Толгский монастырь

Из Ярославля поплыли мы с детьми по Волге на теплоходике ночевать в Толгский монастырь. Дети были примерно 8-10-летние. В монастыре оказали нам приём жёсткий, но ночевать оставили. Молоденькая послушница гневно орала на меня за то, что посмела присесть на матрас, не застеленный простынкой. Устроившись, вышли осмотреть пустынную территорию. Запомнилось, как по зелёной траве инокиня выгуливала котика на шлейке , - наверно, игуменского. Мимо пронеслась монастырская работница на велосипеде, только длинная коса трепыхалась на ветру. Ветерок, тишина и запустение.
Есть там реликтовая кедровая роща, куда вечером направляется крестный ход с иконой. Но паломникам в рощу хода нет, их оставляют за решеткой. Вдруг кедры затопчут, ветки обломают.
Утром длинная служба, сестры парами, как сиротки, чинно и боязливо подходят к мощам Игнатия Брянчанинова. Не достояв службу, мы отправились восвояси, грустные, голодные и смирённые до зела.
Выйдя из ворот, поплелись к пристани. Вдруг слышу:
- Подождите, подождите!
Оглядываемся, - бежит за нами инокиня. Привратница, сидевшая в будочке у ворот. Бросила своё послушание, чтобы догнать.Несёт нам пол-ковриги ржаного монастырского хлеба!..
- Возьмите в дорогу, вы голодные.
Меня слёзы прошибли, и до сих пор не могу вспоминать без слёз. Только успела имя спросить: инокиня Лаврентия.
Потом мы отламывали и ели этот душистый хлеб, и даже кидали корочки чайкам, летевшим рядом с теплоходом. А чайки на лету поворачивали головы и смотрели нам в глаза своими черными глазками.


Рецензии