Искусство рукопашного боя

Искусство рукопашного боя

Вступление
Рукопашный бой и в самом деле является искусством, только посмотрите, как настоящий мастер своего дела может расписать своего соперника…тут и красный и синий, и местами зеленые цвета...
   Это разумеется шутка, а если серьезно, то данная книга предназначена скорее для новичков, не понимающих с чего начать, хотя, отдельные моменты могут заинтересовать и бойцов уровнем повыше.
Начну с того, что как и большинство людей, когда либо интересовавшихся самозащитой в любом ее виде, я тоже искал нечто такое, что позволяло бы себя чувствовать уверенно в противостоянии с любым соперником, независимо от его роста веса, возраста и физической подготовки. На слуху у многих было слово «Каратэ», но, что оно представляет, ведомо было только адептам, то есть тем, кто посещал (в мое время это было сначала подпольно, а чуть позже легально)секцию. Разумеется интерес подогревался ореолом таинственности и запрета. Ходили легенды о том, как мастера каратэ запросто могли ребром ладони сломать кирпич, громко крича «ки-я», собственно говоря на этом познания и заканчивались. Все же мне удалось познакомиться с этим «загадочным» японским видом самозащиты, по не раз перепечатанным зарубежным источникам, отдельным картинкам, и позднее по уже переведенным с иностранного языка книгам. Многое оставалось непонятным.Но не в технике исполнения того или иного удара или защиты, а в том, например, что перед поединком(по сути дракой) нужно занимать какую то стойку, одеждой бойцов обязательно должно быть кимоно, и никакой обуви. А если это зимой или в грязи? Посещение секции не развеяло загадок. Словом вопросов возникало все больше, и я продолжил поиски ответов на них в других системах единоборств. Тут и загадочное кунг-фу появилось в поле зрения (школы «Хун-Гар», «Чой Ли Фут», «Винг-Чун»(тот самый, с которого начинал легендарный Брюс Ли) и многие другие), которое чуть шире приоткрыло завесу в этот загадочный мир рукопашного боя. Разумеется наряду с «экзотическими» восточными системами я практиковал и наше отечественное Самбо, и параллельно с ним практикуемое и почти уже обрусевшее Дзю-до, правда не настолько глубоко, чтобы получить разряд и т.д. но основы усвоил. С начала девяностых появились и отечественные школы рукопашного боя, те, в основу которых положены знания наших предков и современные наработки российских специалистов. Тут и система А.А. Кадочникова, и школы А.Н. Медведева УНИБОС(БАРС, ПОБОС) и А.К. Белова «Славяно-горицкая борьба», и «Сибирский вьюн», и прочие разновидности прикладных армейских систем. Что, хочу отметить, меня очень впечатлило и порадовало не только тем, что и у нас оказывается есть что показать(до этого ведь некоторое время считалось, что наших боевых искусств не существует, это у нас то, у русских,кто всегда отбивался от любого нападавшего на нашу страну врага), но и тем, что эти системы «удобоваримы» для тела и разума. Да к тому же весьма эффективны в реальном противостоянии. Анализ всей поступающей информации происходил постоянно и непрерывно, на протяжении всей моей жизни. Некоторые умозаключения я попробовал изложить в этой книге, без готовых шаблонов и предвзятого отношения или привязанности к тому или иному единоборству, вместе с этим стараясь осветить некоторые актуальные вопросы.

I

Новичку разумеется очень трудно сориентироваться в этом безграничном мире воинских искусств. Сейчас, к сожалению, все подчинено коммерции, и порою мало-мальски владеющий техникой рукопашного боя того или иного стиля и направления, вполне может преподавать, но все его желание нацелено не на совершенствование себя и своих учеников, но чаще, как это ни печально, к банальному зарабатыванию денег, в ущерб передаваемым знаниям. Поэтому, я бы не рекомендовал очертя голову, рассчитывая на собственное трудолюбие кидаться в одну из близлежащих школ. Хорошего бойца отличает умение верно оценить ситуацию, и принять правильное решение. Вам будет жаль потраченных впустую времени и сил, цените их, они вам еще понадобятся, поэтому предлагаю вначале ознакомиться с некоторыми моими наблюдениями и выводами.
    Первое, на что нужно обратить внимание это то, для чего вы планируете заниматься рукопашным боем? Если речь идет о спортивных видах единоборств, то тут можно предложить широкий спектр видов, например: Дзю-до, Бокс, Самбо, Вольная, или Греко-римская борьба, Тхеквондо, Муай тай, или Кик боксинг, и так далее. Если ваше внимание привлекает прикладной аспект, то тут можно предложить широкий спектр наших отечественных и зарубежных систем: Крав Мага, Шоу-Дао, Унибос, Славяно-горицкая борьба, школа Кадочникова, боевое искусство «Система», Сибирский вьюн, армейская система «Воин» и другие. Азы первых и вторых школ примерно схожи в общих чертах. Что есть спортивные системы, более или менее понятно это системы в которых существует соревновательная практика, где оговорены правила при которых сопернику не наносится значительный ущерб здоровью, угрожающий его жизни.А прикладными называют те воинские искусства, которые с успехом можно применить практически в любых условиях, будь то помещение или улица, лето, осень, зима, лед, песок или асфальт. Это чаще всего системы рукопашного боя, которые стоят на вооружении различных воинских подразделений, разных стран, что само собой подразумевает совершенно иной подход к сопернику. Здесь нет ограничивающих правил, и запретов, тут господствует принцип меньшими усилиями максимальный результат, и соответственно приветствуется техника, которая в спортивных школах запрещена правилами.
    Среди любителей рукопашного боя есть и приверженцы комбинированных систем, когда для того, чтобы научиться наносить сокрушительные удары, спортсмен изучает технику английского бокса(привычный нашему глазу, где поединки проводят на ринге в боксерских перчатках). Чтобы научиться бороться, мы изучаем например самбо, и т.п. для освоения техники ударов ногами, знакомимся с кататэ или тхэквондо, это разумеется грамотный подход, и несомненно даст свои плоды, как в спорте, так и на улице, хотя, в уличном бою, преимущество останется, при равном раскладе сил(рост и масса) как правило за приверженцем прикладных систем, так, как он не ограничен рамками правил, к которым привык спортсмен бьющийся на ринге. Шаблоны движений и стереотипы поведения наработанные годами очень трудно перестроить любому, даже самому опытному бойцу, поэтому в равных условиях, наверняка одержит победу рукопашник привыкший выживать в любых условиях, у него нет времени играть на публику и примеряться к сопернику, он не будет бить в голову, а нанесет один или несколько ударов в конкретные болевые точки, чтобы противник либо был нокаутирован, либо парализован, словом выведен из строя максимально быстрым и эффективным способом, с наименьшими затратами сил. У каждого разумеется свои предпочтения в этом деле, и справедливости ради надо сказать, что почти каждый вид боевого искусства имеет свои недостатки и, скажем так, пробелы, но изучая комплекс схожих систем(например борьба греко-римская, вольная, самбо и айкидо) вы обретете целостность. Итак, подытоживая все вышесказанное, попробуем скомпоновать некоторые данные(при условии, что вы хотите заниматься рукопашным боем не с целью достижения спортивных результатов):
1. Хорошо сочетаются (на мой взгляд) многие системы русского рукопашного боя, такие как Славяно-Горицкая борьба, УНИБОС(в сочетании с Шоу Дао), рукопашный бой школы Кадочникова. Рекомендую начать изучение каждой из систем по очереди, со способов перемещения(у Кадочникова так же кувырки и т.п.).Опытный наставник подскажет с чего начать, хотя вполне можно подготовиться и по книгам и фильмам, но обязательно хотя бы с одним единомышленником, искусство рукопашного боя все таки предпочтительнее практиковать в паре, дабы не уподобиться плавцу пытающемуся научиться плавать на суше.
2. Очень интересна так же для изучения система самозащиты Джит Кун До разработанная Брюсом Ли. Есть серия книг, где достаточно подробно все описано с самого начала. Брюс Ли был практичным человеком относительно боевого искусства, в котором искал наиболее эффективные способы защиты, отметая все лишнее, не имеющее отношения непосредственно к рукопашной схватке. Его система так же сочетается с «Винг-Чун», с которого он сам начинал. Но, он не ограничивался только этим, и активно изучал другие школы рукопашного боя, включая различные направления борьбы, например корейское «Хапкидо» и многие другие.
3. Комбинирование всех традиционных систем рукопашного боя: бокс, самбо, и одна из техник в которой отдается предпочтение ударной технике ног( тхеквондо или таэквондо, каратэ (отдел, касающийся ударов ногами), французский сават, кик боксинг, муай-тай или тайский бокс, и многое другое).
По сути все три подхода можно так же удачно сочетать друг с другом, но при условии, что изначально вы освоили один из пунктов в целом, то есть к примеру: под пунктом три перечисляются бокс, самбо, кик боксинг, которые вы освоили, затем можно изучить комплекс прикладных систем(раздел «русский рукопашный бой»), что значительно расширит ваш арсенал. Главное в том, чтобы сочетать при изучении совместимые друг с другом техники, схожие в своей основе, не путая с теми, где фундамент технической базы одной, разительно отличается от другой (например бокс, и УНИБОС или Шоу Дао).В конечном итоге выбор за вами, и если не допускать серьезных ошибок то, все будет в порядке.




II
Очень часто возникает вопрос с чего начать? На мой взгляд предпочтительнее начинать с освоения техники перемещений, хотя у каждого специалиста может быть совершенно иной взгляд на это. При этом можно освоить параллельно один-два основных наиболее используемых простых удара рукой. Зачастую, особенно если это касается русских систем, после овладения нескольких видов перемещения плавно переходят к освоению уходов с линии атаки. Для этих целей прекрасно подходит комплекс «Свиля»(от слова вить, извиваться) из «Славяно-Горицкой борьбы», в котором изучают многочисленные техники уходов с линии атаки. Что позволяет пока без участия рук(на чем нужно акцентироваться во время тренировок) ускользать от ударов. В совокупности с комплексами особых защитных техник («черепаха») из арсенала «Унибос» и «Шоу Дао» в которых часть удара (примерно процентов до тридцати) принимается на тело, что так же позволяет натренировать различные участки тела в смысле «невосприимчивости» к боли, это дополнит и расширит ваши защитные навыки.
Давайте сразу оговоримся, что киношный бой и реальный разительно отличаются друг от друга, по нескольким причинам: во первых, в фильме все сцены являются постановочными, и актеры заранее знают какое действие должно быть следующим( в жизни все наоборот) поэтому в кино каждый элемент(удар, защита, уклонение и т.п.) выглядят завершенными, красивыми; во вторых, на экране все должно выглядеть зрелищно, поэтому выбирают наиболее красочные элементы, в которых есть перевороты, вращения, прыжки,эффектные стойки, удары, и прочее, в отличие от действительности. Хотя бы по этим двум причинам уже не следует ждать, того, что у вас будет получаться так же, как на экране, красиво и эффектно, не обманывайтесь, в бою главное эффективность а не внешняя зрелищность. Поэтому многие защиты или атаки остаются незавершенными из за того, что бой это непрерывная система взаимодействия двух и более противников, поэтому от атаки, зачастую в середине или под конец движения приходится прерываться на защиту и наоборот, от защиты переходят к захвату или броску и так далее.
   В школах самбо, как впрочем и любой другой борьбы начинают как правило с изучения способов самостраховки при падении, поскольку это основное, что предстоит делать на протяжении всего периода изучения этого вида самозащиты. В боксе, к примеру изучают перемещения и удары, что естественно, основной упор делается на ударную технику рук, т.к. ноги используют в качестве средства передвижения, хотя изначально, в английском боксе так же, как и во французском «Сават» использовалась и техника ударов ногами, и в целом это был куда более жестокий вид самообороны, чем теперь.Как ни крути, а стоя на месте гораздо больше шансов быть поверженным даже при умении правильно и сильно бить и уклоняться от ударов.
Это все собственно говоря я к чему, да к тому, что все таки, наиболее важным в изучении на первых порах, являются не защитные или атакующие техники, а умение маневрировать, то есть, перемещаться в пространстве, и чем более искусно боец этим владеет, тем легче он разрывает дистанцию, уходя на безопасное расстояние от противника и в нужный момент так же мгновенно сокращает ее для нанесения сокрушительного удара(посмотрите, как мастерски этим владел наш прославленный боксер Костя Цзю, чье мастерство поистине вызывает восхищение).
   Итак, грамотное перемещение - это умение сохранять определенную дистанцию до противника, причем такую, которая позволяет эффективно нападать и так же своевременно разрывать дистанцию, избегая атак соперника.


III
Способы перемещения

  Каждая система и каждая школа боевых искусств, как часто и бывает, утверждает, что только их способы перемещения являются самыми эффективными в рукопашном бою, порою даже не учитывая физиологические особенности бойца. Боевое искусство, как понятие – это нечто целостное, нераздельно связанное с психикой и физическим телом осваивающего ее человека, поэтому за основу в прикладных системах берется физиология и механика. От них никуда не деться, пока условия нашего существования неизменны. Основой движения в пространстве является смещение центра тяжести и нарушение равновесия с последующим его восстановлением. И скорость этих изменений является ключевой, то есть, скорость нарушения равновесия и переноса центра тяжести с одного места на другое. Если детально рассматривать механизм передвижения, то мы увидим, как человек, для того, чтобы сделать шаг вперед, смещает центр тяжести, который находится приблизительно в районе пупка, в положении стоя(это суммарно середина веса тела в состоянии покоя), а поскольку расстояние между точками опоры(ногами) увеличилось он, если смотреть по голове, опускается ниже(на полголовы или больше), пружиня при приземлении ноги в области стопы, колена и тазобедренного сустава. Когда он приставляет вторую ногу, то возвращается в исходное положение, то есть, снова становится выше на полголовы. Так вот, для увеличения скорости перемещений в прикладных системах этот пружинящий момент между шагами из за которого теряется скорость, сглаживается изначально, позицией с подсогнутыми в коленях ногами, вам не нужно выпрямляться, после того как сделали шаг. Важный момент, при этом не нужно принимать жесткую позицию с широко расставленными ногами, как к примеру в «карате», поскольку здесь происходит обратный эффект – проваливание ниже уровня тяжести. Стоять при этом вы будете довольно устойчиво, но вот для того, чтобы двинуться в любую сторону, вам нужно будет приподняться, то есть сместить центр тяжести в равновесную позицию, чтобы потом двинуться дальше, другими словами снова потеря времени и сил. Очевидно предпочтение лучше отдавать наименее затратным в отношении сил и скорости способам передвижения, которые позволяют сохранять равновесие и координацию в пространстве с четким контролем за происходящим вокруг.
    С механикой перемещения в пространстве немного ознакомились, теперь рассмотрим калейдоскоп разновидностей движения. В прикладных системах, таких как Шоу-Дао, Унибос(и его разновидности) система Кадочникова и прочие стоящие на вооружении в различных воинских подразделениях, бойцы перемещаются с пониженным центром тяжести на подсогнутых ногах. При этом так же широко используются, в качестве вспомогательных элементов, разнообразные кувырки и перекаты, прыжки и падения, что значительно расширяет технический арсенал. Еще один момент, с которым сталкиваются новички, это так называемые «стойки», то есть статичные положения тела которые принимаются при готовности к оборонительным действиям. В прикладных системах, таких позиций как правило не существует, поскольку, защита выполняется практически в любых условиях и в любом положении. Исключение составляет лишь тренировочные положения, которые используются для отработки атаки, защиты и других технических действий. Во время тренировок нарабатывается и оптимальное положение тела для ведения боя, сходное с тренировочными(в Шоу Дао это позиция «согнутый палец», название говорит само за себя) когда стопы стоят параллельно друг другу примерно на расстоянии ширины ваших плеч, колени подсогнуты, воображаемая линия от головы до таза находится в вертикальном положении, но при этом верхняя часть спины округлена(то есть, если посмотреть сбоку на положение бойца и на слегка согнутый палец руки, получится весьма схожая картина). Голова тоже, как бы, немного «подсаживается», подбородок примерно на две трети ближе опускается к груди, чем при обычном повседневном положении. Плечи слегка подаются вперед. Руки при этом согнутые в локтях(предплечья находятся в вертикальном положении) находятся в таком положении, напоминающем известное положение «планка» для тренировки мышц брюшного пресса(положение горизонтальное, опора на ноги и предплечья), если вы опираетесь предплечьями на пол. Ладонь в кулак можно не сжимать, но и раскрывать полностью тоже не желательно, во избежание травм при ударах и чтобы уменьшить шансы захвата противником за пальцы. При этом ладони смотрят либо друг на друга, либо на противника. Описанное положение хорошо демонстрируется в трудах А.Н. Медведева, А.А. Кадочникова, А.И. Ретюнских и других мастеров русского рукопашного боя.
   Рассмотрим некоторые варианты перемещений с вертикальным положением тела(т.е. без кувырков, падений, перекатов и т.п.): одним из первых можно обозначить передвижение обычным шагом(разумеется из позиции с пониженным центром тяжести), как при повседневной ходьбе, только так, чтобы голова оставалась относительно земли на том же уровне(в Шоу-Дао этот способ перемещения очень точно назван катящийся камушек). Основную работу выполняют ноги, стопа ставится на пятку и перекатом с пятки на носок осуществляется движение(перекат происходит преимущественно по внешней стороне ребра стопы, хотя все зависит от поверхности по которой приходится передвигаться, можно двигаться опираясь и на внутреннюю сторону и на середину стопы).При этом стопы ставятся параллельно, сохраняя расстояние между ногами равное приблизительно ширине плеч(так, будто вы идете по двум половицам, или как вариант по одной половице) и ширина шага так же варьируется относительно условий перемещения и позиции, не широко, но и не слишком узко. При передвижении по скользкой поверхности ноги как правило широко не ставят, и приседают чуть ниже(даже в обычных условиях, зимой на улице), чтобы иметь более устойчивое положение. Одно важное замечание, при передвижениях по скользкой поверхности основную двигательную функцию выполняют колени, а не стопы, особенно при толчках(прыжках) и приземлениях. Очень важно приучить себя не подниматься при этом способе передвижения, т.к. ноги не привыкшие к подобного рода нагрузкам будут стремиться расслабиться и распрямить колени. За этим на первых порах придется последить. Так же немаловажным считаю заметить, что и при движениях по скользкой поверхности нужно учитывать угол наклона поверхности и положение стоп, относительно этой поверхности. К примеру: поднимаясь по снежной горке вы для устойчивости ставите ноги боком по отношению к склону, пробивая ребром стопы ступени. Разумеется при ходьбе по сложным поверхностям, как например лед, этот способ не подойдет, особенно если подошва у обуви слишком мягкая для этого. При постановке стопы обычным способом, вы непременно потеряете устойчивость и возможно упадете, так вот, необходимо умело балансировать весом своего тела, и правильно ставить стопу. При ходьбе по заледеневшему снегу(к примеру возьмем относительно прямой участок дороги с бордюром, на котором застыл снег и образовал такую, своеобразную горку) если будете ставить ноги как обычно,(при условии, что одна нога идет по тротуару, а вторая вынуждена опираться на «горку от бордюра, ниже тротуара) то есть параллельно друг другу, пальцами вперед по направлению движения, велика вероятность падения. Но если та нога, которая шагает по тротуару, будет ставиться как обычно, а вторая под углом примерно в девяносто к первой, пальцами вниз, то ваша устойчивость значительно возрастет, разумеется, не забываем о том, что передвигаться обязательно с пониженным центром тяжести(колени подсогнуты). Может конечно это выглядит не так эстетично как с выпрямленными коленями, зато безопасное и устойчивое положение при передвижениях вам гарантировано. Как только ваша устойчивость нарушается, необходимо тут же резко понизить центр тяжести(подсогнуть колени, такой элемент в ШОУ Дао называется прыжок с камня, и прекрасно описан А.Н. Медведевым). Во всяком случае это гораздо эстетичнее и безопаснее, чем непредвиденное падение, в самый неподходящий момент. Нужно много экспериментировать, чтобы освоить технику передвижения по скользкой поверхности. Разумеется на льду и удары ногами как правило исключаются из арсенала, во всяком случае выше пояса уж точно, хотя все зависит от того насколько скользкой для вашей обуви окажется поверхность. Практиковать перемещения следует в любых условиях без исключений, поскольку это является основой вашей устойчивости, и как следствие возможности выйти победителем из схватки. Ещё один момент, о котором не следует забывать при передвижении по льду(особенно когда после кратковременного потепления образуется тонкая корка льда «гололедица»), что равновесие ваше зависит от того, где находится центр тяжести вашего тела. Если вы во время движения отклоняете туловище чуть в сторону(особенно если шагаете привычным способом, условно назовем это летний способ передвижения, на прямых ногах) центр тяжести тела при этом смещается вверх, что неизбежно приведет к падению, поэтому основной задачей является сохранение центра тяжести на уровне пояса или хотя бы не выше пупка. В этом случае вероятность падения снижается до нуля, хотя конечно полностью не исключается, т.к. в этом процессе очень много дополнительных составляющих, способных на это повлиять, и ситуация будет зависеть от конкретного случая и вашей реакции на происходящее.

    Элементами перемещений в пространстве так же являются прыжки, кувырки, перекаты, падения, и множество акробатических трюков (переворот, сальто, фляк, колесо, рандат, и т.п.), сюда можно отнести и методы перемещений, точнее комплекса действий используемых исключительно в боевой ситуации один на один с противником, это так называемое «качание маятника», позволяющее при огневом контакте с противником одержать над ним верх (эта техника использовалась во время «Великой Отечественной войны» оперативниками из «СМЕРШа и описана в романе «В августе 44-го»). Об этом написано несколько книг, и думаю нет смысла описывать весь комплекс подготовительных мероприятий по этой тематике. Множество кувырков и перекатов с пояснениями можно найти в книгах и фильмах по системе А.А. Кадочникова.

IV Защита
      Способы защиты от атаки противника напрямую связаны с умением грамотно и своевременно перемещаться. Разумеется, таких способов существует немалое количество помимо отбивов атакующей руки или ноги противника руками, существуют так же способы отражения атаки ногами и многое другое. Например, в ситуации, когда противник наносит прямолинейный удар рукой в область солнечного сплетения – можно отразить его рукой (ладонью сместив его в сторону (блок-шлепок «бон –сао» из стиля «Винг-Чун»)), ногой (стопой по тому же принципу (правда скорость движения ноги и точность должны соответствовать скорости и траектории удара противника). Или тот же самый удар можно отразить голенью подняв ногу высоко к груди и двинуть поперек тела и линии удара противника отбивая таким образом атакующую руку противника в сторону с линии атаки. При этом ваше туловище поворачивается в пол-оборота навстречу по направлению к удару. Ещё один способ избежать поражения от этого же удара – так называемый «скрут»* тела, когда ваше туловище совершает поворот в продольной оси, пропуская атакующую руку противника впритирку с телом, при этом ваши руки оказываются свободными и, следовательно, появляется масса возможностей для контратаки. Разумеется, способов отбивов существует не меньше десятка. Если попробовать классифицировать способы защиты, то можем увидеть примерно следующую картину: а) отбивы руками (то, что обычно называют блоками, хотя это не совсем верно),б) отбивы ногами, в) уходы с линии атаки (это всевозможные способы уклонения от удара без использования рук или ног, чтобы отбить атаку) это так называемые классические формы защиты, которые приходят в голову новичку. Само собой, это не всё. Помимо вышеперечисленных способов защиты есть много других, например: 1) защита атакой на опережение (применяется бойцами достаточно высокого уровня) для использования этой формы защиты требуется высокая скорость удара, точность, тайминг (чувство правильного момента для атаки), скорость реакции, скорость перемещений, 2)броски (комплекс всевозможных борцовских приёмов: подсечки, захваты, броски, защипы, заломы, всевозможные способы выведения из равновесия) тут тоже требуется специальная подготовка, которую в одиночку не пройдёшь, 3) комбинированные способы защиты, где применяются разнообразные сочетания уход + удар (в этом случае часть удара может приниматься на тело, (этот метод описан А.Н. Медведевым в его трудах под названием «черепаха») хотя и не всегда), уход +»бросок» (то есть любая форма выведения из равновесия), и т.д. и т.п. 4) болевое воздействие (это всевозможные удары по активным и болезненным зонам тела: суставы, мышцы, сухожилия, нервные узлы, кроме того, защипы, заломы и т.д.) 5) финты (отвлечение внимания, обманные действия, которыми можно даже остановить начавшуюся атаку, если против вас стоит боец, уже способный видеть действия противника и реагировать на них).
Способы защиты от атаки противника напрямую связаны с умением грамотно и своевременно перемещаться. Разумеется таких способов существует немалое количество помимо отбивов атакующей руки или ноги противника руками, существуют так же способы отражения атакующей конечности ногами, уклоныи многое другое. Например, в ситуации, когда противник наносит прямолинейный удар рукой в область солнечного сплетения – можно отразить его рукой (ладонью сместив его в сторону (блок-шлепок «бон –сао» из стиля «Винг-Чун»)), ногой (стопой по тому же принципу (правда скорость движения ноги и точность должны соответствовать скорости и траектории удара противника). Или тот же самый удар можно отразить голенью подняв ногу высоко к груди и двинуть поперек тела и линии удара противника отбивая таким образом атакующую руку противника в сторону с линии атаки. При этом ваше туловище поворачивается в пол-оборота навстречу по направлению к удару. Ещё один способ избежать поражения от этого же удара – так называемый «скрут»* тела, когда ваше туловище совершает поворот в продольной оси, пропуская атакующую руку противника впритирку с телом, при этом ваши руки оказываются свободными и, следовательно, появляется масса возможностей для контратаки. Разумеется, способов отбивов существует не меньше десятка. Если попробовать классифицировать способы защиты, то можем увидеть примерно следующую картину: а) отбивы руками (то, что обычно называют блоками, хотя это не совсем верно),б) отбивы ногами, в) уходы с линии атаки (это всевозможные способы уклонения от удара без использования рук или ног, чтобы отбить атаку) это так называемые классические формы защиты, которые приходят в голову новичку. Само собой, это не всё. Помимо вышеперечисленных способов защиты есть много других, например: 1) защита атакой на опережение (применяется бойцами достаточно высокого уровня) для использования этой формы защиты требуется высокая скорость удара, точность, тайминг (чувство правильного момента для атаки или защиты), скорость реакции, скорость перемещений, 2)броски (комплекс всевозможных борцовских приёмов: подсечки, захваты, броски, защипы, заломы, всевозможные способы выведения из равновесия) тут тоже требуется специальная подготовка, которую в одиночку не пройдёшь, 3)комбинированные способы защиты, где применяются разнообразные сочетания уход + удар (в этом случае возможен вариант, когда часть удара может приниматься на тело, (этот метод, называемый «черепаха», описан А.Н. Медведевым в его трудах), уход+ «бросок» (то есть любая форма выведения из равновесия), и т.д. и т.п. 4) болевое воздействие (это всевозможные удары по активным и болезненным зонам тела: суставы, мышцы, сухожилия, нервные узлы, кроме того, защипы, заломы и т.д.) таким образом достигается контроль над противником. При помощи болевых воздействий можно управлять его движениями вызывая определенные реакции и направляя в нужную вам сторону. 5) финты (отвлечение внимания, обманные действия, которыми можно даже остановить начавшуюся атаку, если против вас стоит боец, уже способный видеть действия противника и реагировать на них). Финты способны дезориентировать даже опытного бойца находящегося в состоянии готовности к атаке или атакующего.
   Это лишь приблизительный минимальный перечень вариаций защитных действий из огромного их многообразия.
Собственно говоря умение защитить себя от любой атаки противника и является одной из краеугольных составляющих искусства рукопашного боя. Общая картина может сложиться после того, как мы соединим все части этого невероятного пазла. Зачастую новички, особенно изучающие самостоятельно основы самозащиты теряются и в терминах и в системах и в способах выполнения тех или иных действий. К примеру термин линия атаки означает траекторию движения ударной части тела(например кулака) до цели (к примеру нос противника). Это может быть прямая линия проходящая от места, где находился кулак (к примеру у груди) до конечной точки (нос противника), может быть дуга (при выполнении кругового удара (хук в боксе)).Так, если ваш противник отклонился в сторону, пропустив мимо себя ваш кулак, то он ушёл с линии вашей атаки, возможно приготовившись нанести ответную атаку. Она зачастую бывает не прямая и даже ломаная, но непременно направленная в цель. Это я всё к чему, к тому, что не все понимают, что рукопашный бой является этакой паутиной из десятков пересекающихся линий атаки, финтов (обманных движений), бросков, перемещений и множества защитных действий.


(Книга ещё не завершена...)


Рецензии