?». Как минимум, сэкономит бюджетные деньги…
Как это не странно звучит, но подобная схема развития туризма не только не требует вложений из не очень туго набитого кошелька страны, а наоборот, даже экономит средства. Другими словами, если сейчас не остановиться, не оглядеться и не переосмыслить направления движения в сфере туризма, то через небольшой промежуток времени известный афоризм «Хотели как лучше, а вышло как всегда!» имеет шансы прозвучать с белорусским акцентом. Или «на трасянцы»…
Свидетельство о публикации №219031801251