История тейпа Мулкъой

Общество Мулкъой это — исконный чеченский (вайнахский) тейп - располагающийся в исторической местности Мулкъ Аргунского ущелья, Итум-Калинский район в бассейне левых притоков Чанты-Аргун. На западе и востоке оно граничило с обществами Пешхой и Шуьтой, на востоке и юго-востоке с ЧIуохой (Гухой) и ЧIинхой, на юге с Терлой. Ущелье Мулкъ (Мулкъой мохк) это — высокогорная древняя историческая область Чечни, расположенная в самом центре горной Чечни между Шатойским, Итум-Калинским и Галанчажским районов. В основу названия Мулкъа и этнонима Мулкъой- пишет Ахмад Сулейманов легло: Мулкъ - прокладывающие дорогу, впереди идущие, передовые (войска) [1]

Тейп Мулкъой состоит из 9 гар (Коттой, Жaйнхой, Медархой, БIoвархой, Басхой, Бенгаpой, Кейштрой,ГIезир-Кхаллой, Хьуркой). [1]

История общества Мулкъой, упоминания в письменных источниках начиная с 16 века.

В исторических документах первые упоминания о тейпе Мулкъой относятся к XVI-XVII вв. К Чеченской группе. [2]

1618 г. — Первое упоминание в русских документах чеченского общества Мулкой и джараховцев («Ераханские люди»). [2]

В исторических документах 1619 года. Также упоминается общество Мулкъой - Мерезинские и шибуцкие люди — Тшанские и Mулкинские люди. [3]

В конце XVIII–начале XIX в. В Мулкъое добывали помимо свинца, в незначительном количестве и серебро. На протяжении XVII века чеченское общество Мулкъой играло немалую роль в установлении связей, торговли и сотрудничества Аргунских обществ с соседними народами.[4]
 
Из ранних российских источников известно, что «в 1618 году люди кабардинского князя Сунчалея ездили по важному делу в общество Мулки - Мулкой» [5]

1629 г. — Первое сообщение о поездках русских стрельцов из Терки в горы для покупки свинца у обществ Мулкой (верховья Аргуна). [6]

В 1619 году состоялся крупный поход объединенных сил северокавказских народов и России против ногайских татар, разоривших и пожегших многие притеречные улусы. В письме кабардинского князя Алегука воеводе Н. Д. Вельяминову сообщается, что сообщества чеченцев — Мережей, Шатоевцев, Мулкойцев и другие соседние общества готовились в поход на орду больших ногайцев. [7]

1621 г. — Челобитная окоцкого мурзы Кохострова Бийтемирова и служилых окочан Терского города царю Михаилу Федоровичу о выдаче им хлебного жалованья за 1617-1621 гг. А яз, холоп твой государев, со всеми окоцкими людьми Терского города служим тебе великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю /л. 2/ всеа Русии всякие твои государевы службы. И посылают, государь, твои государевы воеводы нас, холопей твоих, в Кумыцкую, и в Кабартинскую, и в Окоцкую, и в Мичкискую, и в Шибутцкую, и в Мерезинскую, и в Отчанскую, и в Колканскую, и в Мулкинскую, и в Ындельскую, и в Дидовскую, и в Уварскую землю, и во многие горские земли, и в Нагаи для всяких твоих государевых дел и з грамоты. [8]

В русских документах сообщается, что в первой половине июня 1840 года Шамиль «с незначительным сборищем шатоевцев и чеберлоевцев», двигаясь в сторону Владикавказа, «требовал от жителей» общества Мулкой «чтобы они также присоединились к нему». По совету князя Мааша Зумсоевского, за пассивность Шамиль казнил якобы «несколько старшин». Мулкойцы в ответ напали, однако, «на скопище его» и убили «многих из самых приверженных к Шамилю», в том числе его кунака, «у которого он жил в Аргунском ущелье»—Шабана Шатоевского «и зумского князя Мааша». Шамиль получил от мулкойцев две, «как говорят, весьма» опасные раны—«одну в руку, а другую в живот», после чего он «с трудом возвратился» назад, а «сборище его разошлось». [9]

Hаряду с княжескими владениями сохранялись и свободные, не подчиняющиеся князьям, сельские общины. В горных и высокогорных зонах Чечни под названием "обществ", горских "землиц" и "земель": мичкизы, меризи, шубуты, мулки (Мулкой), калки, ероханские люди, тшанские люди, ококи, окочанская земля. Эти образования в одних случаях объединяли несколько общин разных тайпов, в других - являются наименованием отдельных тайповых организаций, включающих два-три поселения. [10]

Из российских источников 1911 г. Сообщается также, что население исследуемого горного района Чечни разбивается на несколько групп, имеющих различные местные наименования, происхождение которых относится к очень далеким временам. Так есть «Чантинцы» или «Итумцы», «Хачарой», «Дзумсой», «Мулкой», «Шарой», «Макажой» и проч. [11]

Вазар в своей книге описывает страну алан, расположенную на пространстве к северу от реки Куры и Тушетии, от реки Алазань и Азербайджана, севернее истоков (родников) /Терека и его узкого ущелья (Дарьяла) с землями к северу от реки Терек и равнины «Сотай» до Каспийского моря, включая страну к югу от рек Идал (Волга) и Дон. В рукописи упоминаются населённые пункты алан: Мажар, Дади-Ке, крепость Баланжар, Балх, Малка (Чеч. Мулкъа) Нашах (Чеч. Нашха) Макжа, Аргун, Килбах, терки, а также описывается местность нижнего течения Терека при впадении в Каспийское море, включая равнину Кешан и остров Чечень. [12]

В периоды средних веков и новое время горная Чечня состояла из отдельных обществ: Аьккхи, Чаьнти, Мялхи, Чеберлой, Шарой, Шотой, Нашхой, Майсты, Садой, Терлой, Пешхой, Чинахой, Кей, Мержой, Хилдехарой, Галай, МУЛКОЙ, Орстхой и др. Каждое ущелье, которое они занимали в отдельности, до сих пор сохраняет руины жилых и боевых башен, склеповые сооружения и кладбища из каменных ящиков и грунтовых могил. [13]

Из ранних российских источников известно, что в 1618 г. был cовместный поход аварского нуцала Махти, князя Сунчалея Черкасского и воевод Терского города на земли шибутские, мичикские и ингушские аулы, (шибутские, и мичикские земли имеются в виду чеченцы.) По преданиям Общества Мулкъой тоже известно, что общество Мулкъой становятся известными русским вследствие одного события: после того, как один Кабардинский князь с помощью отряда русских прошел в горы к ингушам, разорил их и заставил платить им дань, дагестанский князь тоже захотел последовать его примеру и принудить чеченцев Аргунского округа платить ему дань. Дагестанцы с отрядом казаков, у которых имелось огнестрельное оружия, двинулись от шатоя вверх от Аргунского ущелья, и везде их продвижению оказывалось сопротивление, от Ушкалоя повернув на право, они подошли к с. ЧIуохой. После ультиматума, который жители сразу отвергают, начинаются боевые действия. ЧIуохоевцы (гухой) посылают гонцов к соседям, прося о помощи. В самый тяжелый для жителей села момент Мулкъоевцы приходят к ним на помощь, внезапно нападают сбоку на врага, где впервые применяют огнестрельные ружья. Не ожидавшие такого удара, растерявшись, дагестанцы и казаки, неся потери, бегут оттуда. В честь этой знаменательной победы была сооружена боевая башня и назвали ее «ЧIуо-Мулкъ». Это сражение произошло тоже примерно где-то в 1618 году, как и сообщается в ранних российских источникax, поход аварского нуцала Махти и воеводa Терского, на горные общества Чечни в 1618г. после этого о Мулкъоевцах заговорили как о влиятельной силе Аргунского ущелья. [14]

Известный кавказовед и археолог В. И. Долбежев, в немецком журнале этнологии, переведенным на русский язык Б. Газиковым, пишет: Башня Бианка (Bianka). «В том же маленьком ауле Мулхой (Mulchoij) находится старинная четырехугольная башня с пристройками, очень разрушенная, но заселенная. Вокруг нее возведены в последнее время легкие постройки в азиатском стиле, с плоскими крышами, в которых живут семья и родственники старшины. Отец старшины Махаш (Machasch) был убит еще до рождения теперешнего старшины. О своем происхождении он сообщил мне, что он происходит от Галгаев (Galgaier) (восточнее Ассы) и, что некоторые из жителей произошли из Арабистана. Деда звали Ирбахи (Irbachi), который считается строителем башни, прадеда - Элхи (Elchi), потомка Утке IIи Утке I (Utke). Но родоначальником, который поселился здесь, был отец Утке I, и его звали Итун (Itun); поего имени названы руины у выхода этого ущелья в горную долину Аргуна» [15]

А. П. Берже. Какъ разсказываютъ сами Чеченцы о своем'*» происхожденіи. Я слышалъ давно, что въ горахъ жилъ н;кто старика Зауръ, славившійся знаніемъ чеченскихъ преданій. (черезъ наиба мирныхъ горцевъ, Штабсъ-Кашітана Бату, который служилъ мн; также переводчикомъ), и я передаю зд;сь его безъискуственный разсказъ, предупреждая впрочемъ, что я ожидалъ гораздо бол;е отъ прославлен-, наго старожила и разсказчика. Кое-гд; только можно уловить связь между преданіемъ и изв;стными историческими Фактами; притомъ мн; кажется, что разсказы Заура едва-ли восходятъ за дв;сти пятьдесятъ л;тъ отъ настояіцаго времени. Родоначальникомъ своимъ Чеченцы считаютъ какого-то Молкха или Малкху (чеч. Мулкъо), который жилъ въ Мэестэ (чеч. МIайста), на высотахъ горныхъ хребтовъ. Изъ смысла разсказа Заурова можно заключить, что Молкха былъ скор;е вождемъ, ч;мъ родоначальникомъ.[16] 

Долины рек Шаро-Аргуна и Чанты-Аргуна, образующих по слиянии реку Аргун, приток Сунжи, издавна заселены чеченскими племенными объединениями. Здесь много боевых и жилых башен, родовых склепов, могильников. Русские источники XVII века упоминают по Аргуну и Чанты-Аргуну шибутов (шибутян), «тшанских людей» (шатоевцев), Отчанскую землю (чантинцев), мулкинцев (мулков, мулкоев). В XVII веке твердо фиксируется переселение горных чеченских тайпов на север, к реке Сунже. [17] 

Расселение.

Историческая область Мулкъа - располагалось в бассейне левых притоков Чанты-Аргуна Мулкъойн-Эрк и Гухойн-Эрк между горными вершинами Конжухой (2231 м) на юге и хребтом Гумуртаиркорт (2074 м.) на севере. На западе оно граничило с обществом Пешхой, на востоке и юго-востоке с ЧIуохой (Гухой) и ЧIинхой на юге с Терлой и на севере за хребтом Гумуртаиркорт с Шуьтой;. [18]

В исследуемое время здесь имелись боевыe и жилые башенные комплексы замкового типа, крепости, отселки, хутора и жилые башни усадебного типа, карстовые пещеры, склепы - могильники, древние кладбища с огромными языческими надмогильными плитaми, на которых изображены солярные знаки. Oни представляют несколько эпох: языческий, христианский и мусульманский, также сохранились руины родовых древних поселений - ГIезир-Кхалл/ГIезир-Кхаллой, Бассаха/Басхой, БIова/БIoвархой, Меда/Медархой, Бенгара/Бенгарой, Хьурика/Хьуркой, Кейшта/Кейштрой, Котта/Коттой,Жайне/Жайнхой, Ирзехой, Эниста, Калга, Хьархичу, Хазин-гIала и другие. На сегодняшний день все эти поселения лежат в руинах полностью разрушенный временем, и войнами. По оценкам исследователей о древности башен и древних построек в Мулкъое - свидетельствует циклопичность построек, относительно грубая обработка камня и солярные знаки, выбитые на их стенах. В настоящее время практически все древние памятники и вся территория Мулкъоя, до сих пор остается самой неисследованной в горной Чечне.


31 мая 1995 году, родовое село тайпа Мулкъо Харсеной, которое насчитывало ни один век истории, было стёрто с лица земли за считанные часы с помощью 8 самолётов-истребителей. Дома, которые остались после той бомбёжки можно было пересчитать на пальцах одной руки. После тех известных событий, все оставшиеся жители селения разъехались по другим районам республики, оставив свою малую родину, то место, где они родились и прожили большую часть своей жизни. До высылки чеченцев и ингушей в просторы Сибири, данное село считалось одним из самых заселённых и обеспеченных сёл Шатойского района. Здесь насчитывалось около 700 дворов, школа, библиотека. Люди тогда, в основном, занимались земледелием и скотоводством.

Представители тайпа Мулкъой в основном проживают в городе Грозном, в селениях: Харсеной, в Шатойском районе, в Итум-Калинском районе, Гой-Чу ( Са1ди-К1отар), Гойское, Алхазурово, Гикало, Пригородное, Алды, Серноводская, Ассиновская, в Малгобекском районе с. Пседах РИ, Октябрьский р-он 30 участок (Сюр-корт), Ищёрская, Алхан-Юрт, Бамут, Борзой, в Урус-Мартановском районе, и в других чеченских селах. Историческая область тейпа Мулкъой находится в горах Итум-Калинского района, сегодня там никто не живет, со времен высылки чеченцев в Казахстан, а древние селения лежат в руинах.

Известные представители.

Умаров Докку — чеченский государственный, политический и военный деятель, последний президент Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ). Амир Кавказского эмирата.

Ильяс Ахмадов — чеченский военный деятель и политик, экс министр иностранных дел ЧРИ.

Бараев Арби - чеченский военный деятель, бригадный генерал ЧРИ, первый Амир Джамаата ИПОН (Исламский полк особого назначения).

Султан Пацаев — чеченский военный деятель, бригадный генерал ЧРИ.

Хамзат Идигов — чеченский военный деятель, полевой командир ЧРИ. командир полка спецназа «Борз».

Рустам Ажиев — (Абдул-Хаким Шишани) Aмир Батальона «аджнад аль кавказ» в Сирии. С 15 октября 2022 года возглавил чеченских добровольцев, участвующих в российско-украинском конфликте на стороне Украины.

Коттар Ибрахим-Хьажа — Известный чеченский богослов 19 века. По преданиям Кунта-Хаджи Кишиев поставил его миссионером Ислама в далеко отдаленные аулы Чечни, В Мулкъое находится и его Зиярт, который часто посещают люди со всей ЧР.

Дэги Багаев — чеченский тренер по вольной борьбе, мастер спорта СССР,… Заслуженный тренер СССР и России, один из основоположников чеченской школы вольной борьбы, первый из чеченцев получивший звание Заслуженного тренера СССР.

Бекхан Тунгаев — советский чеченский борец вольного стиля, мастер спорта СССР международного класса, призёр чемпионатов СССР, чемпион РСФСР (1972), 3-кратный чемпион Вооружённых Сил СССР, 2-кратный обладатель Кубка СССР, член сборной команды СССР по вольной борьбе.

Анзор Ажиев — известный чеченский боец MMA выступающий за Польшу.

Абдулаев, Мовлади — советский чеченский тяжелоатлет, мастер спорта СССР, тренер, судья международной категории.

Шамиль Никаев — чеченский боец MMA выступающий в США, чемпион Фламандии и Бельгии по ММА.

Аюб Гуданатов  — Мастер спорта международного класса по спортивной борьбе, многократный чемпион Мира, Европы и России по джиу-джитсу.

Абдул-Вагап Тепсаев — бывший председатель Президиума Верховного Совета ЧИАССР. до выселения работал oдним из первых руководителей Урус-мартановского и Ножай-юртовского районов.

Гехо Инаркаева — бывший министр бытового обслуживания ЧИАССР. ветеран второй мировой войны.

Арби Турпалов — бывший зам. председателя грозненкого гориспол-кома ЧИАССР.

Абуязид Абдуллаев — бывший первый руководитель Шатойского района ЧИАССР.

Хамид Магомадов — врач - хирург Городской больницы N 9 г. Грозного ЧР.

Тимаев Эльбрус — председатель Костанайский Чечено-Ингушского культурный центр «Вайнах» Генеральный директор одного из крупнейших предприятий области по производству и переработке зерна ТОО «Каззернопродукт». крупный меценат, умелый организатор, безусловный лидер в диаспоре, удостоен личной благодарности Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, Почетной Грамотой Ассамблеи народа Казахстана.

Мурад Мазаев — первый профессиональный кинорежиссер Чечни, снимал первый чеченский профессиональный художественный фильм «МАРШО» на чеченском языке.

Участники обороны Бресткой крепости призванных из ЧР. Выходцы из тайпа Мулкъой - Чадаев Сухи из Сел. Бенгарой Пропал б/в Погиб в крепости, Сардалов Элибек Сел. Бенгарой. Чеченец. Служил в 333-м стрелковом полку в 4-й роте. Пропал б/в Погиб в крепости (сведения мл. лейтенанта Бейтемирова С.-А.). Тугаев Абдурахман Сел. Бенгарой. Чеченец. Служил в 4-й роте 333-го стрелкового полка. Знаменитый прыгун в высоту. Погиб в крепости (сведения С.-А. Бейтемирова). из тайпа Мулкъой на фронт второй мировой войны из с. Харсеной ушли 47 мужчин из них вернулись домой только несколько человек.

Источники:

К вопросу о количестве чеченских тайпов. Натаев Сайпуди Альвиевич.[1]

Сулейманов А. С. Топонимия Чечни. — Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2006 г. (переиздание 1976—1985 гг.) [1]

Духовная территория и история тейпа Мулкъой, Салавди Чадиев. [4] [5] [14]

А.С. Сулейманов. Топономия Чечено-Ингушетии. 1976г. [18]

А.Х. Гутнов Россия и Центральный Кавказ в XVI-XVII вв.  [2]

1619 г. позднее мая 4 — Отписка терского воеводы Н. Д. Вельяминова. [3]

Я. Ахмадов. «История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века» [4]

Книга Алауди Мусаева «Шейх Мансур» [7]

Записки терского общества любителей казачьей старины. 1914. № 9. С. 73; Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. М. 1966. С. 200-203; Исаева Т.А. Указ. Соч. С. 20-21. [10]

Мухаммед-тахир аль-карахи блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. [9]

Горные чеченцы (ТС 7 1910) Терский Сборник. Литературно-научное приложение к «Терскому Календарю» 1911 г. Издание Терского Областного Статистического Комитета, под редакцией Секретаря Комитета Подъесаула М.А. Караулова 2-го. [11]

Список аланского историка Аздина Вазара. Газета «Республики» от 14 февраля 1991 года. Материалы разворота подготовлены старшим научным сотрудником ЧИГОМ Далханом Хожаевым. [12]

Кавказовед В.И. Марковин. [13]

Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина ХVI–30-е годы ХVII века). [3] [6]

Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С.151. [3]  [2] [6]

Русско-чеченские отношения: вторая половина XVI-XVII в. Кушева Е. Н. 1997. [7] [8]

«Журнал этнологии». Т.19. Берлин. 1887г (Zeitschrift fur Ethnologic Band 19/ Berlin. 1887). Кавказовед и археолог В. И. Долбежев [15]

БЕРЖЕ А.П. ЧЕЧНЯ И ЧЕЧЕНЦЫ Тифлис, 1959. [16]

Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т.I. Грозный, 1967. [17]



Автор А. Басхо


Рецензии